Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Из­ве­ст­но нам, от Пи­са­ния Свя­то­го, что соз­да­ны мы не для то­го, чтоб толь­ко есть вкус­но, да жить при­ят­но, и гу­лять и ве­се­лить­ся без па­мя­ти. Мы соз­да­ны есь­мы на де­ла бла­гая, и сред­ством ко­их в крат­кой сей жиз­ни стя­жа­ва­ем веч­ную бла­жен­ную жизнь, к ко­то­рой все бла­го­да­тию Бо­жи­ею приз­ва­ны. Так здеш­ний век наш есть вре­мя неп­рес­тан­ных дел те­лес­ных и ду­шев­ных, а бу­ду­щий век при­я­тие по де­лам.

преп. Моисей

Еже­ли внут­рен­ний че­ло­век не по­у­ча­ет­ся в за­ко­не Бо­жи­ем и не пи­та­ет­ся и не ук­реп­ля­ет­ся чте­ни­ем и мо­лит­вою, то по­беж­да­ет­ся от внеш­не­го, и им­же по­беж­ден бу­дет, то­му и ра­бо­та­ет. От се­го ви­дят­ся де­ла угод­ные тем, но про­тив­ные Бо­гу, ка­ко­вые суть: гор­дость, среб­ро­лю­бие, чре­во­объ­я­де­ние, со­вер­ше­ние вся­ко­го ро­да по­хо­тей, празд­нос­ло­вие, сме­хи, гу­лянье, пи­ян­ство, зло­ба, лу­ка­в­ство, ложь, за­висть, лень и про­чие. Вот пло­ды се­я­ния в плоть, и по­се­му плоть и кровь Царствия Бо­жия нас­ле­ди­ти не мо­гут.

преп. Моисей

Ког­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

Вторник Светлой седмицы

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! «Свойственно ли мертвому приводить мысль человеческую в такое умиление, чтобы люди отрекались от отеческих законов и поклонялись Христову учению?», — спрашивает у нас Афанасий Великий. Конечно нет, потому что Христос Воскрес, живой Бог, и покланяемся мы с вами живому Богу. И это веселит наши сердца, особенно в эту Светлую, святую пасхальную седмицу.

Не случайно Святая Церковь целую неделю празднует Воскресение Христово — чтобы мы с вами лучше прочувствовали, чтобы мы по-настоящему увидели, как сказано в воскресном тропаре: «Воскресение Христово видевшие». Человек, который со Христом живет, со Христом распинается, умирает со Христом, он со Христом и воскресает.

Это Воскресение Христово мы все с вами переживаем в нынешний момент, если мы истинно, по-настоящему христиане, если мы искренне проводили дни Великого Поста, Господь нас оживотворяет Духом Своим через наши определенные действия. Он готов каждого спасти и желает, чтобы каждый из нас в меру истины вошел. Все дело всегда в нас. Господь готов, Он всегда, как сегодняшних учеников Своих, идущих в Эммаус, поучает нас как необходимо жить, открывает глаголы вечной жизни.

«Невозможно человеку вести жизнь чистую, когда он не верует в Воскресение. А кто не знает за собой ничего худого, те и говорят, и желают, и веруют, что получат воздаяние», — сказал Иоанн Златоуст. Глубокие слова, говорящие нам о том, что живем мы чисто только потому, что помним о Воскресении Христовом. Нравственный закон в человеке существует лишь потому, что есть закон смерти и закон воскресения. Помня о том, что мы умрем, мы помним, что мы и воскреснем, а, соотвественно, нам необходимо жить чисто, более чисто, во всяком случае, чем мы живем сейчас, стараться идти путем заповедей Христовых.

Хочу вам привести достаточно большую цитату Григория Нисского об этом: «Если нет воскресения, то из-за чего труждаются и любомудрствуют люди, порабощающие удовольствия чрева, любящие воздержание, дозволяющие себе кратковременный только сон, вступающие в борьбу с холодом и зноем? Скажем им словами Павла: «ямы и пием, утре бо умрем» (1 Кор. 15, 32). Если нет воскресения, то смерть есть предел жизни, то оставь обвинения и порицация, предоставь невозбранно свободу человекоубийце: пусть прелюбодей дерзновенно строит ковы против брака; пусть любостяжатель роскошиствует на счет своих противников; никто пусть не останавливает поругателя; пусть клятвопреступник постоянно клянется, ибо смерть ожидает и того, кто соблюдает клятву; пусть иной лжет, сколько хочет, потому что нет никакого плода от истины; никто пусть не милует бедных, ибо милосердие останется без награды. Такие рассуждения производят в душе беспорядок хуже потопа, они изгоняют всякую целомудренную мысль и поощряют всякий безумный и разбойнический замысел, ибо если нет воскресения, нет и суда, если не отъемлется суд, то вместе с ним отвергается и страх Божий, а где не уцеломудривает страх, там ликует дьявол». Поэтому, только понимая закон Воскресения Христова и всем сердцем принимая его, мы можем жить чисто, целомудренно, праведно. Именно поэтому вот эта неделя дана нам, чтбы мы по-настоящему ощутили Воскресение Христово в наших сердцах, чтобы мы каждый день об этом задумывались и через это воскрешались. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55), — сказано в апостольском послании.

Сегодняшний день ознаменовался для Оптиной Пустыни еще одним событием — 18 апреля 1993 года, 24 года назад, Господь попустил жалу смерти кратковременно прикоснуться трех наших иноков — иеромонаха Василия, инока Трофима и Ферапонта. Но именно вот это кратковременное жало, оно их и возвеличило. Ибо в этот день Воскресением Христовым оно еще больше, как бы адамантило их  смерти. Господь принял их в Свои селения. Мы надеемся, что в селения праведных, ибо не случайно им  была послана именно праведная смерть, праведная кончина, о которой мы все молимся — смерть в Пасху Христову. Смерть в состоянии именно воинов Христовых, потому что монахи — это воины Христовы, как нам известно. Поэтому мы о них вспоминаем гораздо чаще, чем если бы они умерли в другой день. Каждую Пасху, думаю, что вся братия без исключения, помнят, что она обагрена этой смертью, и каждую Пасху мы вспоминаем и молимся о них.

И не столь важно для нас, на самом деле, прославят их или не прославят... Каждый год у нас идут вот эти разговоры: а прославлены ли мученики оптинские, как называют их? Прославляет Господь. Для этого должны явиться какие-то чудеса, связанные с ними. Пока, к сожалению, их очень мало, для того, чтобы в комиссию по канонизации что-либо послать, потому что должно быть истинное удостоверение, что перед нами угодники Божии. Но сама их смерть, она праведна. Она многих из нас, как бы заставляет задуматься и о нашей с вами смерти, о том, что, во-первых, внезапно она может прийти и готовы ли мы к ней?

Милостию Божией кончина этих трех людей была поистине мученическая, вернее, поистине праведная, потому что они умерли в такой день и умерли не сами даже, а от руки убийцы. Мы не знаем во святых они у Господа Бога или нет, но учиться из этого случая мы с вами должны. Познавать и иметь любовь к Господу Воскресшему в этот день и воскрешающего и нас с вами в свое время. Все мы воскреснем, об этом нужно помнить! В каком только чине воскреснем, кто мы будем тогда? Это зависит от нас. что мы взяли в этой жизни, что мы приобрели, какие добродетели или, какие, наоборот, злодеяния и злые навыки мы получили в этой жизни?

Потщимся вместе с учениками Христовыми, которых Он сопровождал в Эммаус, вникать в слово Божие, ибо и они, когда Он исчез в преломлении хлеба, восклицали о том глаголе, о том Духе, который сопровождал их все это путешествие. И когда они разобрались, поняли, что перед ними был Христос, они возвратились в Иерусалим. Дай Бог и нам возвратиться в Иерусалим Небесный в свое время. Аминь. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иеромонах Амвросий (Пархетов)