Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто креп­ко на Бо­га упо­ва­ет, то­му Бог во всем по­мо­га­ет.

преп. Антоний

О до­маш­них и на до­маш­них не скор­би. Пош­ла к Бо­гу – и жди от Бо­га. Он на­деж­нее всех кня­зей и сы­нов че­ло­ве­чес­ких. И нас­то­я­щею жизнью не ув­ле­кай­ся. Спо­кой­на – бла­го­да­ри Бо­га, скорб­на – опять бла­го­да­ри Бо­га. И жди всег­да ми­лос­ти Бо­жи­ей.

преп. Анатолий

Хо­тя к че­ло­ве­кам мы и долж­ны об­ра­щать­ся за по­мощью ду­шев­ной и те­лес­ной, но ус­пе­ха в сих об­ра­ще­ни­ях долж­ны ожи­дать от ру­ки Гос­под­ней.

преп. Никон

120. Кто никакого креста не несет терпеливо, тот не войдет в Царствие Небесное. Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и получишь спасение

Устиния!

Письмо твое получил. Ты пишешь, что очень трудно, но ведь это и есть тот узкий и прискорбный путь, ведущий в живот вечный. Укрепляй себя тою мыслию, что если не это, то еще что-нибудь другое, а надо терпеть. Кто никакого креста не несет терпеливо, без ропота, тот и не войдет туда, куда вошел наш Крестоносец, Господь Иисус Христос. Два было распято злодея около Иисуса Христа: один за самоосуждение первым вошел в рай, а второй за ропот, хулу, нетерпение пошел в ад, – вот и мы, грешники, как разбойники, можем или спастись, или погибнуть. Жизнь земная пройдет как сон, а потому ради вечнаго блаженства потерпи, ибо страсти нынешняго века недостойны той славы, которая откроется в будущем веке. Все терпели, и Сам Господь что за нас претерпел, то неужели мы за себя не потерпим. Надобно стараться быть кроткой и смиренной, и тогда взятое иго Христово будет благо и бремя легко .

Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и за это ты получишь спасение и на земле будешь избавлена от тяжелых страстей. Не бросай больную, а то Господь пошлет другую добрую, а ты лишишься уготованной тебе награды. Враг потому больше и нападает, что твое послушание ему очень не по вкусу, а может быть, он, пронырливый, и приметил близкий конец, и хочет лишить награды. Кто за мзду делает что, то за что же еще ему будет награда? Кто охотно ради Христа делает туне, тот и получит от Него во сто крат больше и наследует жизнь вечную. За твой доброхотный труд тебе должен будет не человек, а Сам Бог.

Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усерднее будешь ради Господа служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при твоем исправлении болезнь и не оставит тебя, то, значит, это для того, чтобы за твое терпение дать тебе венец в будущей жизни на безконечное время. Потерпи. Пройдет жизнь как сон.

С верою, без сомнения, больныя места мажь маслом, как я и прежде благословлял, и Господь даст облегчение по вере твоей. Молюсь за тебя и за Евдокию. После твоего письма у тебя на душе стало легче, а потому не верь помыслу от врага, возбраняющему писать ко мне.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

121. Твори непрестанно молитву Иисусову, и помыслы отойдут. Для спасения нужны многие труды

Иустиния!

Письмо твое получил. Твори непрестанно молитву Иисусову, и помыслы разные отойдут. Если бы пришлось с помыслами бороться до смерти, то тогда борьба зачлась бы за мученичество. Если бы не было никакой борьбы, то, пожалуй, подумала бы, что ты уже святая, а это было бы хуже всего.

Если священник велел напомнить о своем грехе на исповеди, то и надо это сделать, чтобы грех более в совести не оставался. Помни, что многие труды духовные и телесные нужны для спасения, а потому все без ропота терпи до смерти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

122. Если будешь гневаться, ссориться и жить нерадиво, то молитвы духовника тебе не помогут

Христос Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Письмо твое получил и молюсь за тебя, но если ты будешь гневаться, ссориться и вообще нерадиво жить, то молитвы мои не помогут тебе. Снам никаким не верь. Ад и его пламя так страшны, что ничем нельзя его изобразить, и в него попадут на веки вечные все произвольно грешащие и не кающиеся.

Помни это чаще и этим удерживайся от грехов. Имей мир ко всем, а себя во всем вини. Не суди никого, хотя бы и видела чужие грехи.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

123. Безделие – мать всякаго порока, в том числе уныния и отчаяния

Иустиния!

Письмо твое получил. Старайся не быть без дела, потому что безделие – мать всякаго порока, и в том числе уныния и отчаяния, но только старайся на общих послушаниях более молчать и не смеяться много, ибо сказано: Горе вам, ныне смеющиеся . Иное дело быть веселым (не унылым), и иное смеяться (хохотать). Внимай себе, и спасешься за милость Божию.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

124. От разсеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовою, а от уныния спасайся плачем о грехах

Иустиния!

Письмо твое получил. Пиши подробно свои разные грехи, письмами открывай мне свою душу, и Господь после каждаго чистосердечнаго откровения своих немощей даст мир и облегчение. Надо понуждать себя к воздержанию от всякаго греха, а добродетелям учиться тоже с понуждением, иначе застигнет внезапная смерть и погибнет душа навсегда. Пиши и те согрешения, которыя по немощи повторять приходится неоднократно. Иисусову молитву твори всегда, потому что призывание имени Господа помогало даже и язычникам. От разсеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах. „Когда унываешь, – говорит Апостол, – молись, а когда весела, то пой псалмы и песни духовныя". Молюсь за тебя. Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

На псалтири берегись вести разные разговоры, иначе грехи поминаемых и на тебя лягут за небрежное поминовение.

 

К содержанию

125. Ропот губит венцы

Иустиния!

Письма твои получил и молюсь за тебя. Ты, наверно, забыла про вечный покой во Царствии Небесном, а тем покоем нескончаемо будут наслаждаться претерпевшие до конца, ибо туда только и можно войти многими скорбями. Или ты никогда себе на память не приводишь того, как жили и что терпели Спаситель, Божия Матерь и все святые. Зачем же ты неразумно ропщешь и этим губишь свои венцы? Или ты не веришь в будущую жизнь? Не смотри, как живет богатый Лазарь, а лучше подражай бедному Лазарю, и будет после смерти Ангелами отнесена твоя душа на лоно Авраамово.

Если уж очень ты малодушна, нетерпелива, то получше почини или переделай печку в келлии и живи, благодаря Бога.

Если бы ты знала, как живет в походе царь в ненастную погоду, то ты за свой ропот и уныние покраснела бы до ушей. Проси терпения.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

126. Господь за искреннее откровение не попустит впасть в большие грехи

Иустиния!

Письмо твое получил и молюсь за тебя. Никому не говори, когда мне пишешь и что получаешь в ответ, а то по неразсудительности могут смутить тебя.

Чтобы вечной избежать муки, надо всю земную жизнь бороться со грехом. Если ты приятельниц своих будешь постоянно выдавать, то оне волей-неволей отстанут от тебя, – то же и с грехами: объявляй их усердно своему духовному отцу, выдавай их с ненавистию к ним, борись с ними, и они отойдут от тебя. От одних грехов нам бывает тяжело, а когда от них будем избавляться, то не только получим облегчение в текущей жизни, но и еще надежда на милость Божию возвеселит наши души. Никого не слушай, а пиши откровенно каждый раз, когда это понадобится, и я верую, что Господь за твое искреннее откровение не попустит впасть в большие грехи.

Все монашествующие страшно ненавистны диаволу, а потому он в одних и тех же грехах свирепее нападает на монахов, чем на мирян. Помни это и никогда не только наедине, но и при других смело и много не говори с монахами. Берегись смотреть в лицо.

Печку не закрывайте, пока дрова совершенно не перегорят, – тогда и угара не будет, хотя запах как бы угарный и будете слышать.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

127. Нельзя сразу измениться к лучшему. Понуждайся молиться за тех, против которых немирна

Христос Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Письмо твое от 26 апреля сего года получил. Брату не советую еще жениться – рано.

Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное совершенство не следует. По пословице: „В мутной воде рыбу ловят", – и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять потом их в свою волю. Если и не исправляешься, то все-таки открывай мне свои немощи, облегчай их исповеданием мне, как получившему власть от Господа вязать и решить. Понуждайся молиться за тех, против которых немирна.

Бог простит во всех описанных тобою грехах, и аз прощаю и разрешаю. Если отпустят тебя в Оптину, то можно приехать.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

128. Имей всегда страх Божий. Читая святоотеческия писания, умудряйся во спасении

Иустиния!

Письмо твое получил и помолился за тебя. Понуждайся думать о будущей жизни, о смерти, о муках вечных, не бойся отчаяния, потому что по младенчеству ума часто страх по Бозе за вечную участь души называют отчаянием и стараются всеми средствами избавиться от сего спасительнаго чувства. Вот в таком случае невольно помянешь наставления св. Антония Великаго, который разсуждение называет высшею добродетелию. Чтением, внимательным чтением святоотеческаго писания учись пути спасения, иначе – умудряйся во спасении.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

129. Покрывайте любовию немощи друг друга

Сестры о Господе Иустиния, Мария и Евдокия!

Ваши письма получил в одном конверте, но ответить каждой отдельно по крайнему недосугу не могу, а ограничиваюсь сим общим письмом к вам и приложением очень полезнаго листка.

За всех вас молюсь. Считайте каждая другую старше себя, тогда по такому смирению будете старей той, пред которой смиряетесь. Носите немощи друг друга , покрывайте все любовию. Не ожидайте услуги, а старайтесь сами прежде оказывать ее другим. Мир вам.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию