69. Учи терпению и сама терпи
Пишешь, в келии все вы между собою мирны, только м. Сергия поотдалилась. - Старайся, призвавши Бога в помощь, и ее как-нибудь примирить.
P.S. Вчера получил с м. Серафимой еще твое письмо от 21 октября. Поздравляю тебя с новоприемною духовною дочкою м. Евдокиею. Пишешь, чему научу ее? - Учи терпению и сама терпи.
70. Необходимо покоряться во всем воле Божией
Поздравляю тебя с приближающимся радостным великим праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Новым годом и с именинницею. Желаю встретить и провести их в добром здравии и душевной радости.
На письма ваши от 23-го ноября и 3-го декабря замешкал я отписать по болезни моей: 27-го ноября ездил в Белев и там, неосторожно поскользнувшись, упал навзничь. По возвращении с 1-го по 6-е декабря ничего не чувствовал, а с 6-го по 15-е декабря прихворнул болью в спине, руке и желудке. Не выходил из келии, пользовался лечением и, благодаря Богу, паки оправился. 14-го и 15-го декабря был у обедни. В настоящее время не употребляю лекарств и могу заниматься делами.
Писала ты, что сподобилась принятия Св. Тайн. Поздравляю тебя с сиим принятием.
В скорби вашей болезнью м. Тавифы я всем вам сочувствую и делю с вами эту печаль, но и покоряюсь ей и вам советую покориться, как воле Божией, которая всегда блага и премудра и устрояет все к пользе душевного нашего спасения.
71. Дела по благословению и дела по самочинию
Ты пишешь о келейной твоей, которая обиделась на тебя за то, что отказываешь ей ходить по чужим кельям пить чай. Пишешь, что сестрам эта новизна тоже не нравится. - И я так думаю. Зачем заводить то, чего прежде у вас не было, и какая польза от сего может быть? А на возражение твоей келейной можно так ответить: ваше между собой общежитие было по благословению покойного Батюшки, а твое - по самочинию, почему и нельзя иметь от него пользы, кроме вреда.
Пишешь, не оскорбился ли я на отказ ваш принять в обитель тех лиц, о которых просил о. Ювеналий? - Я не оскорбился на это, но мне кажется, напрасно вы не приняли их в свою обитель. Просил я Белевскую игумению о них, и она с любовию их приняла.
Поздравляю тебя с новопостриженными сестрами и с принятием их от пострига. Поздравляю и их с принятием Ангельского пострига.
72. Как поступить с сестрой, имеющей навык есть тайно. Ожидание обучает терпению
Спаси Господи тебя за поздравление меня с праздником Рождества Христова и Новым годом. Взаимно и тебя поздравляю с наступающим именинником, покойным Батюшкою. Да поможет Вам Бог провести день его Св. Ангела в духовном утешении - в молитвах и в воспоминаниях о любвеобильном св. старце, о его ко всем любви и богомудром смирении, вспоминая св. его житие, неусыпные труды для блага ближних. Старайтесь подражать ему.
Писала о недоумении твоем, как поступить с той сестрой, которая имеет навык есть тайно. - Уговаривай ее, елико Бог вразумит, и потерпи ее немощь. Бог ей силен помочь оставить навык.
Пишешь, ожидание твое от родных к празднику обучает тебя терпению.
Бог да простит тебя во всем за прошлый год, и я прощаю.
73. О важности умиротворения и возвращения к чувствам любви. Умереть есть уснуть до общего суда Христова. Следует признавать во всем волю Божию
Прочтя ваши строки, душевно радуюсь за общее ваше умиротворение и возвращение к прежним чувствам любви и уверения. Дай Бог, чтобы подобного искушения более не случалось. Прошедшее предадим забвению. В будущем будем охранять себя от искуса и надеяться не на себя, а на помощь Божию.
Да призрит Господь на вас миром и тишиною и тем облегчит скорбные сердца ваши, испытывающиеся страданиями единодушной вам сестры м. Тавифы и предстоящею с ней разлукой. Не уповайте чрез меру, укрепляя ваш дух верою и упованием на милосердие Небесного Отца, который призывает ее от скорбей и болезней к успокоению на лоно Авраамле (Ср. Лк., 16, 22 - 23). Она не умрет, но только уснет до общего суда Христова, а безсмертная душа ее перейдет от смерти в живот и там будет за любовь послуживших ей ходатайствовать любовью. Призываю помощь Божию и укрепление в духе изнемогшей телом страдалице и прощальное благословение.
Поговаривают, читаю в строках ваших, что м. казначею нашу хотят с места долой. - Вот тогда-то, когда сменят, признаем мы в этом волю Божию и не будем о сем беспокоиться.
