Письма к С.
294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою
Поздравляю тебя, Серафимочка, с наступающим праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Никогда столько не прилично пожелать кому мира, как в дни сии, ибо на то Христос и родился, чтоб принесть мир на землю. Поэтому, кто ропщет, недовольствуется своим положением, тот не чувствует праздника сего. И ты, если заметишь в себе сей недуг неверия, оставь его. И Господь наградит тебя. Советовался я о тебе и с батюшкой Амвросием: велит подождать. Потерпи, родимая. А нетерпение никому неполезно. Ведь ты не брошена на снег, как какая-нибудь болгарка, а в уголышке родительском сидишь, и в кругу родных. И Бог с тобою всегда, так и глядит в твое сердце: что ты там думаешь? И любишь ли Его? И согласна ли терпеть все, Его милостиваго ради? А если выищешь случай, пожалуй, приезжай к нам. Но только местечка тебе еще не прибрали. Будь же мирна! И Бог будет с тобою во веки. Чего желая тебе, остаюсь искренний твой благожелатель.
22 Дек. 1877 г. Скит О. П.
295. Терпи скорби и будь откровенной
27 Марта 1878 г.
Многоскорбная С. И в миру тебе все были скорби, и теперь скорби. И в Святом Писании сказано: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие. А тебе разве не хочется туда войти? Терпи, матушка, благодари Господа, что Он сподобил тебя Своей чаши вкусить. И спасет тя.
Жаль мне тебя, что все не доверяешь мне, С. Все тебе не хочется открыть свои немощи и нужды. А пора бы быть откровенною...
Мир тебе!
296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо
14 Июля 1878 г.
Преподобная послушница, С. Мир тебе и благословениe от Господа! Письма твои все –и новыя и старыя,–все прочел. И из всех вижу, что ты меня не слушаешь, то есть не обозначаешь на письмах: когда они посланы–ни месяца, ни числа. И потому пишу тебе–исправься! И вперед обозначай число и месяц. И о себе пиши искренно и нелицемерно, то есть, есть ли хорошо, то так и пиши хорошо; а несовсем, так и пиши.
А на клирос, пока сила есть, ходи, а там увидим. Иногда увидимся, тогда переговорим хорошенько.
297. Спасение в терпении и смирении
4 Января 1879 г.
Поздравляю тебя с текущими праздниками и с новолетием. Желаю тебе от души, многоболезненная и многоскорбная, сестра о Господе, терпения и смирения, в которых и заключается спасение. Очень скорблю о тебе, что ты так страдаешь. Впрочем, и Господь страдал, да как еще!
Показать болезнь доктору, Бог благословит! Я бы тебе не советовал в твоей прежней болезни этого делать. А в серьезной можно. Только чтоб осматривал лекарь при Еликониде или при ком еще.
298. В скорбях сокровена милость Божия
11 Июля 1879 г.
Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно.
В скорбях сокровена есть милость Божия! Так учат св. Отцы. Терпи, и ты спасешься.
299. Не забывай заповеданнаго тебе
15 Октября 1879 г.
Спасайся, сестра о Господе! Не забывай заповеданнаго тебе. Особенно–молитвы Иисусовой, и толкования, что в скорбоях сокровенна есть милость Божия. И чем значит больнее, чем глубже хватает за сердце, тем больше пользы для души, тем больше милости Божией. Верно знай и веруй, что неизбежно всем имеющим наследовать жизнь райскую, вкусить от горькаго древа искушений, но за все это воздается сторицею. По множеству болезней утешения Твоя (Господи) возвеселиша душу мою.
300. Самоукорениe легче всх добродетелей
17 Октября 1879 г.
Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближняго, и будешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Самоукорениe легче всех добродетелей». А Исаак Сирин говорит, что «смирение и без дел может спасти человека»...
Молись, трудись, терпи, и больше всего смиряйся, и повторяю будешь Серафим. Св. Исаак Сирин пишет: «собрание смиренных есть собрание Серафимов».
301. Скорбишь неведомо о чем
11 Января 1880 г.
Преподобная, высокоскорбная, многострадальная, многоболезненная... письмо твое получил: а скорби твои великия, я признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скорбишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболеть и проч. и проч.– что и со мною может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загоде не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет–хорошее ли, худое ли, с радостию принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит–кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по-христиански. Веруй в Бога, создавшаго тя и приведшаго тя в число избранных своих овечек. В число возлюбленных своих невест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешния твои, (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не брыкайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценнаго приданаго.
302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских
13 Марта 1880 г.
Преподобныя сестры, новыя подвижницы, не долу на земли легающия, но на одрех возлегающии, спасайтесь!
Еще пропойте на глас 3-й: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, сестры, от всякия скверны. Светодавцу поюще».
Читали вы это, сестрицы, или нет? А я вам писал: пропойте еще вот что на гл. 3-й: вы, кствти, не были в понедельник в Церкви: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложениe, похотей отлучение, оглаголания лжи и клятвопреступления–сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Значит есть надежда не погибнуть и лежа на постели? Да! Соблюдите означенное и не погибнете. А то-то бы хорошо и дивно: на постели да до раю доехати. Впрочем, кто смирится, то, наверно, можно сказать–доедет до раю. Только пусть укоряет себя, а не других. С больных нечего взять. А об энтих-то страшных, престрашных вещах, что стучатся к вам в окно, что чашки бьют, да бутылки с деревянным маслом колотят, мы с батюшкой говорили. Батюшка благословил вам отслужить молебен всем Святым, которым посвящены все ваши храмовые престолы. Значит прежде Честному Кресту, Покрову Пресвятыя Богородицы и так дальше, по ряду. К ним прибавить св. мученика Конона. Да я советую еще прибавить священномученика Киприана. И будьте мирны. Пройдет скоро все! Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только, как детей, пугает. Свиньи целый легион не смел коснуться: вас ли, Божиих послушниц, тронет? А ты С., не имеющая терпения, хоть лежа вопий: «Господи, Владыко живота моего... дух целомудрия, терпения, любве даруй рабе твоей». Теперь благовременно так молиться. Так и спасайтесь. Послужи болящей теперь Саше; а главное услужение есть понести немощи душевныя, а потом и делом должны служить друг другу, честию друг друга больше себе творяще.
Да ты, Саша, может быть и выздоровела? В таком случае учись и ты терпению, смирению, посту. А больше всего избегайте соревнования. Где мир–там Бог. И аз с вами духом. Мы все равны перед Богом.
303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы
7 Апреля 1880 г.
Получил я на прошлой неделе письмо от твоей матери, где она просила разрешить: может ли Ольга (твоя тетка, что ль?) мужу дать полное доверие на торговлю? Что муж ея пить перестал. Батюшка решил, чтоб подождать годок.
А как твоя, Серафимочка, торговля духовная? Много ли приобрела? Т. е., много ли скорбей потерпела? Много ли старалась успокоить соживущих сестер? Много ли укоряла себя? И похваляла внутренно сестер? Если хотя мало ты в этом потрудилась–благо тебе! А если не так готовила себя, укори себя и начни. Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, т. е. на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное–держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а в начале, правда, иногда бывает и трудно.
Да и в совершении посильных наружных молений и чтений, вам обоим, как единодушным, нечего много стесняться друг другом. Если одна изнеможет и лежит, другая, ни мало не стесняясь, клади поклоны или читай, или Иисусову молитву читай. Вслух читаемая молитва пользует и лежачаго.
304. Как жить дома
1 Июня 1880 г.
Мир тебе и благословение Господне! Получил письмо твое из дому, но поздненько; я ждал раньше. Слава Богу, что доехала благополучно. Отдыхай, высыпайся, к утрени пока не ходи, молоко пей и мать утешай.
Писать ты, как вижу, пока не учащаешь, значит, тебе не скучно. Дай, Господи; а то ты все вздыхаешь да скорбишь. Впрочем, хорошо там тебе, нехорошо, а писать изволь, матушка, почаще; а когда бывает скучно, возьми св. Авву Дорофея, забейся под куст и почитывай. Да молитовку-то, молитовку-то Иисусову не забывай. Се время благоприятно...
305. Как жить в келье
3 Сентября 1880 г.
