Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не удив­ляй­тесь то­му, что во вре­мя служ­бы на­хо­дят по­мыс­лы раз­лич­ные: ког­да вы при­ни­ма­е­тесь за ору­жие про­тив вра­гов, т.е. мо­лит­ву, то и они на вас во­ору­жа­ют­ся силь­нее при­ло­га­ми по­мыс­лов. При­бе­гай­те ко Гос­по­ду на них мо­лит­вою и не сму­щай­тесь: они ис­чез­нут, а ког­да бу­де­те сму­щать­ся, ви­дя, что оные не ос­тав­ля­ют вас, то сим боль­ше их на се­бя во­ору­жа­е­те, а ког­да со сми­ре­ни­ем стоя во­пи­е­те на них к Бо­гу, то и ус­по­ко­и­тесь.

преп. Макарий

Иног­да ухо­дят из хра­ма из-за по­мыс­лов. Это, ко­неч­но, не­ра­зум­но. Враг по­ды­ма­ет брань по­мыс­лов с целью вы­вес­ти из хра­ма. Не долж­но под­да­вать­ся вра­гу. В боль­ши­н­стве слу­ча­ев у мо­ло­дых бы­ва­ют блуд­ные по­мыс­лы, а у ста­рых – по­мыс­лы гне­ва, вос­по­ми­на­ние ста­рых обид. Враг как бы го­во­рит: „Ты пом­нишь, та­кой-то вот те­бя ос­ко­рб­лял при всех, а ты смол­чал, ни сло­ва ему не ска­зал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что ска­зал бы..." Иног­да от по­доб­ных по­мыс­лов иной весь вспых­нет от гне­ва. На­до бо­роть­ся.

преп. Варсонофий

Ког­да бес­по­ко­ят по­мыс­лы, или сму­ща­ют, или тре­во­жат, то не на­до вхо­дить в раз­го­вор с ни­ми, а прос­то го­во­рить: „Да бу­дет во­ля Бо­жия!" Это очень ус­по­ка­и­ва­ет.

преп. Варсонофий

Письма к Т.

23. Внутренний рай обретается терпением и смирением

27 Мая 1875 г.

Получил я письмо твое от 22 мая, сестра о Господе просфорница Т. Радуюсь, что наша Оптина тебе так понравилась, что показалась раем. Впрочем – от нас самих зависит – нам рай: потерпи, смирись – и обрящешь рай в себе самой. Как говорит один святой: «не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Материю Своею и с сонмом ангелов и святых». Поэтому не унывай, что ты еще не достигла сего, а старайся и начинай не с верху, а с нижней ступени, – т. е. со смирения, самоукорения. Говори себе: я недостойна чтоб живою жить в раю, сподоби меня, хоть по смерти, вместе с благоразумным разбой­ником наследовать Твой рай.

Написал бы тебе побольше, но я болен, не выхожу и никого не принимаю. А ты не стесняйся, пиши когда хочешь и что хочешь все приму к сердцу. Только не обещаю аккуратных ответов.

Бог да сохранит тебя и да наставит и укрепит на пути истины. Искренний благожелатель твой многогрешный И. Анатолий.

К содержанию

24. Христианское совершенство достигается постепенно

22 Июля 1875 г.

Получил я письма твои Божия послушница, благоговейная просфорница Т. и подивился твоей премудрости. Как ты сумела превознести меня? Конечно, воспеть достойная может и неученый, а ты умела ублажить того, кто хуже всех. Но я спорить с тобою не стану, боясь Того, Кто сказал: «приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведника приимет»; а хочу за ублажение меня пожурить тебя: с чего это ты взяла, что я буду обременяться твоими письмами, или как пишешь ты: «затруднять своими грехами»? Не я, а Сам Сын Божий говорит: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние». А я, говорю тебе, хуже всех.

Зачем же мне удаляться от согрешающих, но кающихся; не отвратится ли и Господь от меня, если я оставлю кого? Оставь же вперед это неразумное сомнение; пиши все, всегда приму с участием сердечным. Об этом я уже, кажется, писал тебе прежде. Что ты не терпелива, за это себя укоряй, но не смущайся. Ты пришла в монастырь учиться, и учись терпению, смирению и прочим добродетелям, украшающим венец монашества. Кто учится мастерству какому-нибудь, то неужели сразу возьмет шило, дратвы, или там топор, кисть и сделает тотчас сапог, шкаф, картину? Если этого не может быть в действительности, то как же ты хочешь сразу научиться науке наук? Ибо монашество выше всяких наук, оно учит небесному Ангельскому жительству. Стало быть и здесь, как в мастерских, человек грешный, поступающий в монастырь для приготовления себя к вечной жизни, не делается сразу святым, а прежде многажды погрешает, портит начатое дело и за это получает от близких, особенно от высших себя, укоризны или наказания. Так и живет учась и смиряя себя. И возрастает потом незаметно в меру возраста исполнения Христова. Говорю незаметно, ибо если кто станет примечать за собою, что он преуспел, то уж это плохо, и погибель монаха близка.

Будь же разумна и внимательна и Господь не оставит тебя. Мир тебе и благословение Божие! Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

25. Все надо делать с благословения

11 Августа 1875 г.

Теперь я пишу тебе, Т. смиренная, именно по желанию твоему – строчку. Очень недосужно. Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя. Мир тебе. Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая и будешь со временем походить на монахиню, и Господь пребудет с тобою навсегда. Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

26. В каком разуме должно принимать ангельский образ

22 Февраля 1876 г.

Получив первое твое письмо от 13 Февраля, я утешился, что м. игумения тебя намерена облечь в Ангельский образ. И задумал поминать под субботу, на обычной заздравной нашей ектении послушницу Тат., а в субботу под Воскр. Монахиню (бывш. Тат.). Но второе твое письмо от 14 Февр., которое тебя огорчило, а вернее указало твое малодушие, и меня не порадовало. Апостол Павел пишет к своим ученикам: «кто есть любяй мя, точию приемляй от мене скорбь». А ты стало быть не крепко любишь своего духовнаго отца, когда огорчилась до того, что упала духом, и заболела. Да что я написал-то? Не обличал, не укорял, а просто напомнил о необходимости искренней откровенности, в которой нуждаюсь и я и всякий другой. Но ты поняла в другую сторону.

Но забудем это – мир. И верил, и верю твоим чувствам и искренности. И будь сим довольна. Приступая к принятию Ангельскаго образа, иди на святое дело в разуме. Это не есть какое либо земное отличие и честь, но вящее смирение. Образ истиннаго монашества есть искреннее смирение, а смирение св. Исаак Сирин называет одеянием Божества. Прочти сама его 53-е слово. Малый Ангельский образ есть обручение Небесному нашему Жениху Сладчайшему Иисусу. И потому, как только оденут тебя в сию одежду смирения, ты обязана будешь иметь всегда на языке имя Иисусово, как обрученная невеста имеет пред глазами портрет своего жениха. Мир тебе. Прощаю твою неразумную и несправедливую скорбь, и буду поминать твое имя, как обещал.

Всегдашний твой искренний благожелатель многогр. И. Анатолий.

К содержанию

27. Смирение – основание монашеской жизни

13 Марта 1876 г.

Приветствую тебя, сестра о Господе, преподобнейшая мати Т.! с принятием святого образа Ангельскаго. Знаешь ли, что этот образ есть знак обручения себя небесному Жениху Иисусу? Как поется в тропаре мученице: «Тебе, Женише мой, люблю» и проч., а всякая монахиня, по учению св. Феодора Студита, и есть мученица. Помни же, кому обручилася еси!

Ты просишь наставления и назидательнаго урока, как бы тебе не сбиться с истиннаго пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Это путь, т. е. путь смирения, самый надежный и, как говорят Отцы, «непадательный. Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?» Да и как не смиряться, когда Иисус, Бог богов и Господь господей смирил Себя даже до смерти, смерти же крестныя? Удивление ангелов, краснейший паче всех Сынов человеческих, умер позорною за нас смертию; мы ли грешные, немощные, не хотим видеть своих грехов? Своих немощей?

Что же касается высоких дум – бойся их как огня. «Мерзостен пред Богом всякий высокий». Пред Ним чистым и Святым – самое небо нечисто». И что такое наша всякая правда? – Оценил давно пророк Исаия: «рубище жены нечистыя поверженное!»

Спрашиваешь, как бы не сбиться с сего пути? Послушай не меня гнилого, а Самой Вечной Истины, Иисуса. «Зряй вспять не у управлен есть в царствие Божие».

Значит, всяк кто желает достигнуть Христова царства, не должен озираясь припоминать свои высокия добродетели – и особенно высокия думы – а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души и ужасающия истязания тогдашния – и не согрешишь. Мир тебе, мать Т. Многогрешный И. Анатолий.

К содержанию

28. Пасхальное ободрение малодушной

22 Апреля 1876 г.

Христос Воскресе! Сестра о Господе мать Т.

Вот тебя матушки почтили: дали тебе славное имя; серна или горный олень всегда скачет по высотам, прыжком перепрыгивает бездны, носится подобно птице по горным скалам, а наша серна не переедет ломтя хлеба, не переплывает чашки чаю, во всем немощствует, везде спотыкается. Молодая подвижница, только что начала духовную жизнь, – и уже изнемогаешь! Ведь это жалко!

Ну, так и быть: забудем прошлое. С новаго лета начнем жить снова по-Евангельски, по-монашески. Что поленилась – Бог простит, ибо ты покаялась и зазрела и уничижила себя. Но теперь надо начинать. Будем хоть понемножку готовить вено (приданое) Жениху Своему. Он не взыскателен и долготерпелив: пока мы с тобою по ниточке будем собирать и украшать брачное одеяние для встречи Его; Он все будет ждать, все будет толкать в двери сердца нашего, когда мы отверзем Ему Святому и Чистому храмину сердца нашего. Только не спи много, чтоб не проспать своего Жениха, потому что не знаем, когда Он придет к нам: вечер, заутро, или в куроглашение. Впрочем, мы недавно пели, да и теперь поем: «Жены с мvры Богомудрыя, в след Тебе (Жениха) течаху, Его же, яко мертва, со слезами искаху, поклонишася радующеся Живому Богу».

Так и в мертвых делах наших и в мертвенной плоти, Воскресший Иисус может дать и жизнь, и силу. Только поклонимся Ему мертвому, т. е. в худобе нашей, в ничтожестве нашем и тогда можем узреть в себе Живаго Бога. А теперь потщимся яко волсви и поклонимся Ему и принесем Ему мvро милости к ближним и смирение и восплачем, и возопием: «о, Владыко, возстани, падшим подаяй воскресение». Мир тебе Т.! Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

29. Смена скорбей и радостей в жизни неизбежна

5 Июля 1876 г.

Преподобнейшая мати и сестра о Господе Т.!

Мир тебе!.. Ты как будто жалеешь, что в N тебе не так приятно, как в Оптине. Но ты в Оптиной была в гостях, а в гостях быть постоянно нельзя. Тогда нужно бы и от природы требовать, чтобы она не посылала нам неприятных снегов, ветров, дождей, ненастий, но тогда у нас не было бы ни хлебушка, ни каши, ни одежды, ни обуви: все бы выжгло да погорело от постоянно ясных и теплых дней, но все хорошо в свое время.

Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется, так по малу, путь спасения...

А молитву Иисусову творить привыкнуть скоро нельзя. Ты только старайся не забывать о Боге и кайся в забвении и развлечении...

Болеть можешь, сколько угодно, ибо это нам очень полезно, а скорбеть по времени – ибо причины не имеешь, а лучше благодари Бога за Его милости к нам немощным... Если тебя за уединение считают гордою – радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

30. Иноку неполезно жить в покое

7 Августа 1876 г.

Мир тебе! Говорил я с батюшкою о твоих скорбных обстоятельствах, но он не очень соизволяет на жительство твое в покое. Общее послушание – есть великое ограждение от многих искушений иноку. Будь же мирна и благонадежна, памятуя, что о тебе помнят в Оптиной и стараются упрочить путь спасения твоего; только ты не спеши, а посиди у моря и подожди погодки.

К содержанию

31. Должно собирать помыслы в терпении

9 Сентября 1876 г.

Матушка Т., ты скорбишь, что развлекаешься – за чем же дело: собирай помыслы и будешь разумный купец. А если на молитве помыслы разсеваются, то это дело обыкновенное – новоначальным нельзя не разсеяваться. Что касается до смущения твоего от помыслов, то средство одно: терпение и смирение. Мир тебе! Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

32. О молитве Иисусовой, ея действии и плодах

12/20 Декабря 1876 г.

Преподобная мать Т.! Ты меня истинно утешила, когда написала, что молитва для тебя уж не так трудна, как была прежде. Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам!

Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ея. А главное – во время молитвы окаявай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли, Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище – ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящаго имени Иисусова и направляющаго на такого людей, даже и близких. Я видел девицу, которую отец родной так возненавидел, что хотел убить. Только та проходила умную, – чего тебе нельзя еще.

Что не стяжала терпения, не унывай, а старайся стяжавать его понемножку. А что плоть томится – хорошо: Елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется по всяк день... Сестер милуй, если оне тебе досаждают. А что оне тебя считают, за твое молчание, сердящеюся – это ничего, ровно ничего. Мир тебе и благословение от Сладчайшаго Иисуса. Нед. иером. Анатолий.

К содержанию

33. Чем больнее скорби, тем целительнее

1 Декабря 1878 г.

Т., не унывай! Пожди мало. И говорил, и говорю, что ты сама себе строишь скорби. Помни, что вси святии сим путем, т. е. путем скорбей шли и дошли до врат царства. Другаго пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби через чур велики: но это опять от неразумия твоего, скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце... А чем больнее, тем целительнее. Мир тебе. Остаюсь желатель здравия твоего и душевнаго, и телеснаго И. Анатолий.

К содержанию

34. Не ищи дружбы

24 Ноября 1879 г.

Скит.

Мир твоему преподобию!..

