Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мир и спо­кой­ствие есть ве­ли­кая наг­ра­да, но как во­и­ны по­лу­ча­ют наг­ра­ду за под­ви­ги и про­ли­тие кро­ви, так и мы – ду­хов­ные во­и­ны – долж­ны преж­де пре­тер­петь мно­гие ис­ку­ше­ния и скор­би со сми­ре­ни­ем, об­ви­нять се­бя, а не дру­гих, и ума­лив (та­ким об­ра­зом) страс­ти на­ши, т.е. по­бе­див их, а па­че гор­дость и воз­но­ше­ние, гнев, ярость и проч., тог­да и се­го да­ра удос­то­им­ся – ми­ра ду­шев­но­го.

прп. Макарий

Мы ищем по­коя, а оный нам не на поль­зу. По­кой об­ре­та­ет­ся в крес­те и в пре­да­нии се­бя во­ле Бо­жи­ей, и по­ка страс­тя­ми бо­ри­мы и пло­хо на них во­ору­жа­ем­ся, то по­коя нель­зя об­рес­ти.

прп. Макарий

По­по­лз­но­ве­ния обык­но­вен­но слу­ча­ют­ся по­пу­ще­ни­ем Бо­жи­им для поз­на­ния не­мо­щи на­шей че­ло­ве­чес­кой; мы ни­ка­ко­го доб­ро­го де­ла не мо­жем тво­рить без по­мо­щи Бо­жи­ей, а ког­да ду­ма­ем, что буд­то что-ли­бо сде­ла­ли угод­ное Бо­гу, то от са­мо­го се­го мне­ния уже де­ло на­ше Бо­гу не угод­но.

прп. Лев

150. Через спор выходят большия неприязни. Тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему. Если находишь для себя болезнь полезной, не лечись у докторов

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Устиния!

Письмо твое и 1 р. 50 к. получил. Спаси Господи за усердие твое ко мне, многогрешному, за твое поздравление и пожелание. Пишешь: живя в келлии втроем, часто спорите и укоряете друг друга. Спорить не нужно, так как через спор выходят иногда большия неприязни. Сказано: тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог возносит, а гордых и строптивых Бог смиряет . Укорять надо только себя, а не ближняго за свои недостатки.

После молитвы пить ничего не следует на ночь. Если находишь для себя болезнь полезной, которая тебе служит орудием смирения, то не лечись у докторов, а проси почаще: „Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость и устрой полезное о мне".

О упокоении Терентия поминаем.

Призывая на тебя мир и благословение Божие.

К содержанию

151. Грехи исповедуй не священнику, а самому Господу. Покоя на земле не будет, он для всех святых – на небе

Иустиния!

Батюшка о. Амвросий при скуке говаривал так:

Скука – унынию внука, а лени – дочь,

Чтоб отогнать ее прочь,

В деле потрудись, в молитве не ленись:

Скука пройдет, и усердие придет.

А если к сему терпения и смирения прибавишь,

Тогда от всех бед и зол себя избавишь.

Попробуй применить к себе этот совет, и увидишь пользу. Ты грехи-то свои исповедуй не священнику, а Самому Господу, только без утайки, от всего сердца. Священник представляет посредника между тобою и Богом, а потому польза исповеди зависит от твоей чистосердечности. Если будешь исповедовать лукаво у чудотворца, то пользы не будет душе, и наоборот. Так грешно думать о священниках в Таинстве покаяния. Не каждый священник может давать нужные советы монашествующим, и только, а исповедь твоя тут ни при чем. Ты описала свои грехи, значит, и знаешь, что их не надо делать, а для этого проси у Господа помощи, смиряйся, никого не суди, а только себя одну: храни от соблазна зрение и другия чувства, чрез которыя в душу лезет всякий мусор. Понудишь себя, то с помощию Божией и исправишься, но покоя на земле не будет, он для всех святых – на небе.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

152. Сама о себе больше молись Богу

Христос Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Просишь молитв о тебе. Молюсь, как и о всех, но сама больше молись Богу. В отечнике писано: „Брат просил старца: „Отче, помолись, чтобы Бог меня помиловал". А старец сказал: „Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам не будешь молиться и не будешь смиряться". Считай себя хуже всех на свете, не осуждай никого, а иначе осужден будешь за грехи на муки без конца. Как можно больше смалчивай. Молись: „Господи! Даруй мне зрети моя прегрешения и никого никогда ни в чем не осуждать".

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с благожеланием.

К содержанию

153. Для получения вечнаго блаженства нужно все переносить с благодарностию. Если с сестрой в мире жить не можешь, то и с Ангелом в раю не уживешься

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иустиния!

Для заглаждения тяжких грехов и для получения блаженства в жизни загробной нужно все переносить с благодарностию Богу. Люди в землянках жили – не скорбели, что тебя бес гонит из монастыря? Хочет погубить все твои труды долголетние, – не слушай его, разбойника! Ежели ты с сестрой родной жить не можешь, то и с Ангелом в раю похоже, что не уживешься – по гордости. Куда ты из монастыря пойдешь – ведь скоро умрешь?! Потерпи... Объясни матери Игумении всю правду и проси ее, может, вас разведет. А мысли о Шамордине выбрось из головы. Там очень тесно, Игумения отказывает. Частою исповедию и примирением успокаивайтесь с сестрою.

Испрашивая на тебя с сестрой мир и Божие благословение, пребываю к вам с истинным благожеланием.

К содержанию

154. Будь внимательней к своему спасению

Милость Божия буди с тобой!

Радуйся о Господе, чадо мое Иустиния!

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свои немощи, говоришь: ленивая, нерадивая, гордая и т. п. Хорошенько ты подумай сама и разсуди, кто так позаботится о спасении твоей бедной души, как только ты сама.

Итак, чадо мое, прошу тебя отеческим гласом – будь внимательней к своему спасению, пока Бог тебе дает время и здоровье. Торгуй духовно, пока есть день, то есть надо себя всячески понуждать на всякое доброе дело, повторяю тебе – понуждать надо себя, ибо нуждницы получат Небесное Царство .

Если чувствуешь, что очень трудно жить с этой сестрой, то можно сходить к м. Игумении, обяснить ей все: если найдет удобным, то пусть переведет тебя на другое послушание.

От блудной страсти молись св. преп. Иоанну Многострадальному и св. мученице Фомаиде, каждый день клади по 3 поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неровность, как сказано: Молитесь друг за друга, да исцелеете .

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, с искренним благожеланием остаюсь.

К содержанию

155. Неприязнь к сестре изгоняй земными поклонами

Сестра о Господе Иустиния!

Жалуешься, что не можешь смотреть на сестру – изгоняй этого беса из сердца твоего поклонами земными твоей сестре и проси ее, чтобы она помолилась о тебе, чтобы ты была посмиренней, поуважительней, пообщительней с своей сестрой. А если не будешь исполнять, как я тебе советую, то всегда ты будешь в смущении, потому что злой дух будет всегда тобою обладать, если не выгонишь ты его поклонами смиренными сестре твоей. Пожалей сама себя – смиряйся, и, Бог даст, будешь покойна, а то ведь погибнешь.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с благожеланием.

К содержанию

156. Скорби ведут на небо

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иустиния!

Пишешь, что скорби и скорби и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут на небо! Так устроено Богом для очищения грехов и недопущения до больших проступков и для получения вечно радостной блаженной жизни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит, а ты эти маловременныя скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями безконечными, которыя ты заслужила грехами. Одумайся и скажи: „Господи, благодарю тебя за скорби. Мало мне, грешной, этих скорбей, пошли их больше мне, только избавь от вечных мучений и томлений безконечных".

Испрашивая на тебя и сестру твою мир и Божие благословение, пребываю к вам с благожеланием.

К содержанию

157. Больше молчи, никого не укоряй и помни смертный час

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иустиния!

Нет пользы ехать в Москву к сестре гостить, а затем украдкой ко преп. Сергию. Помни, всякая лживость – от диавола. Живи так: больше молчи, не осуждай, не укоряй, не злись, не гордись, считай себя хуже всех, помни час смертный и готовься дать ответ, оплакивай прежние грехи, а вновь старайся не грешить.

П. Елена коровница! В Калугу – не думай. Живи, где живешь, считай себя хуже всех и молись Богу о прощении грехов.

Испрашивая на тебя и всех вас мир и Божие благословение, пребываю с благожеланием.

К содержанию

158. Никогда никого не осуждай, всех прощай и считай себя хуже всех на свете

Воистину Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Для покрытия неисправления правил (всяких) исполняй всяким усилием, как прежде советовал тебе – три легеньких и весьма удобных правильца: не осуждай никогда никого, всех прощай и считай себя хуже всех на свете. Как так: „ни за что иногда укоряют", – да ты вперед за неделю была в том, быть может, виновата, а может, и двадцать раз чем виноватей. Вот и считай, что за это послано тебе уничижение, чтобы познала свои прежние грехи и оплакивала бы их. А говоришь: "ни за что укоряют, обвиняют и прочее", – вот так и учись смирять себя и будешь всегда покойна и благодарна тем людям, какие укоряют тебя для пользы душевной. Привыкай за все Бога благодарить, и будешь спасена.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с благожеланием.

К содержанию

159. Св. Отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после Причастия

Христос Воскресе!

Иустиния!

Письма твои получил и тебя на молитвах поминал, а отвечать не мог то по крайнему недосугу, то по болезни своей, то по болезни моего письмоводителя о. Иоанна, который у всех вас просит св. молитв, чтобы оне ему благопоспешествовали в его послушании на общую пользу, его и вашу.

Св. Отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после святого великаго Таинства Причащения Тела и Крови Христовой, потому что тогда злоба врага умножается из-за того, что причастник из раба диавола делается наследником Царства Небеснаго, – то же самое озлобление у врага является, когда человек получит улучшение душевное. Видя его особенныя искушения, ты не унывай, а терпи и борись, ибо за такую тяжесть ты получишь сугубую награду.

Мир ти. Трудись, молись, спасайся о Господе.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию