Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Исповедь 14 июня 1879 года
Бог простит. Больше смиряйся и укоряй себя. Ты не осуждай Гл., ты не знаешь, какова явится она на Страшный суд. Такие люди очень велики пред Богом. С ними мудрено тягаться. Она как блаженная. Подумай-ка хорошенько: достанет ли у тебя смирения надеть такое платье? Кто была Гл.? Какая щеголиха! Ведь ты ее помнишь, как она ходила?.. А!., а!.. А теперь? Кому она понравится?.. Так ты и берегись ее судить... – Огнь и жупел... Да! благодари Бога и белевских монашек, через них разошлась твоя свадьба. Он бы тебя кругом обобрал. Заплатила бы ты тридцать три тыс[ячи], да потом вытянул бы остальное, и бедствовала бы целую жизнь. Он и жениться хотел из расчета. Ты должна молиться Богу за белевских монашек. Если бы не они, плохо бы тебе было.
О девственном супружестве? Так зачем же было идти замуж? Понимаешь ли ты, что значит девственное супружество? Ведь ты бы этим взяла на себя все его грехи и его связала... Он бы стал грешить, а ты ответила бы за него...
Принимать помыслы – значит осквернять свое сердце. Помни одно: ты – невеста Христова! Может ли понравиться обыкновенным женихам невеста, которая себя дурно ведет? Когда же Царь Славы хочет взять тебя за Своего Сына Возлюбленного, – посуди сама, возьмет ли Он тебя такую? Помыслы оскверняют сердце, прогневляют Господа, и потому старайся изгонять их из сердца. Рассуди: Царь избирает тебя, а ты теряешь глаза на мужиков?.. Ты не думай, что Он неревнив. Он даже больше ревнив, чем обыкновенные люди, нечистую не примет. Помыслы оскверняют сердце, делают его нечистым, переходят в слова, а потом и в дела. Не допускай помыслов, в особенности на молитве. Они равняются греху на деле.
Мы тебе переменим, дадим такую харю, что как посмотришь – так тьфу...
Живи проще. Держи себя просто и обращайся со всеми просто. Кто просто живет, тому легче верить, любить и все другие добродетели исполнять. Недаром говорится: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».
Зачем ты рассказала мои слова? Знай раз навсегда: что бы я тебе ни говорил, никогда никому не рассказывай, иначе будут большие путаницы. Помни же мои слова. Заповедь тебе даю: никогда никому не рассказывать, что ты от меня слышишь... Если же когда скажу тебе: «Скажи», – так уж и скажи...
Бог благословит два раза в сутки есть, ты можешь по благословению, что же съешь сверх двух раз, в том кайся. Накроши себе хлеба полную чашку, когда размокнет – выложи на блюдечко, у тебя много станет хлеба, вот и ешь.
Не можешь?.. Смиряйся, никого не осуждай и укоряй себя. Хоть и больше съешь... только как можно берегись осуждать; укоряй себя и кайся. С. И. мое почтение. Держи себя просто. Как можно проще... и никого не осуждай.
[Исповедь] 1 декабря 1879 года
Вот книга св. Кассиана Римлянина. Здесь говорится о терпении, как одна женщина просила архиепископа дать ей полезную женщину, которую бы она могла успокоить. (Батюшка взял книгу, сделал вид, что ищет статью, и взглянул на меня.) Архиепископ дал ей прежде добрую женщину. Женщина приходит к нему опять и просит, чтоб он дал такую, чтоб была ей на пользу. Архиепископ был муж духовный и тогда понял в чем дело. Он велел для нее выбрать такую женщину, которая бы сварливостью своею и своим дурным характером превосходила прочих. Женщина осталась довольна таким выбором и даже пришла благодарить архиепископа за то, что дал ей полезную женщину.
2 декабря. Народ! Где ж это вы до сих пор пропадали? Я два раза вас спрашивал, хотел отпустить вас, и отпустил бы, да вас нет... Не зевай! Я-то прощаю, да ты – подожди.
Вот пример терпения, читай... Нужно бы было прочитать еще, что пишет св. Кассиан о зависти, да время нет. Он очень хорошо выставил, как велика эта страсть и как нет никакой возможности человеческой без собственного старания избавиться от этой страсти. Он пишет, что во всех других страстях все чем-нибудь да можно помочь. Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать... и т. д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается. Без собственного старания, молитвы и помощи Божией человек не может раскаяться и исправиться...
Скажи мне, кто тебя награждает такими деньгами? Ведь это обман. Это ни на что не похоже – двенадцать р[ублей] недостает. Это хорошо, что ты мне их принесла. Я с нее взыщу.
Писать! Что ж, если хочется списать, то мы тебе дадим в Б. эту книгу, как только Гр. ее перепишет. Теперь... да поладите ли вы с Гр.? Оно бы очень можно было, да ведь вместе писать нельзя? Ты хоть что-нибудь-то прочитала из этой книги? Да. Книга чудная! Очень полезная и назидательная. Хорошо бы было переписать! Да ты перепиши себе хоть то, что больше нравится... Вот что! Вперед без письма моего не принимай никого.
5 дек[абря]. (Читая чью-то записку и ответив: «Ничего», – батюшка рассказал, как один священник любил выпить, а нужно было в праздник говорить проповедь. Вот он написал проповедь и принес протопопу ее просмотреть. Протопоп же велел его угостить хорошенько, поднес ему рюмочку, потом другую... сделал вид, что читает проповедь, а между прочим, велел ему завернуть простую бумагу, а проповедь оставил у себя. На другой день после обедни выходит священник говорить проповедь и, начиная словами: «Во имя Отца и Сына и Св[ятаго] Духа», развертывает свою бумагу, видит, что там ничего не написано, с удивлением говорит: «Ничего?»... Переворачивает бумагу. «И тут ничего?.. Братия, Бог сотворил мир из ничего»... Да такую проповедь на эту тему сказал, что лучше той, что была приготовлена).
Да разве ты еще не написала? Ну, ничего! Выздоравливай, тогда и напишем.
(Обратившись ко мне, батюшка сказал: «Я все собираюсь рассказать, да тебя не было. Знаешь, как мужик переносил меру гороха через речку и рассыпал?.. Ему говорят: "Плохо твое дело – горох рассыпал"... Он подобрал его да и ответил: "Плохо, да не совсем... Я рассыпал мерку, а подобрал-то две". Ему сказали: "Так, стало быть, твое дело вышло хорошо?". Мужик опять отвечает: "Хорошо, да не совсем". – "Почему?" – "Да потому, что горох мой был чистый, а теперь пополам с землею". Опять ему говорят: "Стало быть, твое дело вышло плохо?". Опять отвечает мужик: "Плохо, да не совсем. Я нес горох, чтобы посеять, а для посева земля не мешает". Ему опять говорят: "Стало быть, твое дело вышло хорошо?". Мужик отвечает: "Хорошо, да не совсем: горох вырос редок". Ему опять говорят: "Стало быть, твое дело вышло плохо?". Он опять отвечает: "Плохо, да не совсем: горох вырос редок, да чист"... Ничего... Все к лучшему! Все к лучшему!..»)
[Исповедь] 10 ноября 1880 года
«Не осуждай согрешающаго и не злопамятствуй на досаждающаго». Вот два слова, из-за которых мы читаем всю книгу. Их нужно помнить каждому и стараться исполнять. Блаженный Августин, объясняя молитву «Отче наш», говорит: «Кто имеет в сердце злопомнение и не прощает досаждающим, тот осуждает себя на вечную муку, когда читает молитву "Отче наш", потому что в этой молитве сказано: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим"».
Кто хочет идти верным путем и достигнуть спасения, тот непременно должен прощать досаждающим, потому что сказано: «...яко же и мы оставляем должником нашим». Если мы прощаем, то Господь покрывает нас Своею милостию – и враг ничего не может нам сделать. Напротив, когда мы имеем в сердце злопомнение, враг так и вертит нами и наводит такие искушения, что мы путаемся кругом.
«Не осуждай согрешающаго и не злопамятствуй на досаждающаго». Напишите эти слова на стенке и, читая их, почаще проверяйте совесть вашу. Старайтесь угождать Богу, и вы не будете бояться смерти. Если мы угождаем Богу, преставление отцев наших духовных не удаляет их от нас, напротив, еще теснее соединяет их с нами. Они духом пребывают с нами и покрывают нас.
