Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да приш­ла к нам скорбь, нуж­но ждать уте­ше­ния, а за уте­ше­ни­ем нуж­но ждать опять скор­би.

преп. Иларион

Нель­зя про­жить так, что­бы ник­то нас не опе­ча­лил или не ос­кор­бил, а Апос­тол го­во­рит: яко мно­ги­ми скорбь­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Царствие Бо­жие (Де­ян. 14, 22), и тя­го­ты друг дру­га но­си­те, и та­ко ис­пол­ни­те за­кон Хрис­тов (Гал. 6, 2). Бу­дем по­э­то­му про­сить, что­бы нам с са­мо­у­ко­ре­ни­ем и сми­ре­ни­ем нес­ти скор­би, не быть по­беж­ден­ны­ми от зла, но бла­гим по­беж­дать злое и с Про­ро­ком ска­зать: с не­на­ви­дя­щи­ми ми­ра бех ми­рен (Пс. 119, 6).

преп. Иларион

Ког­да бу­дут скор­би и вы бу­де­те не в си­лах пе­ре­нес­ти их, тог­да от все­го серд­ца об­ра­ти­тесь к Гос­по­ду, Ма­те­ри Бо­жи­ей, свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, свя­то­му, имя ко­то­ро­го но­си­те, и скорбь об­лег­чит­ся.

преп. Нектарий

Память Святителя Иоанна, митрополита Тобольского Суббота 3-ей седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, вся земля не только от Урала и до Приамурья, но и вся русская земля, весь православный мир чтит память великого просветителя земли Сибирской – святителя Иоанна Тобольского. Что же оставила нам память об этом человеке? Какой можно пример взять из его жизни? «Был тих, скромен, благорассудителен, о бедных сострадателен, милостив», – так пишет об этом человеке летописец. И святитель Иоанн Максимович – последний святой, который был канонизирован до революции нашим великим страстотерпцем царем Николаем Вторым. Великое почитание имеет этот святой на нашей земле не только благодаря своей благочестивой жизни, а именно еще из-за своих писаний, который он оставил.

Спрашиваешь иногда у людей, что же нужно, чтобы оставалась память о нем. Люди отвечают просто: сына вырастить, дом построить, дерево посадить. Вот и все. Но жизнь показывает, что все это канет в Лету, все это исчезает. И сын куда-то девается, и дом исчезает, если из него уходят люди, его бросают дети и внуки. И дерево завянет или его срубают для чего-нибудь полезного, для какого-нибудь полезного дела. Остаются только слово, которое мы оставляем на этой земле. И это еще раз подтверждает то, что именно в слове заключается все – и гибель и спасение каждого человека. И вот этот святой, святитель Иоанн, оставил для нас удивительную книгу. Может быть, кто-нибудь из вас с ней знаком, но если не знаком, то маленькая просьба – познакомьтесь. И я думаю, что вы никогда не оставите эту книгу без своего внимания, и она станет вашей настольной книгой. Она называется «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей». Это тот вопрос, который волнует всех людей. Почему это происходит так, а это так? Почему это белое, а это черное? Почему это вверху, а это внизу? И так далее.

Вот нам ничего не понятно по жизни, и поэтому человек путается, благодаря козням лукавого, которые раскиданы по всему миру, и теряется. А вот как раз знание простых истин дает человеку возможность идти по правильному пути. Для чего священники просят: люди, ну просто выполняйте простые элементарные человеческие требования: читайте утром и вечером молитвы, открывайте Евангелие, Псалтирь, читайте молитву Иисусову, исповедуйтесь, причащайтесь. То есть минимум требований для того, чтобы считать себя причисленным к этому славному роду христиан. Многое не требуется: нужно быть милостивым к бедным, сострадательным к людям. Это минимум требований. Почему-то для нас это очень тяжело. Как говорит русская пословица, а может быть она и не русская: своя рубашка ближе к телу. Я думаю, что это пословица любого не христианина. А у христианина как раз другая должна быть пословица, символ его жизни: душу вою положу за други своя. Вот это образ жизни православного христианина делать все для других, и вас Господь никогда не забудет. И хочу вам зачитать некоторые удивительные слова, которые он написал в «Илитропионе».

Первое, наш успех христианской нашей жизни зависит от того, как мы собственную нашу волю будем покорять воле Божьей. Чем искреннее будет наша покорность воле Божьей, тем обильнее к делу преуспения нашей жизни.

Вот вся проблема у нас в том, что да, мы слушаем, что говорят нам наши родители: в одно ухо влетает, а в другое вылетает. И даже перед проповедью надо всегда молиться: Господи, помоги нам запомнить то, что говорил священник на проповеди. Чтобы эти слова, которые он говорит из Священного Писания, были на пользу мне и моим детям. А то бывает, что стоим, слушаем, выходим и ничего не запоминаем. А почему? Потому что опять не молимся. Приходят люди, спрашивают: батюшка, помогите, дайте совет, что делать. Пост, молитва и послушание духовному отцу. Что можно еще нового придумать под этим небом на этой земле? Ничего! Да, еще у нас появляется много «умных» людей, которые говорят: да что эти православные! У них все так просто, а вот у нас в наших учениях смотрите, как все интересно: космос, познания и так далее и так далее. Я не хочу повторять все эти гадости, в которые они уловляют людей.

Просто интересный такой факт узнал недавно, что не знаю, сколько у нас православных людей ходят в храм Божий, живут по законам Божьим, но сектантов у нас в России шесть тысяч организаций, около двух миллионов человек. А мы еще удивляемся, кто нам пакостит, кто нам придумывает всякое нехорошие постановления и так далее. Это все из той же братии, то есть из врагов Христовых и наших. Потому что мы же последователи Христа, а мы ни кем не любимы. Миром, который лежит во зле и служит сатане, христианин не может быть любим. Это против Евангелия. Мир во зле лежит, а как же может зло полюбить добро?

И второе. Ничего в мире происходит вопреки воле Божьей или без Его попущения. Случай – фортуна – благоприятный или печальный не есть нечто реальное, но одно мечтание язычников.

Как люди друг другу желают удачи. Это и есть та самая фортуна, то есть православный христианин говорит: удачи тебе в бизнесе, то есть посылает тебе в Боге удачу, фортуну, чтобы у тебя было все хорошо. Как же страшно и глупо слышать такие слова из уст человека, который поклоняется, чтит только одного Бога. Блаженный Августин спрашивал язычников как раз об этом: что же богиня ваша Фортуна иногда бывает добра, а иногда бывает к вам зла? Быть может, когда она злится, она перестает уже быть богиней и превращается в злобного демона? Христианская мудрость совершенно отвергает такое божество. Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство – все зависит только от Господа. И эта истина подробно описывается и раскрывается в Священном Писании. И вот еще какую тему он поднял.

Многие обманываются по своему крайнему невежеству, думая, что только зло, проистекающее от естественных причин: наводнения, землетрясения, неурожаи и так далее, дороговизна на предмет удовольствия, атмосферное давление, болезни, внезапная смерть, происходят не по воле Божьей. Думают также и они, что все злостные деяния, происходящие от противозаконного человеческого умысла, от неправды, то есть ругательные слова, насмешки, обманы, подлоги, хищения, обиды, действия, грабежи приключаются без промысла Божия, но единственно по человеческой злобе. Верующие так, это жалобы людей, не ведающих и не боящихся Бога. Эти жалобы не достойны христианина.

Вот у нас сейчас многие возмущаются пенсионной программой. Не знаю, а чем тут возмущаться? Все, что мы достойны, получаем из руки Божьей. Все! Только сейчас я об этом говорил. И зло и добро, все, что заслужили, получаем, и несем, и исправляем. Именно мы исправляем это, когда мы это несем без ропота. А если мы ропщем, будет только хуже. Вот святой Киприан Красноречивый богоугодный архиерей Карфагенский оставил нам пятнадцать таких направлений, как нам надо жить. Я просто перечислю вам коротко. Первое. Непоколебимое мужество в вере, скромность и разборчивость в употреблении слов и других выражений наших мыслей и чувств. Во всех делах должна быть правда и истина. В отношении к другим – милосердие. В отношении нравов – исправление. Никаких обид не творить, а сделанную нам обиду благодушно и терпеливо переносить. Со всеми жить мирно, Бога любить всем сердцем. Любить Бога, ибо Он Отец, бояться Бога, ибо Он Бог, Иисуса Христа никогда ни с кем не сравнивать, сердечной любовью соединяться с Ним. К честному Его Кресту прибегать и вообще к Христовым страданиям быть истинно внимательным. И последнее. В беседах о пресвятом имени и достоинстве Христа Спасителя нашего быть твердым и постоянным во всем том, что касается нашего вероисповедания.

А то я спрашиваю у десятилетней девочки: ты православная? Да. А может ты католичка? А может ты протестантка? Ой, а я не знаю. Как же твои родители не научили тебя четко говорить, кто я такая? Я православный христианин! Все. Это должны знать все наши дети. Другого имени у нас нет. То есть на любой вопрос: я православный христианин, исповедую веру в Пресвятую Троицу. Вот так четко должны отвечать мы с вами, и так должны отвечать четко наши дети. И вот если вы эту книгу «Илитропион» начнете читать, убедитесь сколько ответов на ваши вопросы вы получите именно потому, что святой Иоанн Тобольский настолько возлюбил Бога, настолько исполнил эти две заповеди: возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всем умом твоим, что не смогло его сердце, не смогли его уста молчать, чтобы не оставить нам вот эти богодухновенные поучения.

Молитвами святителя Иоанна Тобольского, Господи, спаси и сохрани нас грешных.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)