Чтобы быть покойной – не ищи ничьей дружбы! Седи в своей келлии и та всему тя научит! Всему, т. е. доброму. А чужия келлии учат всегда всякому злу.

Благожелатель твой искренний многогр. И. Анатолий.

К содержанию

35. Земные скорби вознаградятся

4 Января 1881 г.

Скит.

Преподобная матушка Т.!

Что тебе больно, ей, верю! Но только ты, моя матушка, не черезчур, не доходи до безумия. Кому легко бремя искушений? На что велик пред Богом Св. Исаак Сирин, и тот гворит: «кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?»... Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет, и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он? Как же благовонен? Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней. Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся, мир тебе!

К содержанию

36. Должно поклоняться Отцу духом и истиною

Получил еще письмо твое, сестра о Господе Т.! от 25 Августа. Вижу твое усердие ко мне недостойному и к обители нашей, верю и желанию твоему быть у нас. Но должен тебе сказать, что ты мыслишь так же, как и та Самарянка у кладезя Иаковля, которая готова была спорить с Господом о месте поклонения: отцы наши в горе сей поклонишася и проч. Прочти у Иоанна гл. 4. А что ей ответил Господь? «Ни в горе сей, ни в Иерусалиме поклониться Отцу... Истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Вот каково должно быть наше поклонение! К сему да устремимся умом и сердцем, – и веруй – обрящем милость и жизнь вечную, – мы люди духовные, потому духом и должны сноситься – и это есть истинное христианское единение, которое не разрознится во веки, о Христе Иисусе Господе нашем, как и поется в каноне: «о, Пасха велия и священнейшая Христе, о мудросте, и Слове Божий, и Сило, подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего». Сего ищи и мир Божий придет к тебе сам собою. А что ты ищешь места и людей. Я не спорю, что святое все свято, и чистое – чисто, но большее внимание монаху должно обращать на нужнейшее и полезнейшее; а что может быть нужнее и полезнее царства Небеснаго? А где оно? Услышь самого Бога, вещающаго: «царствие Божие внутрь вас есть». Внимай же себе! Если оскудевает терпение, не унывай. Этим путем шли все святые. С которыми желаю тебе вечнаго сопребывания. Мир тебе и благословение Божие. Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

37. Читать книги монаху полезно

Письмо твое получил... Читать книги монаху, если он желает быть монахом не по одежде только, а делом и истиною, необходимо. А без книг не только не будешь монахом, но понятия об истинном монашестве не приобретешь. Отчаяваться, за неимением дел добрых, не должно; по крайней мере, будешь зазирать себя. А если бы не читала книг и не знала, что ничего не имеешь в себе хорошаго, тогда по неразумию думала бы, что живешь право. И вышел бы из тебя фарисей Евангельский. А мы поем: «Господи, сопричти мя мытарю».

А старых сам Господь похваляет, когда принимает пришедших и в одиннадцатый, т. е. в сумерки. Милосердый Домовладыко не только не лишает их всякой мзды, но равняет с утра пришедшими и понесшими труд и жар дня. Что ты любопытствующих не любишь – то же право делаешь. Прочти в книге «Восторгнутые классы» статейку «Совет ума своей душе». Лучше этого совета я ничего не могу тебе присоветовать.

Господь да благословит тебя и да управит путь твой. Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

38. Не обольщайся мнимым смирением

20 Августа.

Не знаю, матушка, какия это сестры отыскали у тебя пучину смирения – до того, что удивляются: как это только ты можешь терпеть от своей матери такия страшныя притеснения. А мне так думается, что это враг научает их так говорить и удивляться терпению твоему. Смири лучше себя, сестра, и укори, да только себя, а не другого кого. Я так твержу все свое, т. е., что болезнь и скорби – для тебя великая милость Божия, а то бы ты напроказила на свою голову. Полечиться сездить домой – Бог благословит. Только смотри – береги себя. Береженаго Бог бережет!

К содержанию

39. Чаще размышляй о будущем блаженстве и будущей муке

Вот то-то и есть, матушка, как жалко разставаться, даже на время, с близкими своими! А что будет с теми, которые станут ошую Своего Спасителя и Бога в последнюю годину. И когда навеки, невозвратно, безнадежно, наша Радость, наш Свет, наша Жизнь – Спас наш, окруженный вечною славою, безчисленными сонмами Ангелов и Святых, пойдет в райские врата в горний Иерусалим; а те, тогда воззрят на лики и красование спасенных, а сами пойдут в бездны и закроют их горы, сквозь которыя не проникнет никогда, ни малейший луч света, ни малейшаго звука Сладчайшаго Иисуса! Размышляй о сем! Если будешь об этом чаще размышлять, то не будешь так раздражительна и так капризна. И милостивее будешь к сестрам!

К содержанию