Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Блю­ди­тесь от ро­по­та и ма­ло­ду­шия, отя­го­ща­ю­щих и ум­но­жа­ю­щих скор­би.

прп. Макарий

Ро­пот на Бо­га бы­ва­ет на­и­бо­лее от лю­дей гор­де­ли­вых или не­ра­зум­ных.

прп. Антоний

Осо­бен­но ос­те­ре­гай­тесь ро­по­та, на ко­го бы то ни бы­ло. Ро­пот ху­же и вред­нее все­го. По­лез­нее и по­кой­нее ви­нить во всем и за все се­бя, а не дру­гих. Осо­бен­но же долж­но ос­те­ре­гать­ся ро­по­та на Про­мысл Бо­жий, чрез Ма­терь Бо­жию все бла­гое и ду­ше­по­лез­ное нам уст­ро­я­ю­щий. Толь­ко мы, че­ло­ве­ки, по ма­ло­ду­шию сво­е­му, час­то бе­зум­но мя­тем­ся и без­рас­суд­но скор­бим за уст­ро­я­е­мую нам поль­зу ду­шев­ную.

прп. Амвросий

148. Бедственно безмерно печалиться о кончине матушки. Выбор старицы для откровения помыслов. Понуждай себя к терпению

Печальными выражениями наполненное ваше писание получил и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца. Очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, - всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас не наказывал наказаниями на сем свете. И мне пришла сострадательность не о кончине матушкиной, я уверен, что она восхищена от нас на упокоение! Но о вас, оставшихся сиротствующими, которые еще худо образовали тризною послушание нравственность свою. Но только и то твердо помню, что Премилостивый Господь в Своем Божественном Писании ясно объяснял, что «не хочет смерти грешнику, но хочет всем спастися и в разум истинный приити» (Ср. Иез., XXXIII,11).

А посему мы и должны рассудить: ежели б предвидел Господь, что по наклонностям нашим могли бы мы совершенную пользу приобретать от достопамятной матушки Варвары, то всячески и еще оставил бы в живых при нас пожить. Но, видно, сказать можно откровенно вам, что мы недостойными оказались таковой Матери и снисходительницы нашим немощам, и во время жития нашего с нею не умели ценить ее о нас попечительности: но непоредку по вражииму омрачению, ропот и зазор на нее производили,  и непоредку мыслями осуждали за ее немощи во время служения и мучительной болезни. А как мы, а наиболее вы теперь в полной мере можете усмотреть на самом деле, какие чувства ощущали при жизни с матушкою и каковые после матушки.

И ежели Премилосердый Господь невидимо даст паки вам подобно прилепиться духом к каковой старице, то, искусясь, лучше будешь цену знать, и как благоговеть к наставнице своей, и при благости Господней будешь преуспевать.

Еще, дочь Анна, я, окаянный, по твоему благорасположению дерзновенно прошу и молю, как я послышан от батюшкина письма, что при последних часах жизни матушки Господь удостоил вас купно с матушкою Анфиею в наследство принять келию матушкину. Я, хотя люблю вас по духу, яко дочь, но помню и то, что нрав имеете жесткий, в чем и советую Господа ради старайся себе умиротворить, и к терпению себе приобучать, и понуждай себя матушку Анфию уважать и предпочитать. - Господь Премилостивый да ответит тебе во смирении, и паче сих мною написанных; и вы знаете, что на всякое искушение смирение, самоукорение и терпение - победа. Господь да поможет тебе и да сохранит, и покрыет от сетей вражиих, и да простит вся согрешения твоя, и аз недостойный посылаю мое отеческое прощение и благословение.

К содержанию

149. Внутренняя брань побеждается терпением, самоукорением и смирением

Письмо ваше, пущенное с почтою, я, непотребный, получил, в коем вы признанием сознаетесь в своем высокопарном и гордом мудровании, а наиболее презорством побеждаетесь, и от сего смущаетесь и отчаиваетесь. Однако, Слава Премилостивому Господу, что чрез ходатайство Богоугодного Отца вы и паки не отринуты от недр для вас единственной матери и попечительницы о твоей страстнейшей душе и понесении немощей...

А что вы не находите подобия достопамятной матушки Варвары, о сем прекословить вам не смею. Но как мы недостойны оказались, чтобы матушка Варвара еще несколько пожила и нас попользовала, - а потому мы должны следовать совету преподобного Иоанна Лествичника и несумненною верою вопрошать, и Дух Святой и чрез неискусного будет нам в ясном произносе подавать ее устами душеназидательные ответы и советы.

...Извне война, а внутри сугубая и преопасная - для таковой пребедственной брани пренужно вам нудиться поставлять победу, а именно: терпением, самоукорением и смирением. Что вы описываете свои прежние привычки, чтобы всем благодетельствовать, а как попустилось вам оскудение для вашего смирения, то и нужно вам содержать себя во умеренности и других угощать одними словами.

Поручаю вас покровительству Всемогущего Господа - и Господь да вразумит вас, и да просветит во благое, и да поможет, и да сохранит вас от всех сетей диавольских, и да простит тебе вся согрешения твоя, и аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение.

2 января 1834 года.

 К содержанию

 

150. Бодрствуй, трезвись и мужайся. Господь по нашему благому произволению силен послать способы ко спасению

Ваши худописанные строки прочитал и по слабости моего понятия внял, и за непонятные, ошибкою учиненные, вами проступки Премилосердый Господь да простит вас, и да вразумит, и просветит Своею благодатию и милосердием. Тако же прошу вас и молю со смирением бодрствуй, трезвись и мужайся и удаляйся от вин, уклоняющих к плоти и крови и ко всяким сладострастным движениям, и от находящих облаков и шумящей бури волнений, терзающих твой ум и чувства и хотящих погрузить в тину сладострастий твое благое произволение. Но мы, аще что помыслом и поползнено и от злого Спекулатора в себе увидим, но и тогда да восстав паки потечем с покаянием и умилением ко оживляющему мертвых, и восставляющему падших, и венчающих страждущих от таковых злых мучителей, и дарующему свободу и дары рассуждений против браней.

Вы пишете, что лишены лицезрения и душеназидательных наставлений, но, о дочь духовная, не малодушествуй и не унывай о сем - Всемилостивый Господь всесилен и всемогущ нам навсегда послать невидимо, по нашему благому желанию, способы и спасительные примеры и таковых искуснейших старцев силен послать, чтобы оными нас утешать и окормлять к благоназиданию душевному, только мы да не ослабеем в нашем намерении и со упованием и благодушием да просим Господа. И я окаянный, хотя телом и отлучен от вас за недостоинство мое, а духом с вами неразлучен, и сими худосложными строками беседую с вами, якоже лицем к лицу.

К содержанию

 

151. Скорби попускаются из-за гордости. Считай себя хуже всех. Опасайся пристрастия к миру. Помышляй, что ты последняя в монастыре

Пишешь ты, что за гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся - так надобно же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении, о чем и св. Исаак Сирин в 79 Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые, - кто ж сему виною, сами они врачевство тем же полагают в смирении. И тебе советуем поискать сего спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойною скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла. Благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражее семя - гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшую всех, то, хотя и укоризны, и поношение придет, вменяя себя достойную - удобнее понесешь, а более приобретается смирение, когда мы не следуем своему разуму и воле, а по Бозе слушаем, к кому имеем расположение. О сем отцы наши и наставники нашего жительства пространно написали, вникни в их писания, как то: св. Дорофея, Иоанна Лествичника и прочих святых, которые написали о сей добродетели, как стяжать и искать ее нужно. И ты старайся этому следовать, и Господь тебя не оставит, и облегчит скорбь твою, и даже утешит, хотя ты и боишься своих кредиторов и от них выговоров, но силен Бог и им дать чувство о тебе сострадательное, и обождут твоего долга.

Что же касается до слабости братьев твоих, этому ты помочь не можешь, советовать можно о воздержании, а в прочем надо предать их Промыслу Божию, Он силен укрепить Свое создание, аще их будет на сие произволение, старайся примирить себя к родителю, дабы и Божие благословение тебе содействовало его благословением.

Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения. Ты говоришь, что желаешь быть в монастыре хоть последнейшею - исполняй же это: когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна сего. Да даст тебе Господь по изволению твоему совершение добрых дел в поползновении твоем. За раскаяние твое да простит тебя Господь и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, но сие в некоторое токмо тебе утешение; впрочем, непременно должна сказать духовнику, хотя не так подробно, но прикровенно, ибо там исполняется чин и читается от духовника разрешительная молитва.

Господь да даст тебе разум во всем, и да сохранит тебя, и покрыет от всех сетей вражиих, а мы, посылая тебе наше недостойное благословение, остаемся твои богомольцы.

21 февраля 1834 года.

 К содержанию

 

152. Оставив монастырь, невозможно остаться мирной. В обители лучше смиришься

Слава Премилосердому Господу, что Он даровал тебе чувство к возвращению в монастырь, совсем было поколебавшееся. Хотя бы ты в мире осталась, что же нам до этого: люди живут и в мире и мирны бывают, но ты, уже посвятив себя жизни монастырской и оставя ее, не могла бы быть мирною, да и в содержании сомнительно, чтобы братья тебя всегда содержали, может быть, они были усердны, но обстоятельства не сложились, ибо никак нельзя надеяться на человека, кроме Единаго Бога.