[Исповедь] 26 ноября 1880 г[ода]
Это – меч духовный! Слышала, с какими словами тебе четки давали? «Приими, сестро, меч духовный, да выну в уме, во устех, в мыслях и в сердце содержиши щит веры глагол Иисусов, сие есть: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"». «Выну» – значит всегда, непрестанно. Так помни же: выну (всегда) в уме, во устех, в мыслях, в сердце должна иметь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Это – долг. Ты обязана хранить выну (непрестанно) в уме, во устех, в мыслях, в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Внимай словам: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Заключай ум в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». При всяком разговоре можно творить молитву, особенно когда другие говорят, а ты слушаешь. Ничего нет быстрее ума. Возведи его к Богу, вот и будешь творить молитву, только будь внимательна. Больше ничего не нужно, как только то, чтоб ум заключался в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
В церкви дурно тебе сделалось – это за смех, за то, что, идя дорогою, смеялась.
[Исповедь] 28 марта
Господь дал, вот и управились. Уж как Господь начнет миловать, так и помилует. Вот и приобщилась... Милующих Господь помилует. Когда нужно будет – приезжай. Я так и считаю тебя искреннею своею дочкою, хотя и храмлящею [хромающей]... Матушка!.. Мать!.. Маменька!.. Рано еще, когда больна будешь, тогда и пострижем... Нет, не будет. Главное сделано, хотя и там постриг примешь – ответ все-таки здесь будет. Я за тебя теперь покоен, а то кто знает, что могло бы быть... Приезжай тогда... Чего теперь не успеешь сказать, в другой раз приедешь скажешь. Живи проще. Что тебе нужно было, получила. Чего теперь бояться, только живи проще. Берегись как можно осуждать. Осуждение хуже всего. В чужие дела не мешайся. Живи проще.
[Исповедь] 3 апреля
На! читай! Грехи после. Видишь, какую милость явила Царица Небесная, как молила Она Господа об обращении друга, и Господь внял молитве Матери Своей – обратил друга и милость Свою оказал ему за то, что он проливал слезы о заблудшем брате. Читай дальше. Видишь, как ужасен взор демонов, что вынести невозможно одного взгляда. Читай третью. Когда [св.] Василий Великий видел в видении, что Матерь Божия послала святого вмч. Меркурия умертвить Иулиана царя [1] и святой великомученик взял оружие и вышел, тотчас после видения св. Василий Великий отправился в храм, где почивали мощи святого вмч. Меркурия, и приказал открыть раку, которая оказалась пустою. Святого великомученика не было в раке, и оружия его не оказалось. Тогда [св.] Василий Великий понял, что не в видении только, но и в действительности святой великомученик исполнил поручение, возложенное на него Божиею Материю, и тогда, как все недоумевали, что бы это значило, он [святитель] уверился в истинности видения. Через несколько времени святые мощи опять лежали в раке и оружие было также на месте, только окровавленное. Это означало, что умерщвлен был Иулиан, чему подтверждением было окончание войны, которую по смерти Иулиана некому было продолжать.
[Исповедь] 11 сентября 1883 г[ода]
Какая в монастыре грамматика? на что она нужна? Рассказывают, кто-то говорил: грамматика теперь учит читать как не пишут и писать как не говорят.
Поедем тогда, когда покаемся. Как получим телеграмму, что архиерей приехал, – тр-р-р... так и поедем.
Больные пишут, идет там спор и суд насчет дверей. Тебе нечего бояться. Ходи себе, как ходила, да и только. Ни на кого не смотри, ходи себе да ходи. Ты послушай, уж что делать, ходи низом. Низом никто не может придраться. Ты никого не бойся. Ни на что не смотри, ходи к больным и никого не бойся. Хоть и иг[умения] судить будет, не бойся, тебе ничего не скажет, стыдно ей будет сказать тебе слово... а хоть и скажет – не пугайся, отвечай: «М[атушка]! Ведь и в Евангелии сказано: болен [бех], и посетисте Мене [2]...». А ей и нечего сказать!.. А когда и верхом пройди... Низом и верхом, как придется. Ты к ним верхом-то когда ходила?.. Будут за тобой присматривать, не бойся. Ничего не смеют сказать. Ну, пустяки какие, чтоб старье такое подымать? Что ж, если бы что и сказала об этом... [отвечай:] «М[атушка]! Это было так давно, я и забыла... Я забыла! В даль не помню, забываю».
23 [сентября]. Что делать! В высоту забрался! Вот что значит самочинное подвижничество... Столько лет прожил и не мог привыкнуть говорить: «Простите Бога ради». Оттого и не любил, что самочинно налагал на себя подвиги: спал на полу без постели, постился, молился по-своему. Кровать стоит пустая, а он лежит на полу. Вот иногда отлежит себе бока, на диван и уляжется. Мих. увидит, скажет: «Ты зачем это тут улегся?». Вот и не нравится. Да разве я этого не видал?.. Терпел до времени... На! видишь, что тут написано? Вяз – значит завяз (пряник).
6 окт[ября].Что ты будешь делать? И «тпру» – не едет, и «но» – не везет.
10 [октября]. А то скажу, что в записке написано... Что! Получила выговор? Ну, ничего! Хоть и долго прожили, зато жили не тужили... Ничего, хоть и выговор получили. Уж я просил за тебя прощения у иг[умении], говорил, что нынче вот целый день хотел тобою заняться, да то тот, то другой – так и не дали.
Исповедь 21 августа 1884 г[ода]
Плохо живешь, ах ты окаянная! Давай сюда палку! Вот тебе за это! За себя и за меня молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас... Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас... помилуй нас... помилуй нас...». И ты молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас...». За себя и за меня.
[Исповедь] 26 октября 1884 г[ода]
А, м. Г. Ну, что скажешь хорошенького? Виновата? В чем? Поедешь в Б. и оставишь ее там. Пусть поживет там, а то скажут, из-за клироса перевели. Только жить-то чем будет там, не знаю. Ведь в Б.-то она жила при тебе, так и было хорошо... а теперь чем жить будет, посмотрим, а все-таки пусть там поживет, и иг[умения] увидит, что ей жить нечем будет. Она тобою не нуждается, да ведь и ты не нуждаешься ею, пусть вот останется в Б., ведь при м. Г. ей было там хорошо, а без тебя будет совсем другое. Теперь ступай! Я только хотел видеть тебя и благословить.
И забыл про это. Где же ему вспомнить о тебе, я-то и то забываю... Ты мне почаще напоминай про это, а то забываю. Ну, ступай. Ты только готовиться-то начинай, вот и будет хорошо.
Ты, говорят, коромысло как-то особенно носишь – на спине, почему на плечах носить не хочешь? Скатываются... может ли это быть?.. Да ведь и правда, что у тебя плечи-то какие-то особенные, круглые, неудобно держать коромысло... Я только видеть тебя хотел. Ты попробуй шелковинкой перевязать болячку, кажется, теперь можно. Во имя Отца и Сына и Св[ятаго] Духа, попробуй перевяжи, волоском еще будет лучше.
Чего ж скорбеть, нужно радоваться, что раздала благословения.
Тут Ев. бурлила-бурлила, никому покоя не давала, всех поедом съела. В И. перевели, и там то же продолжается... не к кому придираться, так хоть чем-нибудь взять: провизию выдавать заставили, а она и картофель прятать стала, выдавать не стала, – это нехорошо.
Ты положи в уши изюминку: разломи, выверни ее и мягкой стороной заложи в уши. Да тут и у нас найдется.
Исповедь 1 февраля 1885 г[ода]
Ты послушай: грешила-то ты очень, за это Господь и наказывает. Лучше ведь здесь пострадать, нежели там... Молись так: «Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость». Эта молитва в вечерних молитвах. Знаешь? Ведь здесь или там должна ты быть наказана – выбирай, где лучше? Лучше пострадать на земле. Молись: «Господи, даждь ми терпение и великодушие», – это тебе будет помогать. Говорю тебе, молись: «Господи, даждь ми терпение и великодушие».
4 февраля. Путаниц-то много было! Молись; поминай о упокоении митр[ополита] Филарета. Ты послушай: за его св[ятыми] молитвами постоянно слышишь, что бывают исцеления. Молись так: «Упокой, Господи, митрополита Филарета и св[ятыми] его молитвами исцели меня грешную и окаянную рабу Твою». Много, очень много от него получают исцелений в неподобных болезнях. Призывай его и ты, и за св[ятыми] его молитвами получишь исцеление. Московский митрополит Филарет. То добровольно поминала его, а то будешь поминать и поневоле, как болезнь прихватит. Поминай его. Можно и следует поминать иеросхимонаха Дорофея. Терпение его было удивительное. Придет кто посетить его, не могут равнодушно смотреть на его страдание, а он так благодушно переносил, так благодарил Бога, что будто не он страдал, а кто-нибудь другой. Посуди сама, каково в таком положении просидеть тридцать шесть дней?..
Что?.. Сколько?.. Девять месяцев?.. Мать твоя девять месяцев сидела и была жива... А после твоего рождения долго ли жила? Девять лет... не может быть! Ты-то каких лет от нее осталась? Девяти?.. Так ты вот гусь какой лапчатый... Тебя девять месяцев мать, сидя, носила да жила еще девять лет... Я этого еще не знал. Ну, ступай. На второй неделе приедешь исповедуешься. Пусть там как они хотят, а ты поезжай.
[Исповедь] 14 марта 1886 года
В прежнее время тебе не только не следовало быть в уединении, но даже было и опасно. Бог весть, что могло бы с тобой случиться. Тогда очень было опасно. Теперь – другое дело. Никого не осуждай. Укоряй себя. Реже ходи. На новоселье можно сходить. Ты послушай: то ли тебе приходилось переносить в жизни... а теперь за толчком гонишься. Какие скорби мужественно переносила прежде, а теперь упадаешь духом из-за пустяков! Конечно, пустяки. Верь мне, что м. Е. от чистого сердца тебя учит и тебе очень полезна жизнь с А. И. Никто вас так не выучит, как вы друг друга. Вы друг другу очень полезны. Хоть и безумные люди поносят, все-таки надо молчать. Св. Давид во псалмах говорит: ...поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси [3]. Это значит: безумный поносит всячески, а нужно молчать: онемех и не отверзох уст моих. Почему? ...Яко Ты сотворил еси, то есть Господь попускает за грехи безумным поносить нас, потому и нужно молчать. Как можно старайся ближних не испытывать, жить и говорить проще. Никогда, никогда не испытывай.
[Исповедь] 8 февраля 1887 года
Мы ждали тебя к сороковому дню, а ты вот как рано приехала... Видно, дома-то соскучилась...
9 февраля. Хотел бы взять, да все не приходится – видишь, сколько народа... Если же взять теперь, устал, вредно мне бывает.
М. Г., где твоя арфа? Это блаженный человек, по-блаженному живет. Чудак, когда над ним смеются, думает, что так и нужно, еще борится [4]...
Дурак! Дурак тому не рад, что он дурак... Арина! не Марина, если бы была Марина, то у нее была бы гал-ва (?). Арина! Кашу варила... Что реку сему чудаку? Что и как ему возглаголю, человеку, творящему свою волю, который молчит, молчит да тогда и заговорит, когда много каши наварит... Зоя, назойлива стала. И ближний мои отдалече мене сташа... Где же ты ее видела? Я и нынче могу благословить: Бог благословит, можно сходить, только будь осторожна. М. П.! Мое вам почтение, уважение и т. п.
10 февраля. Не только сегодня, я и вчера хотел тебя взять, да все не
приходится. Билет на тебя вынимается все без выигрыша. Как ни вздумаю взять тебя, приходится кого-нибудь другого. Ну, ничего. За то попадет когда-нибудь на твою долю – раз! горазд... билет в 200 000 тысяч.
Ступай, не мешай нам. Погреб плохо сделан? Когда завалится – сделаем другой. Как так? Почему же не сделаны подпорки?
Будет жить не у тебя, а в больнице. А ты не проговаривайся, не зови. Да разве есть у тебя место? Будь осторожна, не зови. Ну как вы с М. поживаете? Да ты послушай: видишь, сколько народа, времени нет, не успеваю брать.
А ты не обращай на это внимания, будто как не видишь. Скажи ей когда-нибудь: «Губы дуть – ничего не дадут»... Ступай! Н. мириться приехала, нужно ее взять. Никак нельзя теперь, ни тайно, ни явно. Приехал сюда один господин, семь лет не готовился, и то архимандрит на сырной неделе не дозволил ему готовиться.
Что это такое? Бог благословит.
[Исповедь] 12 февраля 1887 г[ода]
Да, поминать мертвых нужно, в особенности до сорока дней. Рассказывала Е. В.: умер какой-то ее дальний родственник. Его мало поминали. Приближался сороковой день, а по нем ни одной обедни, ни панихиды не отслужили. Снится он кому-то, говорит: «Мне очень нужно поминовение. Закажи отслужить по мне обедню, большую панихиду и нищим милостыню раздать...». В это время лукавый в образе человека говорит: «Не верь». Умерший, не имея возможности убедить в истине слов своих, уходя, сказал: «Хоть нищих-то не забудь». Действительно, очень важно поминовение и раздаяние милостыни нищим. Долг любви к ближним требует стоять погребение и провожать умерших.
Покойный Император Николай I [ехал] один раз по улицам Петербурга и видит: покойника везут, никто не провожает. Государь остановил своего кучера и пошел провожать покойника. Народ видит, что Царь провожает покойника, собрался и пошел за ним. Государь обернулся к народу и сказал: «Господа!., много дел вам и некогда провожать умерших. Прошу вас... покойника проводить до могилы».
[Исповедь] 8 сентября 1882 года
Батюшка сказал: «Умудряйся. На деле виднее, как вести расход, всяк научается от дела и занятия. Если ничего не делать, то можно уничтожить плату». Кому поручить покупки? – Батюшка сказал: «На деле там виднее, – тому, кто способней это делать. Чего кто стоит, то и платить. А укоризна – это монашеская плата. От этого никто не свободен. Всякому в свое время платится, одному меньше, другому больше. И за это, что кричишь, все-таки укоряй внутренно. Говорить говори им, что они не так делают, но нужно стараться себя удерживать от гнева, а то вредно для телесного здоровья, не говоря о душевном». Батюшка сказал: «Бог простит».
Исповедь 16 ноября 1887 г [ода]
Вот, надевай! Клади поклоны. Сейчас, только о. Иосиф] принесет свечку. Что ж не принес подсвечник? Разве у нас нет?.. Вот и ты, как о. Иосиф]. Давно нужно было надеть, а ты только теперь надеваешь... Прежде читай, потом скажешь, что нужно. Давно хочу написать М., да все отрывают. Скажи ей, чтоб потерпела, как-нибудь выберу времечко, напишу. Читай. Бог да простит. Бог да простит. Сегодня апостола и евангелиста Матфея. Вспомни, кто он был? Грешник, мытарь, не только любил пить и есть, даже грабил... а кто стал? Ученик, апостол и евангелист! Во всех грехах покаялся. Исповедал пред всеми: «Кого чем обидел, возвращу четверицею». Видишь ли, за одну обиду вчетверо отдавал – стало быть, велики были его добродетели, что сделался учеником и апостолом. Вот и ты ему подражай.
Навезла много вещей, может и ненужных? Говорю тебе: взирай на добродетели апостола. Все оставил и пошел за Христом. Кайся, смиряйся, укоряй себя и старайся исправиться. Ну, славу-то кто тебе воздавать станет? Другие страсти естественные: понравился кто или рассердилась... а славы-то искать ни с чем несообразно. Стало быть, не желаешь будущих благ, коли славы ищешь. Читай конец.
Вот нашла кого бояться! И. М. твоя постригаться хочет. Поди позови теперь старуху, я исповедую ее заодно теперь к постригу, а тогда уже не стану исповедовать. Ступай, говорят, разыщи старуху.
Исповедь 23 декабря 1887 г[ода]
Читай записки. Бог простит. По времени это пройдет. В деревне родилась... Обстоятельства сложились так, что она как в мышеловку попалась: была прежде хозяйка келльи, а теперь стала ничто.
Одна опытная странница говорила хуле: «Враг! Губитель мой! Стань со мною на колени! Давай со мною вместе искренно помолимся Господу Богу, чтоб Он простил тебя. Господь милосерд и милостив! Он простит тебя, если ты с покаянием и умилением Ему помолишься»... Этого враг не стерпит, убежит...
24 дек[абря]. Поздравляю! Милости Божией получить желаю...
Притча батюшки Амвросия
22 марта 1888 года. Скажи ты нам что-нибудь на пользу! У меня что было, все высыпалось...
В одном монастыре был инок, имел отношение к старцу, любил часто к нему ходить и во всем открываться. Все открывал старцу, а что самое нужное было, то оставлял, и радовался своей удаче, что старец его не обличает. Все выслушивает, во всем утешает, а в этом не поясняет, что он от старца скрывает. Старец-то понимает, только время выжидает, что дальше с ним будет. Вот и прослыл инок наружною своей добродетелью и старческой беседой и был избран в настоятели. Много у него братии, и все по виду были тихи и кротки, и обитель была прославлена. Приходит настоятель к старцу своему и говорит: «А что, батюшка, хороша моя братия?» – «А тебе как кажется?» – ему старец отвечает. «Батюшка, обитель моя хороша. Так братия скромна, так братия тиха, ни слова не скажут, ни шагу [не] шагнут без меня. Они все делают по-моему, а я их учу по-твоему». Старец отвечал ему: «Обитель твоя хороша-то хороша, да растворены ворота, приходят да по целому волу уводят, придут, отвяжут и уведут, да и то твоя братия не видит.
Если волов уводят да не видят, то что другое мелкое могут видеть?». Замолчал настоятель, потупил глаза, повесил голову и ничего не мог ответить.
[Исповедь] 4 октября 1891 г [ода]
Что, дурак, скажешь? С кем ты хочешь оставаться: со мной или м. Г.?.. Ты ей не мешай, пусть скажет сама свое желание... А со мной не хочешь разве оставаться?.. Недельки на две... Будешь Богу молиться. И ко мне ходить будешь... Может, за твоими грешными молитвами я и скоро выздоровею. Мы тебя поместим в темной комнате на сундуке, приставим тебе в ноги табуретку, Лизин стол отодвинем, вот и будет тебе кровать. Тебе ставить табуретку не дадут, а ты попроси м. Д., чтоб она этим распорядилась, ее-то послушают и тебе место дадут. Не одолеют... Бог вас благословит. Ступайте. Я ведь очень нездоров. Дадим.
5 окт[ября]. Ведь я сказал, чтоб м. Д. ей ход дала по келлье, ее и спрашивайте. Девочек нанять Бог благословит.
Ответы батюшки Амвросия
[1]. Как употреблять присланную рудновскую воду [5]? – Всем можно, натощак лучше. Грязью (рудновскою) можно растираться, когда чувствуется болезнь и нездоровье, – больные места. Втирать понемногу на ночь.
[2]. От холода надо оберегать себя и дома и на воздухе, надо одеваться теплее.
Если бы бабушка могла растирать, а других просить неловко.
Батюшка о. Амвросий так благословил (от сильного жара): взять чайную чашку рису, выварить его, вскипятить хорошенько, воды налить побольше, так, чтоб было вместо квасу – густой отвар, процедить и пить тепленьким во всякое время, когда захочет, и понемножку можно класть сахару. Пусть продолжает пить этот отвар.
Поить миндальным молоком можно, если будет удобно.
От задержания мочи принимать гарлемские капли через день по 15 капель.
Так как поднимать с постели тяжело, то прорезать в кровати отверстие и под кроватью подставлять таз.
Марта 27 дня 1891 г [ода]
[3]. Приезжать в Шамордино с Оль[гой] Соз. не нужно. Когда поправится К., тогда, если будет надобность, то можно.
Приобщать – по усмотрению.
Особоровать – можно.
Постригать – не нужно.
Бог милостив. Поправится.
Поить – чем будет пригодно.
Картофель – можно.
Занавеску вешать – не нужно.
Что рвало вечером после причастия – это ничего.
По усмотрению – дать слабительного.
Заболела, чем помочь ей? Молитвою.
К именинам поготовиться – можно.
Как она хочет – квасу не нужно, а холодной водой можно поить.
М.-ехать к батюшке, в Шамордино – еще погодить. Можно позвать б[атюшку] о. Иос[ифа] ее исповедать, а если откажется, о. Леон, позвать. Бог благословит ей поготовиться. Пусть попробует М.= понемногу того и другого (огурцы и кислую капусту), тогда видно будет.
Если можешь исповедаться у о. Иосифа, то теперь лучше можно поготовиться.
М.- – хоть о. Леон., хоть о. Иос[иф].
Паспорт К. пока у вас пусть сберегается, а когда будет жить в Шам[ордине], тогда и паспорт сюда взять. Если дадут увольнение вместо ежегодных паспортов, то можно молиться Богу и потерпеть.
От крыс купить ельника, он их всех истребит. Молиться Богу и потерпеть.
________________________
Желала, желала да на попятный. Вот видишь: все что ни делает Господь – все к лучшему.
