Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­ло не в слож­нос­ти ис­по­ве­ди, а в сок­ру­ше­нии серд­ца: „Гос­подь зрит серд­це".

преп. Нектарий

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Так сегодня поется в кондаке Вознесения Господня. И о чем же здесь повествуется, дорогие братья и сестры?

Господь Иисус Христос всеми делами Своей жизни земной и крестной Своей смертью исполнил то, что было предначертано в Священном Писании, в Ветхом Завете. Он исполнил все до последней буквы. Что же Он делал? Он выполнил Свое обещание: Он соединил земное с Небесным. Он людей, живущих здесь на земле, соединил с небесным миром, соединил нас со Своими Ангелами и даже, как говорят многие святые отцы, поставил превыше воинства ангельского, превыше ангельского чина. Вот «Так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего» (Ин. 3, 16). Насколько эти слова должны войти в наши сердца, чтобы мы поняли ту ответственность, ту любовь, которую Сам Господь пронес во все годы Своей жизни, и что Он оставил нам в наследство, и почему весь мир против нас, и никогда он не будет с нами. Господь сказал в Священном Писании, что любящий Бога не любим этим миром, а возлюбивший этот мир, не может возлюбить Бога всем сердцем, всем помышлением, всем умом своим. И вот эту связь с самого детства, когда мы, будучи крещены святым крещением и получив дары Святаго Духа, бесы, князь поднебесный со своим воинством пытается разрушить. Детей мы называем ангелами. Но вот когда подрастают эти ангелы, почему-то люди перестают называть друг друга ангелами.

Что же с нами происходит? Почему мы добровольно своими собственными усилиями разрываем эту невидимую связь с небесным миром, которую мы даром в святом крещении детьми получаем от Бога? Зачем мы это делаем? Большое, конечно, здесь влияние оказывают наши родители, которые или потворствуют этим бесовским силам и не воспитывают детей в законе Божьем. Поэтому святитель Николай Сербский и называл это воровством духовным, что нельзя воровать детей у Бога, потому что это Ангелы небесные, которых дал нам Господь. Глядя на них, мы понимаем, что Бог есть. И как страшно слышать от ребенка, который уже не ребенок, а отрок будучи четырнадцати или шестнадцати лет, говорит, что нет Бога. Ну как же так? Семь лет назад этот же ребенок говорил: есть Бог. Что же с ним произошло? Куда же смотрели родители? Да потому что бросили они его, забыли, предались своим суетным делам и оставили вот этого ангела одного перед лицом всего бесовского воинства без защиты, без утешения, без надежды, без веры, без ни чего, занявшись своими непонятно какими суетными делами. И почему же тогда в душах людей взрослых посеевается уныние, депрессия, отчаяние и плодятся всевозможные парапсихологи, люди, которые якобы занимаются психологической подготовкой, лечением людей. Зачем они нужны, если есть родители? Вот самый главный психолог в семье.

Вот эта связь с родителями, когда ребенок выходит из послушания родителям, и разрывается эта ангельская связь с миром небесным. И вот эту связь надо именно хранить. И поверьте, никогда ее не поздно вернуть, возобновить, связать, и чтобы опять ребенок, уже взрослый человек, жил в связи с Богом. Никогда не поздно все вернуть на пути своя. И Господь нам в Священном Писании неоднократно это показал и научил, как это делать. То есть не просто Священное Писание это какой-то свод законов. Нет. Священное Писание это свод законов и методичка для того, как надо жить. То есть нам даны как бы все пути ко спасению. И вот есть люди взрослые, и мы их все знаем, и они изображены как раз на иконах в этом храме, которые стали Ангелами во плоти. И преподобный Амвросий Оптинский и все преподобные старцы Оптинские, и наши новомученики Оптинские, которые своей жизнью, любовью во Христе доказали кем они являются и к кому они стремятся. Все мы читали книги, в которых написано про их жизнь. А преподобный Серафим Саровский. Какую же любовь стяжал простой человек, который говорил, что если накажут разбойников, которые хотели его убить, то он уйдет из Саровской пустыни. Это же какую надо иметь ангельскую любовь – не показную, а именно небесную, потому что это не человеческая любовь. Это Божья любовь, когда тебя распинают, унижают, смеются, издеваются, а ты продолжаешь их любить. Это прерогатива только Ангелов небесных.

И вот люди, которые полностью доверили свое сердце, свой ум, все свои помышления Богу, как раз и становятся такими Ангелами. И они показали нам, что любой из нас точно так же может стать таким Ангелом. И не важно, монах ли он, священник, Патриарх или просто домохозяйка, стоящая у плиты и живущая по законам Божьим. И любой из нас, предавшись полностью во власть Божьих законов и Божьей любви, может стать таким Ангелом, и как говорил преподобный Серафим Саровский, вокруг него спасутся тысячи, глядя на его такую молчаливую (даже можно не говорить, а только выполнять законы Божьи) праведника Божия, люди будут стремиться к этому Богу, Который такие изменения делает в Своих людях, что они живут в этом суетном, страшном, мятежном мире и ничего не бояться, кроме одного – как бы не оскорбить любовь Отца Небесного.

Почему же Господь вознесся не в небе над Иерусалимом, а где-то рядом на расстоянии субботнего пути? Потом у что ничего бы это не дало для спасения людей. Потому что Он же творил чудеса, воскрешал людей, а Его хотели убить; исцелял безнадежно больных, а Его гнали, смеялись и говорили, что Он это делает силою бесовскою. И даже это чудо Вознесения Господа не удивило бы сердце этих черствых людей. Каждый из нас при таинстве святого Крещения облекается во Христа, при помазании получаем дары Духа Святого. И вот тот Дух Святой, который мы получаем при таинстве крещения, порой мы даже не теряем, а закапываем в землю. Поэтому вспомним евангельскую проповедь, когда купец нашел одну прекрасную жемчужину на поле и ради нее, этой жемчужины, найденной на поле, покупает все поле, на котором находится эта жемчужина (см. Мф. 13, 44-46). То есть, братья и сестры, имение, которое продал этот купец, для того чтобы купить это поле с жемчужиной, это наша человеческая плоть со всеми нашими страстями, желаниями. И вот мы продаем нашу плоть, оставляем этому миру только для того, чтобы Дух Святый – эту жемчужину, иметь у себя в сердце. И тогда Дух Святый будет в нас жить, и все дары Духа Святого будут преизобильно приумножаться и проявляться в нас и в наших близких через нас, через нашу жизнь. И совсем будет нам обидно, что когда (не у всех, конечно) бесценный бисер, который дает нам Господь, будет бездарно закопан в этой нашей плоти, в этом нашем поле.

Но вот вспоминая всех святых угодников Божьих, которые жили, вспомним и о том, не претерпевали ли они каких-то гонений или укорений от всех, которые вокруг них находились. Нет, претерпевали. Но с каким благодушием, с какой надеждой на Бога и с каким упованием они это делали. Это для нас всех пример. И вот вспомним со святыми мучениками такие слова: Аз есмь с вами, и никто же на вы. Вот это и есть те слова, которые красной нитью прошли даже сквозь жизнь нашего русского народа. Нет у русского народа никаких союзников, как неоднократно говорили наши правители. Один только Бог правит нашей страной. Как сказал один правитель: Россия живет не по законам, а вопреки всем законам земли. Потому что весь мир хочет нас уничтожить, весь неправославный неправоверный мир, а мы не на зло, а вопреки всему живем, хвалим Бога и этим самым, конечно, вызываем раздражение у бесовских сил.

И вот святитель Григорий Палама говорил такие слова: Все из нас воскреснут, но не все вознесутся. То есть внимательно вслушайтесь в эти слова – все мы воскреснем, но не все вознесемся. А вознесутся только те, кто действительно верит в Святое Писание, в Святую Троицу и во все то, что написано в Священном Писании. И вот как многие неправо мыслят о празднике Святого Вознесения. В некоторых нехристианских религиях говорится даже о том, что вознесся Господь на небо без тела. Церковь православная осуждает эту ересь, потому что Господь пришел на землю именно для того, чтобы взять нашу человеческую плоть и вместе, облекшись в эту человеческую плоть, вознестись на небо, что и нам всем предначертал. Мы помним слова Спасителя: Ищите же прежде Царствия Божия и правды его; и это все приложится к вам (Мф. 6, 33). Господь не призывает нас оставить все наши земные дела, но говорит о том, что в первую очередь мы должны не забывать и искать Царствия Божия, а потом уже предназначение человека на земле служить ближнему своему. И Господь каждому из нас говорит: Ищите правды Божьей, научитесь жить по правде Божьей. И потом, когда для тебя наступит вечность, для тебя это будет то состояние, к которому ты сам себя приготовил.

Помните этот день Святого Вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа. Устремим же все наши сердца к безмерно любящему нас Богу во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)