148. Бедственно безмерно печалиться о кончине матушки. Выбор старицы для откровения помыслов. Понуждай себя к терпению
Печальными выражениями наполненное ваше писание получил и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца. Очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, - всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас не наказывал наказаниями на сем свете. И мне пришла сострадательность не о кончине матушкиной, я уверен, что она восхищена от нас на упокоение! Но о вас, оставшихся сиротствующими, которые еще худо образовали тризною послушание нравственность свою. Но только и то твердо помню, что Премилостивый Господь в Своем Божественном Писании ясно объяснял, что «не хочет смерти грешнику, но хочет всем спастися и в разум истинный приити» (Ср. Иез., XXXIII,11).
А посему мы и должны рассудить: ежели б предвидел Господь, что по наклонностям нашим могли бы мы совершенную пользу приобретать от достопамятной матушки Варвары, то всячески и еще оставил бы в живых при нас пожить. Но, видно, сказать можно откровенно вам, что мы недостойными оказались таковой Матери и снисходительницы нашим немощам, и во время жития нашего с нею не умели ценить ее о нас попечительности: но непоредку по вражииму омрачению, ропот и зазор на нее производили, и непоредку мыслями осуждали за ее немощи во время служения и мучительной болезни. А как мы, а наиболее вы теперь в полной мере можете усмотреть на самом деле, какие чувства ощущали при жизни с матушкою и каковые после матушки.
И ежели Премилосердый Господь невидимо даст паки вам подобно прилепиться духом к каковой старице, то, искусясь, лучше будешь цену знать, и как благоговеть к наставнице своей, и при благости Господней будешь преуспевать.
Еще, дочь Анна, я, окаянный, по твоему благорасположению дерзновенно прошу и молю, как я послышан от батюшкина письма, что при последних часах жизни матушки Господь удостоил вас купно с матушкою Анфиею в наследство принять келию матушкину. Я, хотя люблю вас по духу, яко дочь, но помню и то, что нрав имеете жесткий, в чем и советую Господа ради старайся себе умиротворить, и к терпению себе приобучать, и понуждай себя матушку Анфию уважать и предпочитать. - Господь Премилостивый да ответит тебе во смирении, и паче сих мною написанных; и вы знаете, что на всякое искушение смирение, самоукорение и терпение - победа. Господь да поможет тебе и да сохранит, и покрыет от сетей вражиих, и да простит вся согрешения твоя, и аз недостойный посылаю мое отеческое прощение и благословение.
149. Внутренняя брань побеждается терпением, самоукорением и смирением
Письмо ваше, пущенное с почтою, я, непотребный, получил, в коем вы признанием сознаетесь в своем высокопарном и гордом мудровании, а наиболее презорством побеждаетесь, и от сего смущаетесь и отчаиваетесь. Однако, Слава Премилостивому Господу, что чрез ходатайство Богоугодного Отца вы и паки не отринуты от недр для вас единственной матери и попечительницы о твоей страстнейшей душе и понесении немощей...
А что вы не находите подобия достопамятной матушки Варвары, о сем прекословить вам не смею. Но как мы недостойны оказались, чтобы матушка Варвара еще несколько пожила и нас попользовала, - а потому мы должны следовать совету преподобного Иоанна Лествичника и несумненною верою вопрошать, и Дух Святой и чрез неискусного будет нам в ясном произносе подавать ее устами душеназидательные ответы и советы.
...Извне война, а внутри сугубая и преопасная - для таковой пребедственной брани пренужно вам нудиться поставлять победу, а именно: терпением, самоукорением и смирением. Что вы описываете свои прежние привычки, чтобы всем благодетельствовать, а как попустилось вам оскудение для вашего смирения, то и нужно вам содержать себя во умеренности и других угощать одними словами.
Поручаю вас покровительству Всемогущего Господа - и Господь да вразумит вас, и да просветит во благое, и да поможет, и да сохранит вас от всех сетей диавольских, и да простит тебе вся согрешения твоя, и аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение.
2 января 1834 года.