Мир вам и благословение! Теперь Бог благословит Ан–сии в Москву. А ты, матушка Серафима, оставайся келейницей–настоящей келейницей Саше. А ты, Саша, будь помощницей–настоящей помощницей Серафиме. Вот и будет мирно. Серафима хорошо делала, что помогала Ан–сии (старухе–келейнице), я с этим намерением и поместил старушку, чтобы вы обе не слишком деликатились келейницей и сложа ручки глядели, как она бегает и моет. Было бы тогда вам и стыдненько, а то нет, нет, да и сами подметете лестницу и водицы принесете, а чтоб не надорваться, достаньте кувшинчиков маленьких. А в случае недугов, подзовите бочку, накачайте воды и спите. И Саша пусть не отстает от прочих, хотя и трудно ея старым костям нагибаться и тарелки мыть, но все же лучше, чем так страдать от уныния. А если меня послушает, то и жизнь ея будет веселей. Теперь вижу, что вы советов не помните, и потому напоминаю данныя вам правила новою запискою....
306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина
24 Ноября 1880 г.
Преподобная сестра, мать Серафима!
Поздравляю тебя в новом твоем звании, с новым чином, новым житием, Ангеловидным пребыванием. «Да возрадуется душа моя о Господе. Облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». Блаженна ты дщи, что Господь избрал тя, возлюбил тя, увенчал тя ангельскою ризою, как невесту свою, и сопричислил тя к честному и избранному стаду своему: не бойся, малое мое стадо, яко благоизволи Бог даровати вам царство.
«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея. Предста царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, и преукрашена. Приведутся Царю девы в след Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев».
Желаешь правила для новой жизни. И какое же тебе дать больной? Держись всеми силами за Иисуса, возлюбленнаго Жениха своего, и будет с тебя. Твори молитву Иисусову умом, голосом, шопотом, как только можешь. А другия чтения и поклоны,–когда будешь в силах.
307. Поздравлениe с Рождеством Христовым
24 Декабря 1880 г.
Христос рождается, славьте! То есть пропойте так голосом и прославьте Христа. А там мыслию поразсудите, как это невместимый поместился в яслях, как это страшный херувимам и серафимам в объятиях Девы? Держащий рукою небо, лежит в вертепе? Поистине, таинство странное и преславное! Так и славьте Господа! А потом делом т. е. любовию друг к другу славьте!
308. Не тяготись выговорами
15 Января 1881 г.
Кто есть любяй мя? Точию приемляй от мене скорби – писал Св. Апостол Павел своим ученикам. Вот и я хотел попробовать новую монахиню: как она примет от меня скорбь? Оказалось, что не жалует меня мать Серафима со скорбями, а только с утешениями любит. Лишь только прочел ей урок, и стал жесток, и Саша виновата, и иные. Да что ж я тебе обидного-то? Чем опозорил? Ужели и от меня ты не можешь принять выговоров? Ну, и напрасно: да разве с тебя взыскивают неустойку? Разве кому доносят?
Положим, сказали мне, и сказали неосновательно: но кому же сказали? Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтоб уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других, а вышло иначе.
Пожалуй, я не буду обижать тебя, т. е. замечать тебе. Я тебе говорил прежде, что ты сама себя не понимаешь: но ты настолько считаешь себя разумною, что мнения свои ставишь выше других. И за что ты на Сашу так осердилась? Ну, она ошиблась, ну, наврала; но все же не скажешь, что она желает тебе зла. Она ошиблась, а ты непогрешима?
Оскорбляться на тебя–я не оскорблялся. Ты это сама сочинила, и по-прежнему к тебе душею расположен, конечно, я не думал, что вы так скоро разссоритесь, и году не прожили, и мне это больно: но все же знаю я твои немощи. Жаль, что и сама ты за собою не замечаешь обидчиваго характера своего–что я еще здесь с тобою испытал. Скажу слово спроста или в шутку, ты вспылишь, и я конфужусь. Но все же говорю–это человеческое, и я к тебе ни на иоту не изменился. Только прошу тебя–не рюми. Слезы твои не только не полезны, но и глупы... Оставь глупости, слезы и гнев. Грех! Мир тебе!
309. Что значит спасти душу
25 Января 1881 г.
Мир тебе и спасение!.. Привык я часто получать от вас письма, а теперь, давно не получая, не знаю, как вы там живете. Дай Бог, мирно. В мире, место Его. Где мир– там и Бог.
Где Бог–там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие–там и диавол. Где диавол–там и все губительное, гордое, враждебное. В терпении вашем стяжите души ваша. Поэтому, не ослабевай, не унывай, если встречается тебе случай стяжать свою душу. Стяжать душу свою, значит дать ей то значение и место, какое ей назначено Богом, т. е. быть царственною, Богоподобною, преподобною, святою. А отпасть от сего, значит погубить свою душу. Кая польза человеку, аще и мир приобрящет, и отщетит душу свою. И потому всегда на 1-м плане имей пользу душевную свою о других, а потом уже необходимое телесное, удобства, спокойствие, и пожалуй, временем, утешениe. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя! К больной сходить иногда можешь.
310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами
12 Октября 1881 г.
Тебя безпокоят искушения бесовския. Без этого нельзя. Кто не терпит искушений от сестер, тот должен терпеть от бесов. Прочти об этом у Лествичника. А то в свое время те, которых теперь трут да потирают, явятся светлыми и белыми, а затворницы предстанут, каковы и были прежде... Терпи, матушка! Все терпи–будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться, мир потеряешь; а с ним и спасение...
311. Укоряет за постоянное недовольство
9 Апреля 1883 г.
Письмо твое получил. Все-то ты забыта. Не пишу тебе каждую неделю. Да где ж мне взять времени? Написал двум письмо–нет, это Саше, а мне особо, как знаешь. Да ведь вы сами же говорите, что любите и жалеете меня,а в такое-то время и письмо-то ваше прочесть уж труд и болезнь. Да такия письма, как ваши! Вечное недовольство, вечное разстройство. Ты сама сколько раз твердила: теперь буду терпеть и отходить: а на деле, сама к ней лезешь. Ну, лежит, и пусть лежит! Уж мало меж собою, и мне упреки, что в монастыре оставил, что обещал да не исполнил.Я думаю–я сам ездил по Ливнам да по Калугам разыскивать себе дочек! И ждал от них великих выгод! А я свидетельствовал и тебе, и Саше, что душевно желаю вам лучшаго, т. е. чего желаю себе. Видел, что можете жить при моем пособии, как многие многие живут, и как я жил, но вам нужен комфорт. Келейница неспособна, и Н. была неспособна, и П. была неспособна. Остались только вы способныя! Остается только вам по горничной дать. Старыя нехороши–черезчур много знают; молодыя нехороши–черезчур мало знают. Вам бы такую дать, чтобы все знала и во всем потрафляла. А сами всезнайки, образованныя, друг другу угодить не можете. Так покажите сами-то пример угождения и любви. С себя начните!
312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься
11 Апреля 1883 г.
Получил я письмо твое, С. Ты все печешься и скорбишь о П., как бы ее выучить, а я все забочусь, как бы тебя обучить. Сколько ни говорил, чтобы ты поучилась складу письма и хотя сносному писанию букв–не тут-то было: чем дальше, тем хуже. А касательно духовных дел и не говори: ни на каплю смирения и терпения не прибыло. Все П. не умеет, а ты-то зачем не умеешь? Саша ни разу на нее не жалилась. А тебе Н. не угодила–много знает, П. молода–мало знает. А ты все знаешь и не творишь самого нужного, т. е. душевнаго. Даже и на меня вознеслась: «не пишите так строго мне–а то захвораю». Хороша монахиня!
Учить я не запрещаю, это доброе дело–век живи, век учись, но только начни-то с себя. Ты мне дороже П.! П. можно сослать–вот и все: а ты моя присная. Мир тебе! Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово! Многогр. И. Анатолий
313. Не ропщи на монастырскую жизнь
27 Марта 1884 г.
И опять я остаюсь виноват, что засадил тебя в монастырь. А я ждал за это благодарности. Что хоть Бога-то поблагодаришь за толикую Его к тебе милость!.. Что ты согрешаешь помыслами, за это Бог простит, когда каешься; а вот когда скорбишь, за чем променяла Сладчайшаго Иисуса на мужика, за это потерпишь. Ты все представляешь, как муж кормил бы тебя блинами и тыквою, а обратной горькой стороны не хочешь видеть.
И будто у мужа, какой бы он там ни был, больше сокровищ и наслаждений, чем у Творца неба и земли?.. Не ропщи! И старайся зреть свои прегрешения! Будь благодарна Богу и С., терпи и люби!
314. Не выносишь правды от тщеславия
Что ты поздоровела, слава Богу! Только будь благоразумна вперед. Я тебе и прежде говорил: не усиливайся в церковь понуждать себя. Ты не от лени сидишь дома, а с немощнаго Бог не спросит. И правило, как можешь, так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади. Я и сам так поступаю. Что касается укоризн от сестер, я говорил, и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить!.. Мирно жить от тебя зависит. Потерпишь и будет мир. А станешь воздавать злом за зло,–то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир–там Бог. «В мире место Его».
315. На своих не надейся, а жди от Бога
О домашних и на домашних не скорби. Пошла к Богу, и жди от Бога. Он надежнее всех князей и сынов человеческих. И настоящею жизнью не увлекайся. Спокойна– благодари Бога, скорбна–опять благодари Бога. И жди всегда милости Божией.
316. Без скорбей не выучишься монашеству
Безтолковая ты, матушка С.! Когда ж ты будешь походить на монахиню-то? Сто раз тебе говорил, что скорби твои– комар укусил. А ты воюешь, точно жизнь твоя на волоске.
Ведь ты учишься и скажу тебе за тебя, что желаешь– именно желаешь обучиться монашеству, а скорбей не желаешь. Как же ты обучишься?
Нет, матушка, Свящ. Писание говорит: даждь кровь и приими дух. А то ты, вижу, лакома до золотых крестов, которыя висят на шее; возлюбленная моя, если любишь этот крест, то повиси прежде сама на кресте. Сам Иисус –Бог сначала пострадал, тогда и прославился.
А ты разве лучше Его?
317. Учись монашеству. Не скучай о родных
Христос Воскресе! Матушка ты моя, свет Серафимочка! А я до сей минуты все думал, что ты не шуточная, а истинная, заправская, ангелоподобная монахиня. А ты просто девочка, да не простая, а настоящая деревенская, для которой, чтоб она не плакала, непременно нужен пряничный петушок или сосочек. Да как же ты будешь считаться в лике-то ангелов? Да как же теперь величать-то тебя? И родныя тебя забыли, и батюшка духовный туда же! А я тебя помню и очень помню, тебе грех!.. Да когда же мы будем учиться монашеству-то? Или уж не будем? Нет, матушка, надо! Дала клятву,–держись; не радуй врага-диавола. Не ищи, что тебе не дается. Какого ты утешения ищешь от мертвецов? Остави мертвых, т. е. мирских, хотя бы и родных, но все же мирских, погребсти своя мертвецы. А ты сиди в келлии и плачь своего мертвеца, т. е. себя; т. е., что ты взяла одежду и нрав монахов, –а не монахиня. Иже любит отца или матерь, или сестру, или брата, несть Мой ученик, сказал Спас наш. А ты разве не Его ученица? Разве не поклялась вечно следовать за Ним? Сказано в писании: оставите безумие, и живи будете.
И ты оставь свои капризы. Ты ведь воображаешь, что тебя мучит нелюбовь родных, а у тебя просто ревность, что Сашу снабдили всем, а тебя нет. Потому я и увещаю тебя, живи с С. попроще; она девочка, хоть и с капризцем, а все-таки тихая, разсудительная, благоговейная. И тебе– грех не ладить с нею. А чтоб у вас не было с нею размолвок да недоразумений–этого нельзя, и ты не ищи невозможнаго. А знай, насколько потерпишь ее, настолько у вас и мир.
318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова
... Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветру давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но еще лучше здоровому служить телом и духом Богу.
319. Самый лучший пост. Будь откровеннее
Письмо твое получил. И пишу теперь же ответ. Поздравляю тебя с новосельем. Видишь, как матушка тебя любит. А уж, если скорби тебе нужны ради вечнаго спасения, то никто тебя от них не избавит и никуда от них не уйдешь. Ну, вот ты ушла от сестры А. Е., дали другую хорошую:–рука заболела и голова. Что чего лучше?
А потому терпи и спасешься. Что ныне пели в церкви на стиховнах? «Вскую унывающи душе моя, греху работаеши? И вскую, немощна сущи, ко Врачу не прибегаеши? Се время благоприятное, се спасения ныне день истинный».
«Возстани, омый лице твое покаяния слезами и елеем благотворения свещу просвети: яко да обрящеши от Христа Бога и велию милость». А для новоначальной монашенки самый лучший пост, самая высшая добродетель есть, терпеть все, что Бог пошлет. Еще замечу тебе,–будь откровенна. Как же это ты там страдаешь и мне не пишешь, «боясь, что Бога оскорбишь». Да ведь, матушка моя, если Бога оскорбишь, да покаешься духовному отцу, Он, то есть Бог, и простит согрешениe и оскорбление Его теб. А то ты страдаешь, и не каешься–а конец-то выходит гнилой. До истерики и дошла!
А ты уж не бери высоко, а живи посмиреннее да пооткровеннее. Ведь ты пришла учиться монашеству: кто ж тебя осудит, если погрешишь? Ты просишь меня, чтоб я испросил у Бога терпения, да какая ж ты неразумная, Серафимочка? Просишь себе горсточку терпения, а у самой целая пазуха этой драгоценной добродетели! Ведь терпению учиться– не значит–вычитывать да разспрашивать, а просто-на-просто: болеть. Приболишься и будешь терпелива. И будешь настоящая монахиня! Потому-то Господь и сказал: «претерпевый до конца спасется»! Мир тебе! Не будь ангелом по одному имени, но житием, и будешь там во веки веков с Серафимами.
320. В чем истинный пост
Мир тебе, С.! Еще поздравляю тебя с постом! С настоящим постом! Ты уже вкусила постной пищи, которая, пожалуй, не очень тебе по нраву. Но что ж делать. И кровожадные звери, и ястреба хищные, и сколько еще невинных животных малых и великих,–и какия неисчислимыя тысячи их–тоже постятся. Волки, говорят, иногда по неделе не едят, и больше. Нам ли христианам,–наследникам сущим вечнаго царства, не поститься? А теперь самое приличное время. Се время благоприятно. Се день спасения.
«Время веселое поста, тем же чистоты световидныя, и «любве чистая, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло воззопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистых «сердцем тебе поклонитися сподоби нас!»
Видишь ли Серафимочка! Теперь ты не мирская девушка, а стоишь в числе монахинь–невест Христовых. И потому должна знать не букву только, но и тайны царствия. Ведь не есть хлеба и не пить воды или чего иного, не есть еще пост, ибо и беси не ядят и не пьют совершенно ничего. И все-таки злы и Богу ненавистны. Нам же пост есть (как поет Церковь) злых отчуждениe, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучениe, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих отчуждение – пост истинный есть и благоприятен». А у нас с С. не то, что сих великих добродетелей, а даже и терпения того, что Бог посылает, не имеется! Да, С–очка, ты вся в меня нетерпеливая. Таким людям трудно жить. Это я знаю по опыту. Все это правда. Но и то не солгу, если скажу, что по милости Божией, я четверть столетия кое-как прожил в обители. Почему знать, может быть, ты еще больше проживешь, при всем своем нетерпении. Да, проживешь. Верно проживешь, если смиришь себя, т. е. скажешь себе и Богу: я немощна; я не могу быть монахиней, ибо уж очень немощна, но желаю быть монахиней, помоги мне Иисусе! И Матерь Божию Пречистую как можно чаще призывай–и спасешься. А внешния скорби и неприятности–все отлетят, как высохшая глина от платья...
321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго
Поздравляю тебя, С., со вступлением в избранное и возлюбленное Господом нашим стадо, в число невест Божиих. Блюди себя, живи достойно новому своему званию; а звание сие высоко, о нем говорит Апостол: «вы есте граждане Иерусалима Небеснаго, царское священиe, язык свят, люди обновления». «Жительство ваше на небесех есть». А небесное жительство – вернее небесное царствование, чем достигается? Святое Писание говорит: «многими скорбьми подобает нам внити в царствие небесное».
А потому, если обимут тя скорби – радуйся; ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оныя по силе, тот и получит царство вечное.
На возвратном пути мать твоя была у нас, и порадовала, что ты мирна и даже весела. Старайся по силе быть в мире душевном; ибо о Боге сказано: «в мире место Его».
То есть, Бог Сам живет в том человеке, у котораго мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оныя имей– вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторыя добродетели: тогда прощай мир душевный! Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение!