Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­на­шес­кое де­ло на­ше: сми­рить­ся, да пок­ло­нить­ся, да поп­ро­сить про­ще­ние – тем и оп­рав­дан.

преп. Иларион

В на­ши вре­ме­на Бог не по­сы­ла­ет под­виж­ни­кам та­ких ис­пы­та­ний, как древ­ним, по­то­му что не мог­ли бы по­нес­ти, и не по­да­ет древ­них да­ро­ва­ний, что­бы не воз­нес­лись без­мер­но.

преп. Лев

Хра­ни со­весть, блю­ди мир, тру­дись по си­лам, мо­лись всег­да: хо­дя, ле­жа, вку­шая, и бу­дешь со вре­ме­нем по­хо­дить на мо­на­хи­ню, и Гос­подь пре­бу­дет с то­бою нав­сег­да.

преп. Анатолий

Великая Суббота

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот дорогие отцы, братья и сестры, наступил день преблагословенной Великой Субботы. Мы вновь с вами предстоим у святого гроба Спаса и Бога нашего Иисуса Христа. Вновь и вновь поклоняемся Его святой плащанице. И вот эта плащаница заставляет нас задуматься о многом. Большинство из нас не первый год прикасается к этому священному изображению, к этому умилительному виду, как Господь в покое плоти Своей лежит во гробе. Но если бы мы вспомнили и осознали, каким на самом деле лежало Тело Спасителя во гробе, то человеческое сознание бы содрогнулось от ужаса того умаления, можно сказать безобразия и поругания тела Христа Спасителя, принявшего и заушение, избиение плетьми и побиение в преторе воинами римскими. И тяжелый путь на Голгофу, когда Он падал под тяжестью Своего Креста, падал на эти камни, которые безжалостно уродовали Его пречистый Лик и все Его Тело.

Но премудро святая Церковь не изображает всего этого ужаса, чтобы в этом бесславии человечества Христа мы могли осознать и увидеть славу Божества. Потому что Христос хоть и поруган ныне плотью, бесславно умерщвлен, но Он пребывает с Отцом и Духом, «вся исполняющий», как говорит песнопение церковное, будучи неописанным. Он, Един от Троицы, совершает этот великий единственный исход, изводя с Собой всех верующих в Него от тления к нетлению, от смерти к жизни. И не просто жизни, но вечной жизни с Ним, с пребыванием с Ним, источником нашего воскресения, нашей славы, нашего бытия и всего, что Господь уготовал любящим Его.

Не случайно сегодняшняя плащаница полагается перед нами в этом виде. Предыдущие дни Страстной седмицы были наполнены очень много человеческими событиями, в которых участвовал Господь, как Богочеловек, пришедший во плоти в этот мир — воскрешение Лазаря, торжественный вход в Иерусалим, Его приходы в храм Иерусалимский, беседы с первосвященниками, с саддукеями, предательство Иуды, тайное Вечере, все это многие сложные события. Соплетение злобы иудеев, страх и предательство Иуды, потом отречение Петра. Наконец суд над Ним у Пилата, суд первосвященников в ночи Великого Пятка, Ирод и многое, многое другое. Но все это упраздняется после Его смерти, упраздняется с тем, чтобы наша мысль была прикована всецело и совершенно лишь ко Христу в этот день великий день Субботы. Именно поэтому Церковь сегодня воспевает: «Да молчит всякая плоть человеча, и ни что же земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Все это сотворено Христом для того, чтобы Он, субботствующий плотью, не бездействовал, как нам порой по-человечески кажется. Потому что покой субботы (само слово «покой» переводится с еврейского) не означает какое-то бездействие, какую-то расслабленность, но лишь небольшую передышку в деятельности человека. И вот Господь хотя и почивает телом во гробе, но Он неустанно действует, желая спасти человека. Он душою Своею сходит во ад, изводя всех, ожидавших Его пришествия, веровавших в Него и уверовавших там в Него, явившегося в блистании Божества в этих адских темницах, чтобы извести их с Собою к жизни вечной. Именно об этом говорит нам сегодняшнее песнопение, сегодняшний день, сегодняшнее событие. По сути, отсутствие их, когда умолчали мироносицы по заповеди, ожидая в этом покое, чтобы прийти и плакать на гробе.

Но Господь этим покоем говорит нам очень и очень многое, гораздо большее, чем может сказать любое действие человека. Он готовит нас к Своему Божественному Воскресению, пытается отвлечь нас от всей той суеты, к которой мы так пригвождены своими помыслами. В этот день Он пытается сосредоточить нас с вами на том величии Его дел, на том, что Он спешит совершить, даруя человеку Воскресение Своего живоносного гроба, чтобы мы с вами могли стать общниками этого Воскресения. Потому что оно совершается и в этом гробе, но и в сердце каждого из нас с вами. Если там мы не узрим этого Воскресения своего духа во Христе Иисусе, воскресшего из мертвых, то, сколько бы мы не прославляли Христа, мы рискуем быть лишены этой радости и вечного воскресения.

И вот снова возвращаясь к плащанице, осознаем, что этот гроб готовится к тому, чтобы стать рая краснейшим, воистину всякого царского чертога светлейшим, стать источником нашего воскресения. И в этот последний предпасхальный, но такой великий, такой удивительный, такой покойный и в тоже время беспокойный для Бога в Троице день приуготовим себя к этому великому событию — Пасхе. Упразднимся от суеты своих дел, от бесконечного бега своих мыслей, осознаем, что Господь, почивая плотью, призывает и нас упраздниться телом от суеты земных дел, но помыслами своими, своим сердцем сойти туда с Ним во ад, где Он уже совершает тайну Своего Воскресения, изводя всех умерших из ада, чтобы и нам с Ним совоскреснуть, совосстать своей душой в Царствии Его, которому не будет конца и где есть радость вечного Воскресения Христова. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)