74. Тайна антихристова деется, а теперь, похоже, и явно действует
О сокращении у вас в городе приходов и приписывании их к другим церквам очень жаль! И у нас в городе то же самое.
Тайна антихристова, - гласило Писание, - деется (Ср. 2 Фес., 2, 7). А теперь, похоже, и явно действует.
Пишешь, посоветовала Марии Яншиной правильцо малое исполнить и одну “славу” из Псалтири. - Это хорошо сделала.
75. “Укрепляйте и утешайте друг друга, сострадая в немощах и скорбях”. В скорбях любовь находит и подает утешение. О благодатном состоянии перед смертью
Пишу вам каждой отдельно, не разделяя тем нимало вашего сестринского боголюбиваго единодушия, а желая, да пребывает оно всегда между вами, как всегда желал вам и любил часто о сем беседовать покойный старец, незабвенный наш Батюшка, говоря: “укрепляйте и утешайте друг друга, сострадая в немощах и скорбех”. Да исполнится и на вас слово Св. Писания: “брат от брата укрепляем, яко град тверд и огражден” (Прит. 18., 19). Любовь и в самих скорбях находит и подает утешение. Так, страдалицу нашу м. Тавифу любовь на тяжком одре от страданий утешает и укрепляет в духе, как видно это из ваших строк: “аще всегда покойна, весела, а благодушием своим и вам всем утешение доставляет”. Благодарение Господу за ниспослание ей таковаго благодатного состояния, которое, можно сказать, уже есть преддверие той блаженной участи, которая ее ожидает. Да поможет ей Господь до конца пребыть так. Посылаю ей мое недостойное благословение и разрешение во всем.
Слава Богу, что вы между собою мирны и покойны - этим утешаюсь я.
Писала ты о чистке зубов землею. - Бог тебя да простит в этой немощи, только надобно ее оставить.
Поздравляю тебя с принятием Св. Тайн Христовых.
76. День памяти старца о. Макария. (1869 г)
Накануне дня памяти покойного незабвенного нашего Батюшки прибыл наш владыко - преосвященный архиепископ Григорий. Участвовал в бдении. 7-го служил обедню и панихиду по старцу; 8-го тоже служил литургию. Посвятил нам двух во иеродиаконы - о. Палладия и о. Феодосия (бывшего пономаря), и двух во иеромонахи - о. Досифея и о. Владимира. О. Пимену дал набедренник. 8-го был у нас в ските, смотрел церковь и жил в кельях. Вообще остался всем доволен. А при отъезде, 9-го, благодарил о. игумена и братию.
В числе гостей были у нас Наталья Петровна и игумения Макария тульская, которая уволилась совсем на покой и сдала свой монастырь выбранной по жребию из рясофорных м. Магдалине, наименованной в мантии Агнией, исправлять должность настоятельницы. М. Макария и родные сестры ее будут жить в Белеве. 13-го там было освящение нового храма владыкой, 18-го им же будет освящаться один из четырех пределов. О. игумен наш и я сегодня едем туда, по убедительной просьбе и неоднократному приглашению иг. Павлины.
77. Надо уметь терпеть ради общей пользы и своего душевного спасения
Ваша матушка игумения пишет мне, что она не согласна уволить тебя от твоего послушания. За последние годы она много претерпела козней, почему бы, говорит, и тебе не потерпеть ради общей пользы и душевного твоего спасения. А для твоего облегчения она согласна даже нанять письмоводителя.
78. “Анафема тебе и рассуждению твоему, аще, что ты веси, - от беса веси” (авва Дорофей). Сети вражие. Христос Воскресе!
Исполнил твое желание - 12 и 13-го числа отслужили в ските заздравные литургии о исцелении болящей монахини Магдалины и твоем, о ниспослании помощи Божией вам к выздоровлению.
Молим о вас общею молитвою, поминали вас на ектениях с коленопреклонением. Служим панихиду на могилке у Батюшки. За молитвами его да помилует и спасет вас Господь!
Прочел все твои писания и скажу о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, - мы не признаем их такими. О. Амвросий и мы все не видели примеров таких у св. отцев и у всех, благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала все эти действия в худую сторону. Твердо знаем, что не прогневался бы на тебя Господь, так как, если бы это было и благодатное, а ты сочла бы за неблагодатное и отвергла бы его, то сделала бы это из-за страха прельститься. Ты и сама твердо знаешь, что не велено верить самому себе. Св. авва Дорофей говорил: “анафема тебе и разсуждению твоему, аще, что ты веси, - от беса веси”. Сердечно желаю, чтобы последовало изменение в тебе и осознание себя недостойной всех этих действий.
Призываю помощь Божию и батюшкины св. молитвы к вразумлению тебя и сохранению от таковых сетей вражих.
79. Болезнь старца Илариона
Христос Воскресе!
Приношу благодарность мою сестрам м. Магдалине, м. Мелании за посещение меня больного. Утешили вы меня вашим приездом. Спаси вас Господи за вашу любовь!
По отъезде вашем от нас 14 числа, в ночь на 15-е провел почти без сна, под утро уснул часа с полтора - не более, да после обеда еще немного уснул. Сегодня, 15-го, о. Никита нашел, что у меня пульс поднялся до 30-ти, чего у меня давно не было.
Нынешнюю ночь, на 16-ое, спал часа три и был у меня, к удивлению моему, пот: рубашка была у меня мокрая. Чувствую себя как-будто несколько лучше.
Белевские сестры все еще продолжают навещать меня.
80. О принятии схимы во время болезни
Из письма от 30 января узнал я о посетившей тебя болезни. Сердечно соболезную о тебе и желаю, чтобы трудности твоей болезни миновали и ты паки выздоровела, и с нами еще бы пожила. Помощь Божию призываю к твоему уврачеванию.
Писала ты, что в случае, если лучше не будет, то желалось бы тебе принять схиму. - В таком случае Бог благословит тебя ее принять. Но я желаю, чтобы прежде здоровие твое поправилось.
81. Об устроении души перед смертию:
- пребывание в состоянии явной прелести перед смертию;
- святые страшились смертнаго часа и плакали, не зная, что их ожидает;
- даже Божия Матерь боялась, что Ей надо будет проходить мытарства
Христос Воскресе!
Получил я твои строки от 1-го мая и, прочтя их, вижу, в каком устроении перед смертию ты находишься. Ты пишешь: “Течение жизни скончех, веру соблюдох (Ср. 2 Тим., 4, 7)”, не знаю, что меня прочее ожидает. Весело говорю, много шучу, даже смеюсь... Глядя на меня, некогда и плакать. Но не прелесть ли это.” - Делаешь возражение?
Скажу тебе, что это - явная прелесть. Из житий святых известно, что все они, умирая, страшились смертного часа и плакали, не зная, что их ожидает. Одного из них окружающие спросили: “Ты ли, отче, боишься еще смерти?” На что он отвечал: “Хотя и старался жить по заповедям Божиим, но не знаю, что меня ожидает, ибо ин суд Божий, и ин суд человеческий.” - А ты “шутишь и смеешься”!
Говоришь апостольские слова: “веру соблюдох” (2 Тим., 4, 7). - Это только и мог сказать один св. апостол Павел, а мы с тобою не Павлы.
Не только все святые угодники Божии трепетали смертного часа, но даже Божия Матерь боялась, что надо будет Ей проходить мытарства. А ты, как сама говоришь, “умираешь без страха”, не страшась того, что ожидает тебя по разлучении души. Очень жалею я, и все мы жалеем, что ты находишься в таком состоянии. ... Лучше было бы, если бы ты не умерла, а вразумилась бы, на каком ты находишься пути! Молю Господа о вразумлении тебя.
82. Надо со смирением принимать слова. Покаяться значит смириться, считать себя хуже всех. Тогда только грехи наши могут быть прощены, когда возненавидим их и не будем их творить. Все случается не без воли Божией
Благодарю за фотографическую карточку м. Магдалины, очень доволен я этим.
Писала ты: боишься, не осталось ли в какой сестре скорбного чувства к тебе за последнее время всех твоих действий. - У ней точно это было. Она заочно мне каялась. Сестры сказали тебе, что, может быть, это и было причиною ее воспаления и смерти. Тебе надо бы со смирением принять эти слова, а ты не так их приняла.
Спрашиваешь, какое покаяние можешь ты теперь приносить? - Смириться, считать себя хуже всех ... - вот наше покаяние.
Говоришь: чувство в тебе было, что по принятии схимы все твои грехи прощены. ... - Тогда только грехи наши могут быть прощены, когда возненавидим их и не будем их творить.
Пишешь, что ты ничего не пожалела на поминовение покойной и “даже несколько из своих затратила при размене билетов”. - Не знаю, помогут ли ей эти деньги, которые ты не пожалела для нее. А что кажется тебе, то это, может быть, тебе еще во вред.
Приезжайте все вместе. Не изменяйте прежнего порядка. Как прежде вместе ездили к нам, так и теперь приезжайте. Ни ты на них, ни они на тебя не имеете права сердиться. Не без воли Божией все это между вами случилось.
Письма к разным лицам середины XIX века (из деловой переписки и письмо к старцу Макарию)
83. О кончине старца Макария
Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь!
Угодно было Господу призвать от здешних болезней и скорбей к вечному упокоению любезного нашего Батюшку о. Макария сего сентября 7-го числа в 7 часов 25 минут утра. Он скончался к немалому прискорбию любящих его и пользующихся спасительными его наставлениями и любовию. Но мы не смеем роптать на Милосердного Творца, положившего предел жизни каждому из нас. Скорбь нашу растворяет надежда, что он обрящет милость Божию. Получив спокойную и мирную кончину, напутствован был христианским приготовлением и даже в самый день его преставления удостоился принять Св. Христовых Тайн. Болен он был 12 дней мучительною болезнию. Мы веруем, что он, обретши благодать у Господа, будет ходатайствовать о нашем спасении. Зная Ваше к нему расположение, считаем себя обязанными известить Вас о кончине его. Вы, конечно, пожалеете о старце и о нас, оставшихся в сиротстве, и не оставите поминать его при безкровной жертве и в Ваших св. молитвах, о чем и осмеливаемся всеусерднейше Вас просить, а равно и о неоставлении нас Вашею отеческою любовию.
Испрашивая Архипастырских молитв Ваших, честь имею быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник
многогрешный иеромонах Иларион.
84. Поздравление с Новым годом. О памяти покойного NN
Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Батюшка Отец Игумен!
Я имел долг принести Вам нижайшую мою благодарность за отеческое Ваше ко мне писание, но до сих пор оного не исполнил, пока и Вы вторично воззвали ко мне отеческою Вашею любовию писанием от 11 декабря минувшего года.
Не смею оправдываться тем, что я не имею дара на письма (хотя оное и было тому причиною), но прошу смиренно, великодушно меня простить и принять искреннее, сердечное, усердное благодарение за милостивую Вашу память о мне, худейшем; а при сем и поздравление с наступившим Новым годом, в течение коего да ниспошлет Господь Вам силу и помощь Свою к прохождению возложенных на Вас послушаний для пользы и спасения ближних.
Вы изволите извещать меня о смерти супруги Александра Ивановича с соболезнованием о его душевном устроении. Он и сам о сем ко мне пишет, и я об нем сердечно сожалею, но не имею сил сделать ему помощи, хотя бы и смог приехать туда, - не надеюсь на свой разум и силы, чтобы подать ему в сем помощь. В теперешнее время отлучиться отселе не имею никакой возможности. Впрочем, я надеюсь, что Ваши письма к нему, исполненные отеческою любовию и нужных христианских советов, укрепят его мудро в благочестии и удержат от падения. А паче молитвы Ваши, на кои он с верою уповает. Всем ему помогите!
Да утешит Господь всех других, чтивших и чтущих ныне память покойного С.Н., извещением об истинном его христианском благочестии.
Поручаю себя святым Вашим молитвам и, испрашивая отеческого Вашего благословения, целую Вашу благословляющую руку с нижайшим моим к Вам высокопочитанием.
Пребыть честь имею в Оптину Введенскую пустынь, в Иоанно-Предтечев скит, к начальнику оного, его преподобию, достопочтеннейшему иеромонаху отцу Макарию в Козельск Калужской губернии.
85. (старцу Макарию) Об издании книги иеросхимонаха о. Иоанна о трехперстном сложении в крестном знамении
Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец!
Чувствуя себя премного виновным пред Вашим преосвященством, пользуясь только отеческими Вашими милостями и Архипастырским наставлением с благословениями, руководившими меня ко избранию монастырской жизни, доселе не принес Вашему Преосвященству моей [сыновней] благодарности. Надеясь на Ваше милостивое Архипастырское снисхождение, припадая к стопам Вашим, осмеливаюсь испрашивать о сем произволении.
Позвольте донести Вашему Преосвященству: за молитвами Вашими, нахожусь я в Калужской епархии, в Козельской Оптиной Пустыне в послушании скитским отцам и братии, обучаясь борьбе со страстями, и доселе, благодаря Богу, нахожусь мирен.
В скиту у нас жительствует иеросхимонах о. Иоанн, которого и Вы изволили знать в Невской Лавре под именем о. Исаакия. Он написал доказательство о трехперстном сложении в крестном знамении и о имянословном святительском благословении, которое и издано в печати монастырским иждивением. Зная монастырскую ревность Вашего Преосвященства и попечение о православии в епархии Вашей, осмеливаюсь представить книжицу сию, утверждающую единомыслие в православных христианских учениях ... и опровергающую упорное мнение о двуперстном сложении.
Повергая себя к стопам Вашего Преосвященства, всенижайше прошу удостоить принятия сей книжицы, ниспослать мне Архипастырское Ваше благословение и на укрепление меня впредь ради святых Ваших молитв.
Лобызая Святительскую Вашу десницу, с всенижайшим моим высокопочитанием и преданностию имею честь пребыть Вашего Преосвященства, милостиваго Архипастыря и Отца
нижайший послушник иеродиакон Иларион.