150. Бодрствуй, трезвись и мужайся. Господь по нашему благому произволению силен послать способы ко спасению
Ваши худописанные строки прочитал и по слабости моего понятия внял, и за непонятные, ошибкою учиненные, вами проступки Премилосердый Господь да простит вас, и да вразумит, и просветит Своею благодатию и милосердием. Тако же прошу вас и молю со смирением бодрствуй, трезвись и мужайся и удаляйся от вин, уклоняющих к плоти и крови и ко всяким сладострастным движениям, и от находящих облаков и шумящей бури волнений, терзающих твой ум и чувства и хотящих погрузить в тину сладострастий твое благое произволение. Но мы, аще что помыслом и поползнено и от злого Спекулатора в себе увидим, но и тогда да восстав паки потечем с покаянием и умилением ко оживляющему мертвых, и восставляющему падших, и венчающих страждущих от таковых злых мучителей, и дарующему свободу и дары рассуждений против браней.
Вы пишете, что лишены лицезрения и душеназидательных наставлений, но, о дочь духовная, не малодушествуй и не унывай о сем - Всемилостивый Господь всесилен и всемогущ нам навсегда послать невидимо, по нашему благому желанию, способы и спасительные примеры и таковых искуснейших старцев силен послать, чтобы оными нас утешать и окормлять к благоназиданию душевному, только мы да не ослабеем в нашем намерении и со упованием и благодушием да просим Господа. И я окаянный, хотя телом и отлучен от вас за недостоинство мое, а духом с вами неразлучен, и сими худосложными строками беседую с вами, якоже лицем к лицу.
151. Скорби попускаются из-за гордости. Считай себя хуже всех. Опасайся пристрастия к миру. Помышляй, что ты последняя в монастыре
Пишешь ты, что за гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся - так надобно же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении, о чем и св. Исаак Сирин в 79 Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые, - кто ж сему виною, сами они врачевство тем же полагают в смирении. И тебе советуем поискать сего спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойною скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла. Благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражее семя - гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшую всех, то, хотя и укоризны, и поношение придет, вменяя себя достойную - удобнее понесешь, а более приобретается смирение, когда мы не следуем своему разуму и воле, а по Бозе слушаем, к кому имеем расположение. О сем отцы наши и наставники нашего жительства пространно написали, вникни в их писания, как то: св. Дорофея, Иоанна Лествичника и прочих святых, которые написали о сей добродетели, как стяжать и искать ее нужно. И ты старайся этому следовать, и Господь тебя не оставит, и облегчит скорбь твою, и даже утешит, хотя ты и боишься своих кредиторов и от них выговоров, но силен Бог и им дать чувство о тебе сострадательное, и обождут твоего долга.
Что же касается до слабости братьев твоих, этому ты помочь не можешь, советовать можно о воздержании, а в прочем надо предать их Промыслу Божию, Он силен укрепить Свое создание, аще их будет на сие произволение, старайся примирить себя к родителю, дабы и Божие благословение тебе содействовало его благословением.
Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения. Ты говоришь, что желаешь быть в монастыре хоть последнейшею - исполняй же это: когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна сего. Да даст тебе Господь по изволению твоему совершение добрых дел в поползновении твоем. За раскаяние твое да простит тебя Господь и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, но сие в некоторое токмо тебе утешение; впрочем, непременно должна сказать духовнику, хотя не так подробно, но прикровенно, ибо там исполняется чин и читается от духовника разрешительная молитва.
Господь да даст тебе разум во всем, и да сохранит тебя, и покрыет от всех сетей вражиих, а мы, посылая тебе наше недостойное благословение, остаемся твои богомольцы.
21 февраля 1834 года.
152. Оставив монастырь, невозможно остаться мирной. В обители лучше смиришься
Слава Премилосердому Господу, что Он даровал тебе чувство к возвращению в монастырь, совсем было поколебавшееся. Хотя бы ты в мире осталась, что же нам до этого: люди живут и в мире и мирны бывают, но ты, уже посвятив себя жизни монастырской и оставя ее, не могла бы быть мирною, да и в содержании сомнительно, чтобы братья тебя всегда содержали, может быть, они были усердны, но обстоятельства не сложились, ибо никак нельзя надеяться на человека, кроме Единаго Бога.
Живя в обители, хотя и скудно, но удобнее к смирению и лучше смиришься. Ты по силе твоей просила у родителя твоего прощения, и, хотя не сказано прямо, но все мирно - то и будь мирна, а укорять себя не преставай, зазирая в вине пред ним. Господь ему возвестит и даст чувство более сострадательное, когда будешь мирна к м. Анфии, - в этом твоя польза: она, как сама ты знаешь, не нуждается в приходящих, а из сострадания и послушания приемлет; старайся не допускать до нее чужих и другим не выносить гнилых слов, помрачающих мир.
Господь да простит тебя, и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, и желаем тебе мира, здравия и спасения.
14 марта 1834 года.
153. Вручай себя и ближних Промыслу Отца Небеснаго: будь умереннее и не допускай сердца до безмерного и безрассудного огорчения. О принятии сестер и братьев в келию
С желанием тебе мира и спасения скажу тебе по сердцу: не должно столь много беспокоиться об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственная для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны не были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем, а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, - быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного огорчения. Тебе не должно и входить в посредство их, когда уже вступила в достойнейшее Божия самоотвержения звание. О них, посильно соболезнуя, говорить в душе своей: «воля Господня да будет» и возвергать печали на Господа, а себя стараться направлять о Господе. - Дорожи временем: оно невозвратно, внимай более себе, да состоит в сем твой подвиг!
Что же касается до принятия в сожитие сестры, я должен только сказать то, что «блази два паче единаго», а сверх сего, представляю твое чувство воле Всеобщего Покровителя, Которому и во всем тебя вручаю. - Принимать же братьев в келлию, хотя и родных, сверх благословенного времени, решительно не советую - иначе навлечешь на себя искушение.
20 июня 1835 года.
154. Богатство для тебя вредно
Напрасно ты принимаешь ложные помыслы в отношении нашем к тебе. Мы, хотя зело грешны, но, кто просит о чем писания, мы, при всех недосугах, отвечаем: получается, другим на два и на три письма одно, глядя по нужде, но с тобою сего не случалось, и на всякое письмо твое имеешь, хотя и скудоумные, наши ответы.
Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя. Написав сие, надеемся, что и укоризну примешь от нас лучше похвалы.
Родитель твой, когда приедет сюда и будет с нами видеться, мы готовы его принять.
Поздравляя тебя с праздником и желая мирно и спокойно оный праздновать, остаемся недостойные твои богомольцы.
26 марта 1836 года.
155. В скорби прибегай к Премилосердому Господу. Гордость - тягчайший из пороков. Напрасно переменила келию
Ты принимаешь очень отчаянно посещение Божие и, желая избегнуть здешней скорби преступными действиями, не помышляешь, что этим стремишься скорыми шагами к вечной погибели. - Удержись от сих порывов. В скорби прибегай к Премилосердому Господу: наказуя тело скорбными наведениями, он врачует душу. Ежели бы ты пришла в надлежащее чувство и познала тяжесть грехов своих, то ты немолчно славословила бы Господа, наказующего здесь, чтобы избавить от вечных мук. Когда же примешь поползновение себе, что я не такая грешница, чтобы так меня наказывать, то знай, что и одна гордость есть тягчайший из пороков. Смири себя, вменяя достойною быти наказания, не вини никого, не ропщи ни на кого, а паче на Бога, увидишь сама облегчение твоих скорбей. - Вот тебе средства к избавлению.
Усопшего брата твоего возвратить нельзя, - молись за него Богу, да упокоит душу его Господь, а ты погрешила тем, что полагала на него свою надежду.
Мы слышали, что ты вышла от сестры опять в свою келию, напрасно это сделала - вы должны друг другу в скорби быть подпорою и утешением; да ты же и испытала вред, живя одна в келии.
Господь да утешит тебя и вразумит, что творить подобает, и о родных твоих да сотворит полезное ко спасению.
31 августа 1836 года.
156. Все скорби попускает Бог по мере нашего устроения. Несение скорбей: гордые более ощущают, а смиренные удобнее переносят
Ты описываешь в письме своем свои скорби, - но одна ли ты из смертных только скорби имеешь? Никто их не избежит, но только не в одно время и не равною мерою. А все посылает Бог по мере нашего устроения: гордые больше оные ощущают, а смиренные удобнее переносят, потому что в чувстве сердца считают себя того достойными и никого не обвиняют, а только себя. Твоя же скорбь увеличивается, так как ты считаешь себя равною м. Аркадии и чувствуешь рабство. Эта мысль далека от смирения: представь себе учащихся в семинарии мальчиков разного возраста и звания, а после выходит один архиерей, а другой остается дьячком, а случается, что сей последний еще и выше его и званием и поступлением. Равно и по службе то же бывает: находясь в нижнем чине равными, один достигает генеральского чина, а другой, малым чином, повышается в одно и то же время. Имеют ли право последние скорбеть на первых? Приложи, сестра, меры к своему устроению и познай свое несправедливое рассуждение.
Келию тебе отдать ли в наем или часть продать, мы не можем решительно определить. По твоим нуждам можешь посоветоваться с м. Аркадиею и с благословения м. игумении сделать, что для тебя удобнее, - Господь благословит.
7 марта 1837 (?) года.
157. Без скорбей нельзя. За исполнение канона Господь силен даровать прощение
В двух твоих письмах пишешь ты о скорби твоей по расстройству келии соседней, отчего и твоя требует постройки - сени и крыльцо. Мы видим, что ты скорбишь, ропщешь, винишь других и смущаешься, чем ты им нимало не повредишь, а себе не поможешь, и все-таки должна строиться, только с повреждением своего душевного устройства, а когда бы с терпением приняла сие посещение, то могла бы и воспользоваться.
Ежели ты, признаешь себя грешною, то знаешь, что многи раны грешному, а когда - праведною, то паки писано: «Многи скорби праведным» (Пс., XXXIII, 20). Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто ж их устрояет? Сам Бог о всех промышляет и всем управляет, кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется.
Ты пишешь в обоих письмах о принятии Стефаниды к себе в келию; но кто такая Стефанида? Мы о ней и понятия не имеем. С нашей стороны Бог благословит, когда начальница соизволяет.
За исполнение положенного тебе канона Господь силен даровать тебе прощение. Вручая тебя Его покрову, пребываем недостойные твои богомольцы.
20 мая 1837 года.
158. Наставления к умирающей. Грехи происходили из-за отсутствия смирения. Подготовка к смерти: кайся и смиряйся
Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание говорит: «Помни последняя твоя» (Ср. Сир., XXVIII, 6), во веки не согреши. При том, о прежних грехах воспомянув, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, - оттого, что не имела смирения. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь. По духовной твоей нельзя сделать исполнение, ибо она по законам не имеет силы, а при благоволении м. игумении и так можно распорядиться. По смерти твоей родители и сестра твоя не имеют никакого права на твои кельи, она принадлежит монастырю. Наш совет написать тебе, чтобы она сделала милость по смерти твоей продать и ей же заплатить долг твой 100 р. И в нашу Пустынь дала 100 р., прочее же все употребила на церковь строющуюся. Сама церковь ежедневно будет за тебя вечно молить Бога, как молится о создателях св. храма сего. Образ также отдай в свой монастырь, о братиях твоих имей умеренное скорбение, веруя Промыслу Божию, что Он противным врачует ваши души. Будь благодушна и спокойна.
17 июля 1837 года.
159. Все делай по благословению игумении. Ты должна себя зазреть и примириться с сестрой
Пишешь о негодовании на тебя сестры твоей за путешествие твое к братьям и за чувствуемую тобою на нее злобу. Хотя ты и хвалишься мнимо-геройским твоим подвигом и привязанностию к братиям, но и мы не можем сего одобрить: как дерзать на такое предприятие монастырской девушке и без благословения начальницы?
Ежели бы что с тобою повстречалось противное и обитель бы понесла неприятности, - на что же дерзать. Можешь ли ты братьям подать помощь своим присутствием? Молись за них Богу и оставь на суд Его: Он праведен есть и без правды не наказует никого. Ежели они оправдаются, благодари о сем Бога и проси, чтобы укрепил впредь на путь правды. Итак, ты должна себя зазреть и примирить с сестрою своею. Хорошо, что у вас такая игумения кроткая, а другая бы иначе поступила.
Впредь не дерзай на такие предприятия, желаем, чтоб ты поумнела, а то мня быти мудра, объюродела.
25 сентября 1837 года.
160. Надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий. Пекись более о спасении души твоей
Пишешь ты о скорби своей во братиях, но это уже не новое для тебя, - надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий, который все действует по человеколюбивому Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Сия же творит, да спасет души их, а ты сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься - и тем погрешаешь. Пекись более о спасении души твоей, для которой ты вселилась в сию обитель: много имеешь плевел на ниве твоей, постарайся их исторгнуть и соделать благой плод.
Всуе труждаетесь, прося нашего благословения на приход к нам в обитель: мы никому не имеем права благословлять и возбранять, кто придет и приедет - гостиница и успокоение готовы по здешнему обычаю, что тебе довольно известно, и от других имеешь сведение.
С новоначальными сестрами да поможет тебе Господь пожить мирно по заповедям Божиим и учениям св. отцев.
Желая тебе мира, здравия, спасения, остаемся недостойные твои богомольцы.
6 мая 1838 года.