Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вся­кий гор­дый при­лог и о се­бе мне­ние счи­тай не­ма­лым гре­хом, по­вер­гай се­бя пред Бо­гом, про­си про­ще­ния и по­мо­щи о из­бав­ле­нии от оно­го.

преп. Макарий

Ес­ли вы не бу­де­те под­вер­же­ны ис­ку­ше­ни­ям и, не поз­на­вая сво­их не­мо­щей, бу­де­те ток­мо ви­деть свои исп­рав­ле­ния и на них по­ла­гать на­деж­ду спа­се­ния, то мож­но впасть в край­ность вы­со­ко­у­мия и пре­лес­ти не­ис­цель­ной, ибо враг ког­да не мо­жет ко­го по­бе­дить страсть­ми и не­мо­ща­ми, то вла­га­ет во ум вы­со­ко­у­мие и мне­ние о се­бе, от ко­то­ро­го впа­да­ют в пре­лесть и в пом­ра­че­ние ума.

преп. Макарий

Бе­ре­ги­тесь по­мыс­лить о се­бе неч­то вы­со­кое, за сие бла­го­дать Бо­жия ли­ша­ет сво­ей по­мо­щи и пре­да­ем­ся страс­тям и ду­хам в на­ка­за­ние.

преп. Макарий

Письмо общее

143. О всемогуществе Божием

17 Октября 1891 г.

Мир вам, преподобныя матери и сестры! Нынешний день Господь спас от ужаснаго крушения царскую семью, не повредив ни одной души, тогда как остальное все превращено в щепы... Бог, спасший царскую семью, тот же и нынче: ни любовь, ни сила в Нем ни на йоту не умалилась; значит, и ныне Он может спасти свое избранное стадо от погрома. Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: кто есть, иже поживет и не узрит смерти, т. е. искушения? Искушение дорого тем, что соделовает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других...

К содержанию

 

Письмо к В.

144. Терпение приводит в рай

8 Марта 1882 г.

Преподобная сестра В. Все письма твои получил и тогда же прочел. И очень мне жаль тебя, что ты и болишь, ослабеваешь, гордишься, сердишься и многое другое творишь немонашеское. Но, если каешься, Бог тебя да простит. А потерпеть все-таки надо. Блажени терпящии, яко окрылатеют, вознесутся, яко орли – пророчит Исаия. А тебе разве не нравится распустить могучия крылья, подобно орлу, и носиться по поднебесью, в райских садах? Да ведь это не сказка, а вечная истина. А если веришь и желаешь этих милостей от Бога, потерпи. Это-то и есть могучия крылья; насколько вознесешься и прославишься во славе Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

К содержанию

 

Письмо к Е.

145. Даждь кровь и приими духа

11 Ноября 1889 г.

Мир тебе и благословение Божие, преподобная сестра о Господе, Е.! Письмо твое, переполненное скорбию, получил. Просишь помочь отцу твоему в скорби–письмом утешить его, да ведь он не меньше меня образован! Что я знаю, то знает и он. А что наше знание?

По теории он читал, и писал, и с каfедры в церкви поучал, что надо терпеть, верит Богу, а как практика куснула – и растерялся. Так и я с утешениями. Практика, т. е. слово Божие, говорит: «даждь кровь и приими духа», а наша ученость хитрит: нельзя ли уловить «духа» так, чтобы не портить крови. И не уловит. А вечная-то мудрость ищет, толкает, зовет, зовет не к мечтательной жизни, а к истине. Вот и посылает удар! «Даждь премудрому вину и премудрший будет». А «муж неискушен, неискусен». Потому-то и учит апостол: «искушение соделывает терпение; терпение же –искусство». Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя! «Даждь кровь»,– говорит практика!..

Повторяю, не могу и не берусь укрепить отца твоего в его горе, сам сый немощен в искусстве. А посылаю листок многолюбимаго отца моего и благодетеля Батюшки Макария, моего перваго старца и отца духовнаго. Там практика и теория в силе подкрепить и ум, и разбитое сердце.

Св. Марк Подвижник пишет: «хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше – молитвою. А потому миром (миром) Господу помолимся: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего». Не увлекайся и ты печалями мира сего, помня слово Господа нашего к ученику, просившему погребсти Отца своего...

Передай от меня глубокое мое почитание и благожелание многоскорбному родителю твоему П. Д.

Да умудрит и да умирит его Воскресый из мертвых и воскрешающий, изводящий свет из тьмы.

Испрашивая на тебя и на всех вас благословения Божия и мира, пребываю с искренним благо­желанием недостойный богомолец многогрешный И.Анатолий.

К содержанию

 

Письма к М. Г.

146. Мы пришли в монастырь искать царствия Божия, а не здравия телу

7 Декабря 1876 г.

Сестра о Господе М.! Письмо твое получил, и по просьбе твоей спрашивал батюшку о тебе, можно ли тебе ехать для поправления здоровья домой? Он ответил: «не нужно». И аз грешный того же мнения: мы пришли в монастырь искать Царствия Божия, а не здравия телу. А кому нужно здоровье: сия вся приложатся ему. Что касается благословения матери твоей на поступление в монастырь, то на этот счет не безпокойся: и о тебе, и о мне, и о всех подобных детях Господь Сам сказал: «аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Смириться перед нею и попросить благословения теперь, – это не лишне. А в церкви стоять батюшка благословил, хоть сидя, или прислонясь... Что ты нетерпелива, не унывай, а старайся учиться терпению. Выучишься – тебе будет честь.

К содержанию

147. Не гордись тем, что держишь молитву Иисусову. Плод этой молитвы

Март, 1877 г.

Письмо твое я читал, читал, и не мог надивиться: как это девочка мне показалась умная, внимательная, а какия глупости плетет! Она верит помыслам, что творить Иисусову молитву есть нечто важное. Глупенькая ты, преглупенькая! Я ж тебе говорил, что эту молитву, как не требующую ни книг, ни поклонов, ни других тяжелых подвигов, дают старухам, больным и окаменелым сердцем. Конечно, кто ужасно любит ходить в Церковь, придет прежде всех, не пропустит ни одного слова в Церкви, придет домой – обливается слезами, зря свою нищету и недостоинство; такому, конечно, молитву Иисусову не стали бы навязывать. А ты, глупенькая, во всем повинная: ни молиться, ни смиряться, ни любить оскорбляющих, ни слова Божия слушать, ничего подобнаго не умеешь.–А хочешь спастись! Что ж нам оставалось с тобою делать? Вот мы и дали тебе легонькую, прелегонькую молитву – всего 5 слов. А ты и тут ухитрилась отыскать что-то особенно великое, отличающее тебя от других, то есть: что собственно тебя должно бы смирять; ты в безумии думаешь этим еще гордиться. Врагу, разумеется, страшно, что такая девчонка, ни на что не годная, вдруг спасется, и потому всячески тебя уловляет, и внушает такия лживыя и глупыя мысли, что ты будто должна гордиться тем, что именно должно бы смирять тебя.

Оставь же глупости, притекай к Иисусу, а не к диаволу. Иисус умер до тебя, значит, тебя любит. А диавол не умер, а скорее тебя хочет умертвить. Так и не слушай его. Я и батюшку Амвросия спрашивал о тебе, он тоже сказал: «пусть продолжает, а диавола не слушает. А горло и грудь болят за недостоинство». Ибо всякая, а особенно эта старушечья молитва, назначается только для больных и непотребных–хуже которых всех я непотребнейший,–требует познания своей немощи и смирения. А ты сдуру вздумала еще возноситься! Глупенькая ты, преглупенькая!

Ну, Бог простит тебя! Начнем исправляться! Я и сам желаю положить начало. Благослови, Господи!