Славление имени святого подает исцеления всем верующим, но кто живет неблагочестиво и несоответственно заповедям Евангельским, тому скажет Господь в день суда: ...не вем вас [6] и т. д. Рассказывают: один странник умел выпросить денег у богатой благочестивой женщины, которая дала ему тысячу рублей с тем, чтоб странник из Иерусалима принес ей частицу мощей. Бывши в Иерусалиме, странник забыл про свое обещание. Когда прожил он там все деньги, вспомнил, что дал обещание ей привезть св[ятые] мощи, но уже достать их не мог, а показаться с пустыми руками не смел. Не зная что делать, он решился на обман: со своей пятки отрезал кусочек тела – кожа наросла у него на пятке, он ее и срезал – и принес той госпоже вместо св[ятых] мощей. Барыня с великим усердием и верою приняла этот кусочек за св[ятые] мощи, молилась, прикладывалась, рассказала другим, и по вере их даже исцеления были. Странник ушел, но его не переставала мучить совесть, так что он решился вернуться и покаяться той госпоже в своем обмане, но барыня не поверила и продолжала молиться по-прежнему. Вот что значит вера! По вере и от грешного человека получают исцеления.
Вот все, о чем мы прочитали во св[ятом] Евангелии, и есть соль, которой в нас недостает, по словам о. Серафима. Если будем исполнять все добродетели, которые предлагаются в Евангелии, то не будем пресны. Соль означает все добродетели. Если в человеке недостает какой-нибудь добродетели, так уж соли нет. Ведь и в кушанье, что бы ты ни положила, если соли мало, весь вкус будет потерян. Соль не только придает вкус пище, но и от порчи сохраняет, мясо и рыбу пересыпают солью, чтоб не заводились черви.
16 июля 1891 г[ода].
Рудновская дача
Мы в твоей келлье окно прорубим. Ты будешь сидеть под окошечком как куколка и смотреть в сад. Никто тебя не тронет. Сидеть не захочешь – ляг и лежи дураком. Належишься – встань, никто тебе слова не скажет. Я тебе говорю: дурак, так будешь жить, что все завидовать будут. Будь покойна!
Месяца мая 1876 г[ода]
Вот ты и напиши родным, что доктор прописал тебе лечиться сосновым воздухом, потому ты и ездишь часто в Оптину пустынь. Ведь и я тоже доктор! Хоть не телесный, а душевный – все же доктор, и могу прописывать лекарства и лечить. В Оптиной воздух очень полезный для здоровья... Вот приезжай сюда и лечись. Ходи больше по воздуху. Здесь воздух соснового леса очень здоровый... Когда идешь в скит, сколько вдохнешь в себя лесного воздуха... вот и питайся им.
Что это на тебе лица нет? или ты нездорова? Мужик привез на базар свинью продавать и совсем было ее продал, да на слова покупателя: «Что это она у тебя плоховата?» – ответил: «Болезнь-то ведь не красит»... Как покупатель узнал, что свинья была больная, не купил ее, и она осталась на руках у мужика.
Что это у тебя губа болит? Лихорадка обметала. В одно семейство к больному позвали доктора. Когда приехал доктор, больной не стал у него лечиться, сказал: «Какой он доктор, когда у самого губа болит».
26 марта 1881 г[ода]
Ты очень слаба. Сегодня-то еще веселей смотришь, а вчера на тебе лица не видно было. Или ты от неудовольствия? Живи проще: хочется есть – ешь, хочется спать – спи. Не притворяйся. Не выказывай веселости, когда ее нет.
27 февраля 1877 г[ода]
Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную». Ударяй на слове «грешную». Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся.
Действие благодати Божией и прозорливости в старце иеросхимонахе Амвросие
В 1864 году батюшка Амвросий обличил меня в одном грехе. Не сознавая его за собою, я отперлась. Батюшка продолжал спрашивать: «Может так, может этак, а может и так не согрешила ли?». Я ответила: «Это и за грех я не считала».
Потом я в Оптиной пустыни заболела. Прихожу к батюшке, а он мне говорит: «Тебя за этот грех Господь наказывает...». Не чувствуя сознания, пришло мне на память евангельское сказание, и из глубины души я воздохнула и подумала: как тогда фарисеям Господь открыл их грехи, силен и мне открыть мою совесть. И, из уважения к словам старца, я ответила: «Виновата». Как только выразила я это слово, вспомнила грехи и ужаснулась в своем упорстве, нераскаянности и [поразилась] милосердию Божию. Батюшка спросил: «А разве ты забыла: Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть в сем повинен [7]!». Я ответила: «Забыла» – и получила от старца прощение и разрешение.
Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
[1] Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г.
[2] Мф. 25, 36.
[3] Пс. 38, 9 - 10.
* Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать.
[4] Пс. 37, 13.
[5] Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454).
[6] Мф. 25, 12.
[7] Иак. 2,10.