Живя в обители, хотя и скудно, но удобнее к смирению и лучше смиришься. Ты по силе твоей просила у родителя твоего прощения, и, хотя не сказано прямо, но все мирно - то и будь мирна, а укорять себя не преставай, зазирая в вине пред ним. Господь ему возвестит и даст чувство более сострадательное, когда будешь мирна к м. Анфии, - в этом твоя польза: она, как сама ты знаешь, не нуждается в приходящих, а из сострадания и послушания приемлет; старайся не допускать до нее чужих и другим не выносить гнилых слов, помрачающих мир.

Господь да простит тебя, и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, и желаем тебе мира, здравия и спасения.

14 марта 1834 года.

 К содержанию

 

153. Вручай себя и ближних Промыслу Отца Небеснаго: будь умереннее и не допускай сердца до безмерного и безрассудного огорчения. О принятии сестер и братьев в келию

С желанием тебе мира и спасения скажу тебе по сердцу: не должно столь много беспокоиться об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственная для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны не были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем, а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, - быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного огорчения. Тебе не должно и входить в посредство их, когда уже вступила в достойнейшее Божия самоотвержения звание. О них, посильно соболезнуя, говорить в душе своей: «воля Господня да будет» и возвергать печали на Господа, а себя стараться направлять о Господе. - Дорожи временем: оно невозвратно, внимай более себе, да состоит в сем твой подвиг!

Что же касается до принятия в сожитие сестры, я должен только сказать то, что «блази два паче единаго», а сверх сего, представляю твое чувство воле Всеобщего Покровителя, Которому и во всем тебя вручаю. - Принимать же братьев в келлию, хотя и родных, сверх благословенного времени, решительно не советую - иначе навлечешь на себя искушение.

20 июня 1835 года.

 К содержанию

 

154. Богатство для тебя вредно

Напрасно ты принимаешь ложные помыслы в отношении нашем к тебе. Мы, хотя зело грешны, но, кто просит о чем писания, мы, при всех недосугах, отвечаем: получается, другим на два и на три письма одно, глядя по нужде, но с тобою сего не случалось, и на всякое письмо твое имеешь, хотя и скудоумные, наши ответы.

Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя. Написав сие, надеемся, что и укоризну примешь от нас лучше похвалы.

Родитель твой, когда приедет сюда и будет с нами видеться, мы готовы его принять.

Поздравляя тебя с праздником и желая мирно и спокойно оный праздновать, остаемся недостойные твои богомольцы.

26 марта 1836 года.

К содержанию

155. В скорби прибегай к Премилосердому Господу. Гордость - тягчайший из пороков. Напрасно переменила келию

Ты принимаешь очень отчаянно посещение Божие и, желая  избегнуть здешней скорби преступными действиями, не помышляешь, что этим стремишься скорыми шагами к вечной погибели. - Удержись от сих порывов. В скорби прибегай к Премилосердому Господу: наказуя тело скорбными наведениями, он врачует душу. Ежели бы ты пришла в надлежащее чувство и познала тяжесть грехов своих, то ты немолчно славословила бы Господа, наказующего здесь, чтобы избавить от вечных мук. Когда же примешь поползновение себе, что я не такая грешница, чтобы так меня наказывать, то знай, что и одна гордость есть тягчайший из пороков. Смири себя, вменяя достойною быти наказания, не вини никого, не ропщи ни на кого, а паче на Бога, увидишь сама облегчение твоих скорбей. - Вот тебе средства к избавлению.

Усопшего брата твоего возвратить нельзя, - молись за него Богу, да упокоит душу его Господь, а ты погрешила тем, что полагала на него свою надежду.

Мы слышали, что ты вышла от сестры опять в свою келию, напрасно это сделала - вы должны друг другу в скорби быть подпорою и утешением; да ты же и испытала вред, живя одна в келии.

Господь да утешит тебя и вразумит, что творить подобает, и о родных твоих да сотворит полезное ко спасению.

31 августа 1836 года.

 К содержанию

 

156. Все скорби попускает Бог по мере нашего устроения. Несение скорбей: гордые более ощущают, а смиренные удобнее переносят

Ты описываешь в письме своем свои скорби, - но одна ли ты из смертных только скорби имеешь? Никто их не избежит, но только не в одно время и не равною мерою. А все посылает Бог по мере нашего устроения: гордые больше оные ощущают, а смиренные удобнее переносят, потому что в чувстве сердца считают себя того достойными и никого не обвиняют, а только себя. Твоя же скорбь увеличивается, так как ты считаешь себя равною м. Аркадии и чувствуешь рабство. Эта мысль далека от смирения: представь себе учащихся в семинарии мальчиков разного возраста и звания, а после выходит один архиерей, а другой остается дьячком, а случается, что сей последний еще и выше его и званием и поступлением. Равно и по службе то же бывает: находясь в нижнем чине равными, один достигает генеральского чина, а другой, малым чином, повышается в одно и то же время. Имеют ли право последние скорбеть на первых? Приложи, сестра, меры к своему устроению и познай свое несправедливое рассуждение.

Келию тебе отдать ли в наем или часть продать, мы не можем решительно определить. По твоим нуждам можешь посоветоваться с м. Аркадиею и с благословения м. игумении сделать, что для тебя удобнее, - Господь благословит.

7 марта 1837 (?) года.

 К содержанию

 

157. Без скорбей нельзя. За исполнение канона Господь силен даровать прощение

В двух твоих письмах пишешь ты о скорби твоей по расстройству келии соседней, отчего и твоя требует постройки - сени и крыльцо. Мы видим, что ты скорбишь, ропщешь, винишь других и смущаешься, чем ты им нимало не повредишь, а себе не поможешь, и все-таки должна строиться, только с повреждением своего душевного устройства, а когда бы с терпением приняла сие посещение, то могла бы и воспользоваться.

Ежели ты, признаешь себя грешною, то знаешь, что многи раны грешному, а когда - праведною, то паки писано: «Многи скорби праведным» (Пс., XXXIII, 20). Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто ж их устрояет? Сам Бог о всех промышляет и всем управляет, кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется.

Ты пишешь в обоих письмах о принятии Стефаниды к себе в келию; но кто такая Стефанида? Мы о ней и понятия не имеем. С нашей стороны Бог благословит, когда начальница соизволяет.

За исполнение положенного тебе канона Господь силен даровать тебе прощение. Вручая тебя Его покрову, пребываем недостойные твои богомольцы.

20 мая 1837 года.

 К содержанию

 

158. Наставления к умирающей. Грехи происходили из-за отсутствия смирения. Подготовка к смерти: кайся и смиряйся

Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание говорит: «Помни последняя твоя» (Ср. Сир., XXVIII, 6), во веки не согреши. При том, о прежних грехах воспомянув, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, - оттого, что не имела смирения. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь. По духовной твоей нельзя сделать исполнение, ибо она по законам не имеет силы, а при благоволении м. игумении и так можно распорядиться. По смерти твоей родители и сестра твоя не имеют никакого права на твои кельи, она принадлежит монастырю. Наш совет написать тебе, чтобы она сделала милость по смерти твоей продать и ей же заплатить долг твой 100 р. И в нашу Пустынь дала 100 р., прочее же все употребила на церковь строющуюся. Сама церковь ежедневно будет за тебя вечно молить Бога, как молится о создателях св. храма сего. Образ также отдай в свой монастырь, о братиях твоих имей умеренное скорбение, веруя Промыслу Божию, что Он противным врачует ваши души. Будь благодушна и спокойна.

17 июля 1837 года.

 К содержанию

 

159. Все делай по благословению игумении. Ты должна себя зазреть и примириться с сестрой

Пишешь о негодовании на тебя сестры твоей за путешествие твое к братьям и за чувствуемую тобою на нее злобу. Хотя ты и хвалишься мнимо-геройским твоим подвигом и привязанностию к братиям, но и мы не можем сего одобрить: как дерзать на такое предприятие монастырской девушке и без благословения начальницы?

Ежели бы что с тобою повстречалось противное и обитель бы понесла неприятности, - на что же дерзать. Можешь ли ты братьям подать помощь своим присутствием? Молись за них Богу и оставь на суд Его: Он праведен есть и без правды не наказует никого. Ежели они оправдаются, благодари о сем Бога и проси, чтобы укрепил впредь на путь правды. Итак, ты должна себя зазреть и примирить с сестрою своею. Хорошо, что у вас такая игумения кроткая, а другая бы иначе поступила.

Впредь не дерзай на такие предприятия, желаем, чтоб ты поумнела, а то мня быти мудра, объюродела.

25 сентября 1837 года.

К содержанию

160. Надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий. Пекись более о спасении души твоей

Пишешь ты о скорби своей во братиях, но это уже не новое для тебя, - надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий, который все действует по человеколюбивому Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Сия же творит, да спасет души их, а ты сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься - и тем погрешаешь. Пекись более о спасении души твоей, для которой ты вселилась в сию обитель: много имеешь плевел на ниве твоей, постарайся их исторгнуть и соделать благой плод.

Всуе труждаетесь, прося нашего благословения на приход к нам в обитель: мы никому не имеем права благословлять и возбранять, кто придет и приедет - гостиница и успокоение готовы по здешнему обычаю, что тебе довольно известно, и от других имеешь сведение.

С новоначальными сестрами да поможет тебе Господь пожить мирно по заповедям Божиим и учениям св. отцев.

Желая тебе мира, здравия, спасения, остаемся недостойные твои богомольцы.

6 мая 1838 года.

К содержанию