А что радость разливается в сердце – это я тебе, кажется, говорил: бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает: иногда же от усиленнаго напряжения к этой молитве. Сказано: Бог, т. е. Иисус,–огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! И потому, часто призываемый Сладчайший Иисус не может не веселить сердце. Разве уж окаяннейший какой, яко же аз, огрубелый, то долго не может чувствовать радости. А настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается – и на всего человека. Но только опасно принимать ее без разбора; ибо и сатана преобразуется в Ангела светла. А потому, как неопытная в духовной жизни, будь осторожна и принимать берегись, и отвергать берегись. Прочти у Марка Подвижника слово 2-е глава 28. Прочти еще в том, втором, слове главу 134-ю. А если оставишь молитву, куда тебя тогда девать? Терпи. Это скоро все пройдет, и слюбится. Молитва прекращается–это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное – от гордости.

А так как ты особенно горда, то особенно и держись за эту молитву. А чтобы она никогда не прекращалась, так для этого ты, молоденькая, посиди у моря, подожди погодки!

Помыслов отвергать ты же еще не можешь, а будет с тебя, если будешь терпеть и звать Иисуса. А когда грехов за собою не видишь, тогда бываешь в диавольском устроении; он тоже своих грехов не видит; и никогда не каясь, не обвиняя себя, думает, что Бог пристрастен к человеку, ибо любит его, а Бог за то и любит человека, что он кается и смиряется. И ты во всем кайся и смиряйся, и Бог спасет тебя!

К содержанию

148. О даре разсуждения помыслов

6 Апреля 1877 г.

Отвечаю на письмо твое: 1) научилась опытом, как верить своим помыслам? – Будь впредь умна. 2) Верю, что не имеешь необходимых ко спасению добродетелей: смирения и терпения; учись им. Ибо не ложен Бог, сказавший: ищите и обрящите, просите и дастся вам. А если бы дать тебе это добро, то ты и искать его не стала бы, и впала бы в гордость. Значит, смиряйся и молись: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную. И будет с тебя. Все нужное, во время свое, даст Бог.

Одна глупенькая молоденькая девочка просит: «испроси мне просвещение сердца, чтоб я могла различать правый помысл от вреднаго». Ну, что тут прикажешь отвечать? Берешь ты, матушка М., высоко! Есть кого вопросить, и спрашивай! Получишь ответ, – и будет с тебя. А то ведь высокомерна эта девочка! Испроси ей еще дар разсуждения! Да этот дар выше всех добродетелей христианских! Дай ей! Ишь куда лезет? Ты, небось, читала «патерик»? В древнем Египте и великие-то отцы не все имели дар сей. Вон какие: Макарий великий ходил на старости лет к Антонию вопрошать. Пимен Великий ходил с помыслами своими к Иосифу панефосскому; Памво, Аммун, и многие, многие великие святые не смели дерзать на такую добродетель! А М. Г-вой подай! Экая гордая...

О разсуждении если хочешь иметь понятие, то спроси у матушки ту часть Добротолюбия, т. е. последнюю, где есть слово Кассиана к Леонтину игумену и прочти его.

Просишь, чтобы я не оставил тебя. Помни, что сказал Господь: «Аще кто слово Мое соблюдет: Аз и Отец Мой к нему приидем, и обитель у него сотворим». И будет с тебя.

Просишь научить тебя «совершенному незлобию». Поди лучше к Господу. Он Сам приглашает желающих: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен» Взывай чаще: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную! И научит тебя Сам! Батюшка о. Амвросий посылает тебе свое благословение. И аз такожде.

К содержанию

149. Скорби научают молитве. Действие молитвы Иисусовой

16 Февраля 1878 г.

Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение. И аз грешный молюсь за тебя, чтобы тебя Господь сподобил со святыми в вечной славе своей царствовати. А что матушка и казначея тебя пробирают: за это я им очень и очень благодарен. И не напрасно. А потому что в свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что еслиб у тебя не было скорбей, то нужно бы молить Милосердаго Господа, чтобы Он их послал тебе. Прочти в наставлении о. Серафима (Саровскаго) 8-й пункт. А что делается в сердце, не безпокойся. Иисусово имя безпокоит врагов душ наших, который поселился был в сердце – вот он и возится; а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Непременно разыщи книгу: «Семь слов Марка Подвижника» и читай постоянно. Так таки и сиди над ней. Мир тебе!

Считай себя хуже всех на свете–вот тебе и повеселеет.

К содержанию

150. Предосторожности в молитве Иисусовой

16 Апреля 1886 г.

Воистину Христос Воскресе!.. Получил твое письмо и спешу тебя успокоить. Первое – ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильнаго умнаго делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того – не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Хорошо, если бы ты приобрела книгу Паисия Величковскаго. Тебе надо ее прочесть. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такия уклонения случаются со многими. Мир тебе и спасение.

К содержанию

151. При обучении умной молитве нужен опыт

26 Января 1887 г.

Мир тебе и благословение Божие, страждущая сестра, мать М. Получил письмо твое. Вижу грусть твою и болезнь твою. Ты ропщешь, что я оставил тебя. Это неправда: всегда помнил и помню, и сердцем сочувствую, но я не хотел понуждать тебя, когда ты изявила желание перейти к другому отцу.

Если бы тебе ответить, то нужно бы: или соизволить тебе, или возбранить. Но если возбранить, то ты, пожалуй, приписала бы это самолюбию моему; а соизволить – значит взять на свою душу ответственность, если новый наставник поведет тебя иным путем. А для тебя это вдвойне опасно, потому что проходишь путь умной молитвы. А если он этого пути и сам не знает, куда он тебя заведет? У меня были опыты, что ученые, и даже очень ученые по книгам, на деле ни на волос не понимали этого духовнаго делания. Потому что этот путь дается не книгою, а кровью. Даждь кровь, и приими духа. Но теперь вижу, что твое желание перейти к другому было капризом, и потому я обращаюсь к тебе по-старинному. Бог да простит тебя во всех прегрешениях твоих! Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присущия Божия. Что молитва твоя не безпрерывна, не скорби–это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тя Господь.

К содержанию

152. О молитве Иисусовой устной и сердечной

(Письмо старца Амвросия)

Сестра о Господе и чадо духовное, М. Письмо твое от 4-го Апр. получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет писать тебе часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотския движения и скверные, и хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем и, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти.

Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиреннаго самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молиться особенно во время смущения и за себя и за оскорбляющих: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.

Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь. Просишь приехать. Если и приедешь, не скоро доберешься, потому что я стал стар и слаб и народом очень обременен. Мир тебе и Божие благословение!

Многогр. И. Амвросий. 24 Апреля 87 г.

P.S. Отцу Анатолию пиши и проси ответа.

К содержанию

153. Еще о молитве Иисусовой

30 Октября 1889 г.

Мир тебе и благословение Божие, преподобная мать М.! Письмо твое получил. Когда оно послано не выставлено. А я тебя просил обозначать число и год и проч. И грозил, что писать не буду. Все ничего! За то и попущаются тебе испытания.

Получивши письмо, я отложил его, чтобы заняться особо. Но оно исчезло. Келейники и я все перебрали, перетрясли, но письма нет. Вот только что, случайно, мне отыскали его. Прочитавши письмо твое (от неизвестнаго числа), я тогда же пошел к батюшке Амвросию. И вместе разбирали его. Мы не нашли в молитве неправильностей. Только таких вещей, как благоухание, принимать не должно. Об этом пишет Св. Симеон Новый Богослов во 2-м образе молитвы. Сердечнаго места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова Г. И. Х. С. Б. п. м. Святитель Димитрий учит: «где ум, там и сердце».

Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат св. Отцы: «убойся. Это волчий путь». А как говорить? Что видим в воздухе? То дождь, то солнце, то снег, то ветер, то жар, то холод. Так и в нашем устроении: одно состояние быть не может и не должно. А когда прекращается молитва умная, берись за поделие.

А переменять руководителя на полдороге опасно. Конечно, перейти к батюшке ровно все равно, но это от того, что учение наше одно, и учитель наш был один. Но не все так. Есть пословица: каждый молодец на свой образец. К батюшке Амвросию всегда можешь писать ничтоже сумняся. А к неизвестным опасайся. Особенно при твоем устроении–на полдороге. Бог тебя благословит продолжать начатое дело, ни мало ни устрашаясь, ни усумневаясь. Бог нам помощник. Самочинникам, правда, должно бояться. А кто, сознавая свою немощь, вопрошает других, тот благонадежен. Только всегда укоряй и смиряй себя. Мир тебе и спасение.

Недостойный богомолец многогрешный

К содержанию

154. Еще о молитве Иисусовой и о видениях

(Письмо старца Амвросия).

7 Ноября 1889 г.

Сестра о Господе и чадо духовное мать М.! Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине. Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Письмо твое получил. Ты приносишь жалобу на о. Анатолия, что он не отвечает. Недавно приходил ко мне о. Анатолий и с сожалением говорил, что долго не ответил на твое письмо важнаго содержания от множества хлопот и забвения. И прибавил, что недавно послал тебе заказное письмо, которое теперь, вероятно, ты уже получила.

Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы Святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более, что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особеннаго значения, не отвергая и не принимая, как советует преп. Марк Подвижник духовным младенцам, как например то, что ты видела Христа, распятаго внутри сердца, и Спасителя, седящаго в темнице в красной одежде, и какой-то непонятный свет. Это и подобное тому предоставляй все воле Божией, говоря себе: Бог Един весть полезное и спасительное.

Прочитай в Добротолюбии все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставляй все воле Божией.

Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь на сердце. Отцы святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не с боку, и, особенно, если внимание ума низходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.

Пишешь, что на праздник Иоанна Богослова ты от изнеможения ушла из церкви в келлию и, лежа на постели, увидела бегущаго врага во всем его безобразии. Вперед, если изнеможешь в церкви, сиди или лежи, но не уходи. Вообще, знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего так враг не возстает, как против молитвы Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй ее, а продолжай, уповая на помощь и милость Божию. Силен Господь и Царица небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными.

Еще пишешь, что некоторыя сестры у вас относятся к Аfонским старцам. Но ты их не знаешь, и они–тебя. Поэтому и не может быть удобно такое отношение. Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. Многогр. И. Амвросий.

P.S. Еще в письме твоем сказано, что у тебя дня три было сильное плотское волнение и востание. Вероятно, осудила кого или попущено было к смирению и испытанию.

К содержанию

155. Еще о случаях при молитве Иисусовой

22/18 Июня 1890 г.

Мир тебе и благословение Господне! Письмо твое получил и внимательно прочел. Ничего в нем особенного не нашел касательно молитвеннаго прохождения. Читай еще 43 главу Каллиста и Игнатия, там все случайности описаны. А что прекратилась молитва – тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение. А главное, чтобы мы были смиренными...

Касательно явлений света, там, желтаго или белаго и еще чего – не принимай, как тебе сказано, т. е. не проклинай и не увлекайся. Прочти у Марка Подвижника в сотницах и будь спокойна.

К содержанию

156. Об искушениях во время молитвы

11 Августа 1892 г.

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Письмо твое от 5-го Авг. получил... Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостию или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и развлечении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. А сон моея лености, сказано в писании, готовит вечную муку. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов: так как царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное. А если мы и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается. Плач по Бозе очень полезен и сеющие слезами радостью, сказано, пожнут, взимающе рукояти своих благих произволений и дел. Разумеется, хорошо избирать удобное место в Церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. И ложась, и вставая, иметь плачь по Бозе хорошо. Святый Царе-Пророк Давид и на царственном престоле имел досуг и привычку омочать слезами постелю свою. А нам грешным еще более приличествует сие делать. Помози Господи!..

О ненавидящей тебя молись, и силень Господь умиротворить ее к тебе. Своею ненавистию она себе вредит душевно, будучи подвизаема от врага, а тебе благодетельствует, потому что – Блажени есте, егда поносят вас...

К содержанию

157. Заботься о спасении, не стесняясь тем, что скажут иные

20 Сентября 1892 г.

Сестра о Господе, мать М. Письмо твое получил. Я не отказываюсь тебе сам писать письма. Но что делать? По нужде иногда и поручишь другому, как и сей раз, за слабостию и болезнью.

Помоги Господи благодушно тебе терпеть находящия на тебя скорби. Таков путь друзей Божиих – в тесноте и скорбях иждивать дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми. «Многи скорби праведным, многи раны грешным,– глаголет Псалмопевец,–уповающаго же на Господа милость обыдет. В терпении вашем стяжите души ваши, и только претерпевый до конца, той спасен будет». Как писала по-просту и без политики, так и пиши, беса тщеславия не слушай, что о тебе могут другие подумать; каждому самому до себя, никогда сопротивник спасения человеческаго не щадит, а уязвляет кого чем. Довольно каждому своему спасению прилежать и свои язвы целить, а не разбирать политики. На опыте видишь, какая брань и каково ополчение против немощи нашей. Аще не Господь сохранил бы град, всуе труждались бы зиждущие. Но Бог–помощник наш и Покровитель. Не убоимся же от страха нощнаго или от стрелы летящия во дни. Да уповает Израиль на Господа, и Той избавит его от всех беззаконий его...

Приписка рукою отца Анатолия:

...Пишешь ты о неизреченной радости душевной после причащения Св. Таин Христовых. Всеблагий Господь умеет утешать своих рабов, часто изнемогающих под бременем скорбей, чтобы и на будущее время не унывали и не малодушествовали, а на милость Божию уповали...

Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: «не будете яко дети, не можете внити в царствие Божие».

Не смущайся, что иногда не сам пишу. Отец В. много лет писал батюшке Амвросию. Он опытен. А которыя поважней по содержанию, те, конечно, я сам буду писать...

К содержанию

158. От помыслов, которым не сочувствуешь, не погибнешь

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться,–не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь, и супружество–это его обычное дело. И в древния и в нынешния времена, блуд и мнимый покой мирской – суть самыя первыя орудия диавола против монахов. Но, когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех. Сестру взять можешь пока гостит. Но наблюдай, чтобы она не разорила твоей и без того слабой жизни.

Спрашивать старцев и по самосмышлению не исполнять их советов–грешно, а по немощи не исполнять–простительно. А если не исполнить, и укорить себя–спасительно. Господь молитвы всех слышит. Только гордых не принимает. А смиренных или укоряющих себя всегда приемлет. Господь тебе помогает–только ты не можешь видеть сего. Он не может оставить тебя, ибо любит тебя.

К содержанию

159. Блудные помыслы – верный признак прелести в молитве

Мир тебе, сестра М.! Молитву не спускай книзу. Держи вверху сердца. А то потужишь. Если начнется у тебя внизу теплота, то старайся перевести ее наверх, или, по крайней мере, в средину сердца, а то лучше оставь. Блудные помыслы есть верный признак прелести. Вот если будет теплота в чреслах, то есть в пояснице, то ничего, твори, пока опять не явятся блудные помыслы. А то брось. И так молись.

К содержанию

160. Неловко спасаешься

Ты, матушка, что-то неловко спасаешься! Будь смиреннее... Не ретись через чур на молитву. Помни, что сказали Св. Отцы: «В ближнем твоем спасение твое». Читай 7 слов Макария Египетскаго. Особенно 14-ю главу 1-го слова.

К содержанию

161. Молитва Иисусова некрепка без крепких скорбей

Опять перечитывал твои скорби, М. Они все те же, и я в них не нахожу ничего ни особеннаго тяжкаго, ни страшнаго, ни безнадежнаго.

А ты просто угорела, и тебе представляются все страсти, отчаянность, уныние... А я тебе говорил, что молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей... Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия».

«Блаженни есте, егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Но М. ни мзды, ни неба, ни Бога–ничего не нужно, только убежать бы в Т. от скорбей. Ну, и от Бога убежишь. А еще–монахиня; пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившаго за нас Живот Свой, умершаго безчестною смертию на Кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истинным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Господа Иисуса: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет». «Аще с ним страждем, с ним и спрославимся».

К содержанию

162. Чтобы утвердилась молитва, терпи скорби и презрения

Насилу порадовала меня М., и слезы свои горькия отерла! Ведь яж тебе писал, что тебе тяжело не от того, что скорби твои невыносимы, а что ты сама-то недопеченная. Ведь вот потерпела – перешла буря искушения – и те же скорби и та же жизнь – а терпится – ничего себе!

Знай же, если будешь слушать впредь, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей – этого ничем незаменимаго сокровища – да поздно будет! Батюшка посылает тебе благословение. Я ему говорил, как ты страдаешь, он ответил, что это попускается за молитву. Значит, оставь молитву, вот и скорби отойдут... Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому-то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства... А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство–терпеть скорби и презрение! Значит, ты сама разорила все!

...А блудные помыслы перед причастием– от врага!

К содержанию

163. От креста не убежишь

Преподобная сестра М.! Много лежит у меня твоих писем. Но гораздо больше у тебя скорбей! Чтож я с ними сделаю? Сам сый немощен и грешен? Я тебе говорил, как и сам себе всегда говорю: «потерпи! потерпи, дондеже идет гнев Господень!» Ведь не вечно же ты и я будем страдать! Сам Господь устами Давида сказал: «по множеству болезней утешения твоя возвеселиши душу мою». Но М. от утешений не прочь! А болезни нельзя как-нибудь взвалить на голову матушке! Да, пожалуй, и на голову любимаго батюшки! Только бы эти проклятыя болезни от меня-то отвязались! Бедная М.! А я так много надеялся на тебя!

А что матушка тебе говорит, прими яко от уст Господних! И Он всемилосердый и любве­обильный наградить тебя за это, т. е. Сам за Себя. Соседок и сожительниц своих полюби и благо думай о них. А не можешь – окаявай себя и вопий ко Иисусу! – N. N. хотя бы и взяла в келлию свою, и... и хотя бы сам Царь Император взял тебя в свой дворец, а крест, тебе назначенный, все-таки ты сама (а никто другой) понесешь! Ты крестилась, так и неси крест!...

К содержанию

164. В действии молитвы не все понятно для неопытных

Молитву твори, а судить ее–не суди. Не твое дело. Помни ту главу у Марка Подвижника – слово 2-е, гл. 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовнаго возраста), а иное действие врага похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться... Скорбей у Бога не проси; а пошлет–терпи.

Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.

К содержанию

165. В молитве полагайся на волю Божию

(Письмо старца Амвросия).

(Начало писано под диктовку о. Амвросия)... Просишь помолиться, чтобы Господь или избавил тебя от болезни, или прекратил бы дни твоей жизни, а более желаешь последняго. Скажу тебе на это, что лучше и полезнее полагаться на волю Божию и молиться так: Господи, яко же веси и яко же хощеши устрой о мне полезное по воле Твоей Святой. Разве ты не читала, что ответил старец брату, вопро­шавшему его, от чего душа моя желает смерти; от того, ответил старец, что ты избегаешь скорби, и не знаешь, что грядущая скорбь гораздо тяжелее здешней. А другой старец сказал, что если бы ты знал будущий покой и будущее мучение, хотя келлия твоя была бы полна червей, так что ты стоял бы в ней по самую шею, ты терпел бы сие, не разслабевая (Ав. Дороfея поуч. 12). Поэтому лучше предадимся воле Всеблагого Господа, да устроит он о нас полезное.

Отчаяваться в милосердии Божием ни в каком случае не следует, приводя в пример Евангельскую блудницу, разбойника и мытаря, покаявшихся и получивших прощение от Милосердаго Господа... (Приписка о. Анатолия): это батюшка сам продиктовал тебе в ответ на твое письмо. А я, грешный, тебе писал недавно. Теперь же подтверждаю батюшкины слова, желая тебе спасения.

К содержанию