Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Тог­да Гос­подь на­чи­на­ет яв­лять свою си­лу, ког­да уви­дит, что все че­ло­ве­чес­кие сред­ства к по­да­нию по­мо­щи нуж­да­ю­ще­му­ся в ней че­ло­ве­ку ис­то­ще­ны.

преп. Амвросий

Ко­ли­кие бы ни восс­та­ли вол­ны на твою ду­шу, всег­да при­бе­гай ко Хрис­ту. Спа­си­тель, Он при­дет на по­мощь и ук­ро­тит вол­ны. Ве­руй, что Гос­подь смот­ри­тель­но уст­ро­ил те­бе та­ко­вую жизнь к ис­це­ле­нию, не от­вер­гай ее и не ищи те­лес­но­го спо­кой­ствия и мни­мо­го ми­ра, преж­де по­до­ба­ет мно­го по­т­ряс­ти­ся и по­тер­пе­ти: еже­ли бу­дешь иметь отк­ро­ве­ние, то оное мно­го об­лег­чит твою брань и бу­дешь боль­ше иметь спо­кой­ствия, не­же­ли са­ма со­бою.

преп. Лев

Не бес­по­кой­ся мно­го о уст­рой­стве сво­ей судь­бы. Имей толь­ко не­ук­лон­ное же­ла­ние спа­се­ния и, пре­дос­та­вив Бо­гу, жди Его по­мо­щи, по­ка не при­дет вре­мя.

преп. Амвросий

40. Поздравление с праздником Воскресения Христова

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо ваше от 31 марта получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с днем Ангела и за благожелания Ваши. Вас же имею честь поздравить с великим и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и пожелать вам со всеми о Христе сестрами встретить и провести светлое христианское торжество сие в здравии телесном, мире душевном и радости о Господе.

Благодарю за память келейных Ваших: м. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Ольгу и Марию, и поздравляю их с светлым праздником Воскресения Христова.

Бывшее от немощи Бог да простит.

Испрашивая на Вас, и на келейных Ваших, и на прочих сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

41. Как вести себя с тем, кто не понимает духовной жизни

Ваше Высокопреподобие Пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 21 мая получил. Слава Богу, что новый ваш Владыка принял Вас благосклонно. Дай Бог, чтобы и впредь был таков же.

Написали Вы о неладном устроении душевном м. Анны. – Очень жаль ее. Но что же делать? Как видно, она не понимает жизни духовной. Спрашиваете меня, грешнаго, как с нею обходиться. – Как в последнее время обходились, так и продолжайте обходиться. Держите себя по отношению к ней несколько поотдаленнее, посерьезнее. Это для нея полезно.

Программу, посланную Вам ради собирания сведений о жизни Иеросхимонаха Анатолия, потрудитесь возвратить.

Испрашивая на Вас и на всех сестер вверенной Вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

42. О неуместности проживания молодого вдоваго диакона при женском монастыре. Настоятельница должна говорить сестрам, чтобы оне не самочинствовали

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 13 июля получил. Пишете, что ходатайствовали за диакона вдовца. – Напрасно. Молодому вдовому диакону жить при женском монастыре вовсе неуместно. Написали Вы, что он скромен. Но ведь Вы судите о нем только по наружности. Поэтому советую Вам со временем не спеша, чрез ходатайство какого-либо посторонняго влиятельнаго лица (хоть, например, чрез своего о. благочиннаго) переместить его в более подходящее для него место.

Пишете еще, что некоторыя сестры самочинствуют. Например, живописицы берут заказы без Вашего ведома. – Но ведь как же, в самом деле, быть? Если Вы иногда в отлучке, заказчики не будут Вас дожидать. Нужно бы Вам за отсутствием Вашим поручить какой-либо матери одной принимать заказы и чтобы она по прибытии Вашем в монастырь тотчас доводила до сведения Вашего, если случится заказ. Но если кто малую незаметную работу сработает в свою пользу, а уличить нельзя, то уж делать нечего – так и оставьте. Есть и пословица: „Не всякое лыко в строку". А говорить все-таки сестрам надо, чтобы не самочинствовали, чтобы берегли свою совесть.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

43. Об открытии в обители церковно-приходской школы

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 28 августа получил, в котором просите от меня, грешнаго, благословения на новое дело – открытие в Вашей обители церковно-приходской школы, на новые Ваши хлопоты и труды. Всеблагий Господь да благословит Вас потрудиться в благом деле.

Писали Вы в прежнем письме, что учительница у Вас будет светская девушка, которая будет иметь помещение в монастыре. По моему грешному мнению, если бы эту должность могла занять какая-либо монахиня Вашей обители, было бы лучше. Впрочем, самое дело лучше покажет. Бывают и светския девушки люди благонадежныя. Дай Бог!

Марки Ваши получил, за которыя приношу Вам благодарность. Простите, что не отвечал Вам на прежнее письмо. Сами знаете мою жизнь: то то, то се, то это нужно сделать. А там смотришь, то о том забыл, то о другом не вспомнил в свое время. Итак, и паки реку – простите!

Ваши схимницы находились в недоумении 15 августа, которое приходилось в четверток, разговляться ли им в этот день. Но ведь Вы сами помните, что покойная Матушка ваша не разговлялась молочным, если праздник двунадесятый не приходился в субботу. Вот вам и решение. По немощи же могут разрешать с благословения духовника, или после должно каяться.

Испрашивая на Вас и обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

44. Допускать ли умалишенных до Причастия Св. Таин

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 31 октября получил. Пишете, что Владыка ваш при посещении Вашей обители отнесся к Вам и сестрам обители Вашей весьма милостиво. – Утешительно слышать о сем. Это великая к вам милость Божия. Приносите Господу благодарение за сие. Слава Господу за то, что помог Вам пособрать несколько на нужды Вашей обители.

Пишете, что безпокойное настроение м. Амвросии разрастается все шире и шире, что в храме Божием она, как нарочно, сказывается неспокойною, а в храм ходит почти неопустительно и любит причащаться Св. Христовых Таин. – Но, кажется, по правилам св. Церкви допускать умалишенных до причастия Св. Таин не дозволяется. Вам должно пообстоятельнее разузнать о сем от кого-либо, хоть бы спросить своего Владыку. А что м. Амвросия в храм ходит и там балагурит, то явно, что она ходит не для молитвы – сама не молится и другим мешает. Какой же из этого толк? Потому, хотя вам и жаль ее, но, кажется, лучше бы отправить ее в дом душевнобольных, ибо там умеют их вылечивать.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P.S. Для Причащения Св. Таин должно исповедоваться. А лишенный ума как исповедоваться будет?

 

 

К содержанию

45. Поздравление с праздником Рождества Христова

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Многоуважаемая о Господе матушка Людмила!

Вот и еще дожили до праздника Рождества Христова!

Побуждаемый чувством любви к Вам, поспешаю сими скудными строками поздравить с преславным торжеством Рождества Господа нашего Иисуса Христа, которое даруй Господи встретить и проводить радостным и благоговеющим сердцем, а потом и Новый год начать в обновлении духа и все последующие дни года проводить в здравии и благодушии с упованием на милосердие Божие.

После благожелательнаго приветствия призываю мир и благословение Божие.

Уведомляю Вас, письмо и 15 рублей получил, спаси Вас Господи. За поздравление и всякия благия пожелания и Вам желаю всего душеполезнаго и утешительнаго .

К содержанию

46. Постясь телесно, поститесь и духовно

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 8 февраля получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с наступающею св. Четыредесятницею. Взаимно и Вас имею честь поздравить с тем же и пожелать Вам со всеми о Христе сестрами провести Великий пост святой с пользою душевною: постясь телесно, поститься и духовно, дабы в мире и единомыслии соделать свое спасение.

Побывали Вы у о. Иоанна Кронштадтскаго и утешены его обещанием побывать у Вас в обители. – И слава Господу! И должно благодарить Его за сию милость Его к Вам. Если и не теперь, но все-таки есть надежда, что о. Иоанн со временем посетит Вас.

По желанию Вашему посылаю Вам три экземпляра поучений пр[еподобнаго] аввы Дорофея и два экземпляра св. Иоанна Лествичника.

Испрашивая на Вас и на обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

За разрешение с елеем Бог простит и аз прощаю, а вы кайтесь пред причастием.

Цена книгам в каталоге напечатана.

К содержанию

47. Душа подвергнется адским мучениям за одно только мнение о себе. Гордых силен исцелить только Бог Всемогущий

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Получил от вас двадцать рублей, из коих пять р. передал о. Анатолию. За остальные приношу вам глубокую благодарность.

Спрашиваете меня, грешнаго, как вам обходиться с м. Анною Смирновской. – Можете при случае, когда она бывает в хорошем настроении духа, говорить, что, по учению препод[обнаго] аввы Дорофея, за одно мнение о себе при всех возможных добрых делах душа неминуемо должна подвергнуться адским мучениям. Когда же она бывает разстроена, лучше к ней не ходить, потому что в это время, кроме дерзостей, ничего от нея не услышите. Да, кажется, я уже писал Вам, что должно за нее усерднее молиться Богу: „Устрой, Господи, о рабе Твоей (имя) полезное и спасительное по воле Твоей святой". Так как, по замечанию св. Иоанна Лествичника, гордых силен исцелить только Бог Всемогущий.

Касательно перемены диакона вдовца ведь, кажется, я писал Вам, что это надо сделать не вдруг, не спешно. И если он теперь ведет себя скромно, то и Бог с ним – пусть служит.

Слава Богу, что певчие Ваши мирствуют во время св. Четыредесятницы. Дай Бог, чтобы мирствовали и во время св. Пятидесятницы и так далее.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

48. Одежда сестер должна быть скромной. Настоятельнице, живущей вдали от старцев, в мелочах следует поступать по своему благоразумию

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 21 мая получил. Просите от меня, грешнаго, благословения на представление к постригу в рясофор десяти поименованных Вами сестер. – Господь да благословит, и да совершит желаемый ими постриг, и да поможет им быть достойными звания своего.

Требуйте от сестер, чтобы шили себе мухояровыя рясы. Тут укорнаго ничего нет. Напротив, одежда эта очень скромная и вообще монашествующим очень подходящая.

Хотите продать подаренную землю, но мало дают. В таком случае повремените, – авось, Бог пошлет более сходнаго покупателя.

Слава Богу, что городское место с домом отошло к Вашей обители. Мысль ваша выселить туда из монастыря церковно-приходскую школу – хорошая. Помози Господи!

По желанию вашему, молитвенно желаю, да поможет Вам Господь возлюбить дело вопрошения и отсечения своей воли. Впрочем, настоятельнице, живущей далеко от старцев, кажется, неудобно обо всем спрашивать, в особенности о мелочах. Это предоставляется ея благоразумию. Для того и настоятельницы поставляются. О серьезных же делах хорошо советоваться с опытными.

Да поможет Господь быть поснисходительнее к сестрам.

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: м. Пафнутию, Зосиму, Илариону, Ольгу и Марию, и на всех сестер вверенной Вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

49. О говении рясофорных и послушниц. Со всеми сестрами надо одинаково обращаться. Старайтесь постоянно твердить молитву Иисусову

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 3 июня получил, из котораго видно, что Вы готовились к принятию Св. Христовых Таин. Теперь, без сомнения, Вы уже сообщились, и аз грешный поздравляю Вас с принятием сего Дара Небеснаго. Да будет он вам во очищение и просвещение души Вашей и в наследие Царства Небеснаго.

Спрашиваете меня, грешнаго, как вам поступить с молодыми сестрами относительно говения в сем посту, и прибавляете, что прежде и рясофорныя, и послушницы – все говели. – Скажу Вам на это: Матушка, держитесь прежняго порядка. Если по случаю работ нельзя говеть по целой неделе, то пусть говеют хоть по три дня, и не все вдруг. Тайны пречистыя, пренебесныя – суть пища и питие душ человеческих. Не давайте же своим овечкам долго томиться гладом духовным.

С м. Вячеславой советовал бы я Вам обращаться, как и со всеми обращаетесь, а ей сказать, что поцелуями нашими матери и сестры могут соблазняться.

Письма Батюшки о. Макария к монахам, по желанию Вашему, посылаю при сем. Жизнеописания же преподобнаго старца Серафима Саровскаго у нас не имеется.

Господь да сохранит Вас от козней лукаваго и да поможет Вам внимать себе. А для сего стараться твердить постоянно молитовку Иисусову со вниманием, где бы Вы ни были – идете ли куда, сидите ли, лежите ли или в храме Божием стоите.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам св. обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Посылаю одну книгу пр[еподобнаго] Серафима, нашел в лавке .

 

К содержанию