Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Великая Суббота Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Да молчит всяка плоть человечья, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе не помышляет, потому что Владыко и Спаситель, Царь наш Иисус Христос заклался ради нашего спасения, чтобы дать Свою плоть нам в снедь и Свою кровь нам в питие. И не только для этого Господь совершил подвиг крестных страданий и воспринял мученическую смерть за послушание Богу. Этим самым Он нам утвердил наш путь спасения, чтобы мы, причащаясь Его Тела и Крови, шли за Ним этим крестным путем послушания Богу.

Сейчас Господь телом лежит во гробе. Но где Его Богочеловеческая душа? Его душа в это время сходит во ад, чтобы оживить и воскресить тех ветхозаветных праведников, которые уже очень давно ждут Его пришествия и спасения. Как мы слышали в святом Евангелии, что по Воскресении Господа многие телеса усопших воскресли и вошли во святой град. В Пасхальном каноне говорится об этом событии следующее такими вот словами: «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хвляще вечную». Те ветхозаветные праведники, которые своей земной жизнью утвердились в вере во Христа, которые Его ожидали и которые жили по воле Божьей, они теперь получают избавление от смерти. Они, прожив земную жизнь, не получили сразу избавление, а получили только после того, как Спаситель наш совершил Свой подвиг ради нашего спасения. Но цена этого подвига – Его святая божественная кровь.

Мы стоим здесь в этом святом храме и сознаем, что вот это божественное повеление о том, что нельзя ни о чем земном помышлять, мы не можем исполнить как должно. Мы это видим по своему состоянию. А почему это так? А потому что отчаиваться не следует. Мы находимся еще пока на начальном этапе духовного развития. Мы еще младенцы во Христе. И мы не можем пока в полную меру совершать все, что нам повелено. Что такое: ничтоже земное помышлять? Что это означает? Это означает иметь такое состояние духа и сердца возвышенное, преданное Богу, самоотреченное, которое не может ничего в эти святые и страшные дни даже и помыслить, потому что Сам Господь за нас пострадал и умер. Что земное может отвлечь от этого нас? Воистину ни что. Но наше окамененное сердце это недостаточно чувствует и воспринимает.

У старца Паисия в одном из писем есть такие слова к одной из его духовных чад. Он говорит: я думал, ты благочестивая. Вот мы все присутствовали на службе, когда читали 12 страданий Утрени Великого Пятка, 12 Евангелий о страданиях Спасителя, после этого все приложившись ко Кресту, расходятся восвояси, оставляя Христа висеть здесь в храме Одного. Ни Пресвятая Богородица, ни Иоанн Богослов, ни жены-мироносицы так не поступали. Они стояли при Кресте Спасителя до самой Его смерти. И вот старец Паисий в лице вот этой сестры, укоряет в этом всех нас, что мы по своему, несамоотречению, по саможалению разошлись, как и все, чтобы отдохнуть, чтобы подкрепиться, чтобы развлечься и так далее. И мы понимаем, что если, вот как в Пасхальном каноне говорится: «Вчера спогребохся Тебе Христе». И вот чтобы сегодня спогребстись нам со Спасителем, надо нам было хотя бы вчера Ему сораспинаться, стоять у креста, каяться, плакать о своих грехах, терпеть усталость плоти, голод. Но мы это ничего не сделали, да, наверное, большинство из нас не в состоянии было это сделать, потому что мы пока еще новоначальные. Но мы, по крайней мере, знаем, что это для нас наше состояние не идеал, что мы грешные, что мы далеки от Бога и очень далеки от совершенства.

И вот взирая на святой гроб Спасителя нашего, на святую Плащаницу, мы сознаем, что нам надо еще очень много потрудиться в духовной жизни, очень много потерпеть, ибо сказано: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лук. 21, 19). А что потерпеть? Ну конечно, терпят только скорбное и болезненное. Да и знаем мы, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но мы знаем и то, что говорит апостол: если с Ним постраждем, с Ним и спрославимся (Рим. 8, 17). И поэтому мы, осознавая свою слабость, немощь, свое бессилие, сами без Божьей помощи последовать за Спасителем в несении своего креста, мы все это понимая, уповаем на помощь Божию, которая не всегда бывает для нас приятна. Промысел Божий ведет всех любимых Богом путем скорбей, ибо «егоже любит Господь, наказует; и биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6).

И вот сегодня, взирая оком веры на страдания и животворную смерть нашего Спасителя, мы в ту же мысль вооружаемся, что нам тоже необходимо пострадать, чтобы сделаться последователями Христа, чтобы сделаться любимыми чадами Божьими. И мы заранее подготавливаемся к этому. Когда придет положенный для каждого верующего час страданий, мы Господа всегда будем за это благодарить, ибо Господь Сам первый совершил все это для нас, совершил Господь безгрешный в отличие от нас грешных. И вот мы с вами сегодня поклоняясь пречистому гробу нашего Спасителя, почитаем Его Пречистую Матерь, Которой сегодня мы празднуем Благовещение, то есть тот день, когда явился Ей Архангел Гавриил. И нашествием Святаго Духа был зачат бессеменно наш Спаситель Господь Иисус Христос, зачат для того, чтобы положить начало нашего спасения, начало нашего обоживания, нашего приобщения к духовной жизни.

И вот сегодня мы не будем многословны, ибо пред гробом Господа нашего не подобает ничего говорить. И мы, припадая к Его святому гробу, молим Господа, чтобы он нас Сам спас, вразумил, укрепил, укрепил нашу слабую волю, наставил, умудрил ко пути спасения, и чтобы мы встретили день святой Пасхи в радости и продолжили духовную жизнь уже в благодатной церковной жизни.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)