Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

Сла­бый мо­лит­ся, что­бы его не кле­ве­та­ли, а му­же­ст­вен­ный мо­лит­ся, что­бы Бог по­мог ему дру­гих не кле­ве­тать ни сло­вес­но, ни мыс­лен­но.

преп. Амвросий

На пра­во жи­ву­щих и во­лю Гос­под­ню тво­ря­щих враг не име­ет си­лы по­дей­ство­вать; ког­да уже он це­лым ле­ги­о­ном не смел сам вни­ти в ста­до сви­ное, а про­сил на сие поз­во­ле­ния у Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хрис­та, изг­нав­ше­го от че­ло­ве­ка оный ле­ги­он, то пос­ле то­го что при­чи­нит че­ло­ве­ку, ког­да Гос­подь не по­пус­тит или в на­ка­за­ние за гре­хи, или к ис­пы­та­нию ве­ры?

преп. Макарий

176. Смущение после Причастия попустилось за самонадеянность. Без скорбей спастись невозможно

Господь да простит вас и дарует вам мир и спокойствие душевное. Что попустилось вам высокоумие, когда вы по принятии Св. Даров сподобились тишины и спокойствия и радовались, что уже можете понести испытание, - за каковое самонадеяние и пострадали смущением. Это пусть послужит поучением впредь не высокомудрствовать, но смирять себя, принимать все, что чрез помощь Божию получаемо.

Да врачует Господь вашу болезнь и вас умиротворит. Помните, что без скорбей спастись невозможно, - терпением и смирением все побеждается.

28 сентября 1834 года.

К содержанию

177. Смирением и терпением противостоять брани. Все испытания попускаются Промыслом Божиим

Желаем, чтобы принятие Пречистых Христовых Таин было вам во оставление грехов и страстей, которым потщимся противостоять всеми силами и с помощью Божию принимать оружие терпения и смирения. Поелику брань имамы с гордыми бесами, то и надобно противопоставить им смирение. Хотя и чрез келейную враг на вас поборствует, воздвизая ее против вас, но сие смотрением и Промыслом Божием попускается, чтобы вы видели свои глупости.

Да даст же вам Господь мир, спокойствие и здравие со спасением.

12(?) ноября 1834 года.

К содержанию

178. Искушения попустились по действу вражиему, но не без вашей вины. Если бы мы имели смирение, то никакая сила не могла бы повредить и смутить нас. Понуждайте свое сердце ко смирению

Описываемые вами происшествия надобно отнести к действу вражиему, попущению Божию, но, конечно, не без вашей вины. Надобно положить начало к исправлению, дабы избегать их впредь. И Е. попустилось за ее самонадеяние: она, может быть, понадеялась на себя, что может вам послужить уроком, а, искусившись, познала свою немощь.

О! Если бы мы имели смирение, то никакая сила вражия не могла бы повредить и смутить нас. Прочтите послание св. Марка Подвижника на Пасху, где он пишет о сем и увещевает смириться, а св. Григорий Синаит во II-й и III-й главах очень точно вразумляет о попущении, так же у св. Каллиста в 43-й главе о поползновении и о смирении. - Смиряйтесь, понуждайте все свое сердце ко смирению, хотя это и к спасению нашему делается, как мы сами многократно убеждались. По возможности храните молчание уст, и от сего увидите самоукорение. Читайте Марка Подвижника и у Симеона 31 главу почаще.

15 января 1838 года.

 К содержанию

 

179. Надобно ожидать испытаний и смиряться

Письмо ваше мы получили, из которого увидели, что ваши смущения при помощи Божией миновали. И впредь не надобно смущаться и изнемогать, но надобно ожидать испытаний и смиряться. Прочтите у св. Исаака Сирина  «Слово о бранех и о покровении немощи». Весьма полезно может быть для вашего устроения; да и в прочих книгах есть много для вас нужного и полезного ко укреплению себя - в «Добротолюбии» Каллиста и Игнатия. Когда же будете подвизаться против духа ярости и стяжать кротость, то получите от самого Господа наставление. «Наставит бо Господь кроткия по духу, и научит кроткия путям своим» (Пс., XXIV, 9).

25 января 1838 года.

К содержанию

180. Не смущайтесь при известии о смерти. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф., XXV, 13). 

 Неожиданная смерть вашей монастырки, поразила вас страхом и боязнию. Всегда бы надлежало нам иметь сей страх, но помрачение страстей отгоняет его от нас. Сему многомудрию о памяти смертной учит нас сам Спаситель: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет»( Ср. Мф., XXIV, 42), и премудрый Сирах побуждает: «Помни последняя твоя, во веки не согрешишь» (Сир., VII, 39), да и во многих местах Священного Писания славно предписывают. По невниманию нашему к сему предмету по временам видим внезапные смерти, напоминающие нам, что и мы смертные, не знаем дне и часа, в онь же Господь приидет (Мф., XXV, 13). В таком случае не надобно смущаться, но приносить раскаяние о согрешениях своих.

О всем благодарите и, познавая свои немощи, смиряйтесь.

19 марта 1838 года.

К содержанию

181. Старайтесь умиротворяться, вручая себя воле Божией и святому провидению. Скорби попускаются к вашей пользе и ко спасению

Христос Воскресе!

Честь имеем поздравить вас в высокоторжественный праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог и многие будущие дождаться в мирном устроении души, с сердечною радостию о воскресшем Спасителе нашем, совоскресившим и нас с собою.

Сердечно сожалеем о вас, что находитесь в расстройстве, всеми мерами старайтесь умиротворять себя, вручая воле Божией и Его Святому провидению, ведущему вас ко спасению путями, вам недоведомыми. Попускаемые вам скорби разве могут прийти, кроме попущений Божиих, - они служат к вашей пользе и ко спасению. Сколь велики не были бы скорби, но все они мимотекущие, скоро прекращаются, а которые и продлительные, то все смертию окончатся. А помыслы, - вспомните, к чему вас ведут. Несомненно, к вечной погибели. Да избавит от сего вас Премилосердый Господь и да простит ваши прегрешения и за помыслы сии.

Кажется, что вы мнением побеждаетесь, будто бы там знают, что вы к нам пишете. Часто случается, что какое-нибудь слово случайно или догадкою сказанное, уже принимаете за то, что всем все известно. Напротив, никому ничего не известно, да и почему им знать? Письма ваши мы получаем исправно с вашею печатью, и никому о них не сообщаем. Не имейте сего мнения.

13 апреля 1838 года.

К содержанию

182. Во всем следует видеть волю Божию. Благодарите Господа за болезни и за скорбь, считая себя заслужившей их 

Получили оба ваши письма. В первом письме пишете, что имеете намерение отправиться к вам, а во втором извещаете, что сие намерение ваше остается без исполнения. Мы и сами сожалеем о вас, советуем. Ибо Премудрый Мироправитель управляет и промышляет о всех тварях, не исключил и вас из круга Своих созданий и не оставил без промышлений, когда Он и о маленькой птичке печется. Благодарите Его за болезни и за скорбь вашу, считая себя заслужившими оных. Они вам во укрепление, ибо вы малодушествуете, и сами себя более смущаете, и скорби увеличиваете. Бог да укрепит вас.

17 мая 1838 года.

К содержанию

183. Мы грешим пред Богом, поэтому и должны всегда каяться. За все приносите благодарение, а ропота остерегайтесь

Вы пишите, что болезнь ваша возобновилась, просите и желаете, чтобы Господь открыл вам ее причину.

Мы грешим пред Богом, почему и должны всегда каяться. Все случившееся с нами происходит по Его Святой воле к наказанию нашему или к вразумлению. Впредь покоряем себя Его Святой воле, ибо Он хочет всем спастися и в разум истины прийти и к сему ведет, за что приносите Ему благодарение, а ропота остерегайтесь.

12 июля 1838 года.

К содержанию

184. Недомогание после причастия следует приписать своему нерадению или высокоумию.

Поздравляем вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с принятием пречистых Таин Христовых, которые да будут вам во здравие души и тела.

Смотрите на смущение и болезни равнозначно, предавая все на волю Божию. У вас по принятии Св. Тайн сделалось в груди остановка - надобно приписать это своему нерадению или высокоумию. К смирению посылаются вам и другие действия, но никогда глубокому смущению себя не должно придавать. Смиритесь и не скорбите, - Мария Египетская 47 лет не причащалась, но сияла светом благодати.

Ваши немощи  да уврачует Господь, «пришедый призвати не праведников, но грешных на покаяние» (Мф., IX, 13). Вручая вас покрову Божию и испрашивая на вас мир и благословение Его, остаемся недостойные ваши богомольцы.

16 августа 1838 года.

К содержанию

185. Все наказания являются попущением Божиим, чтобы иметь смирение. Мы может спастись многими скорбями или болезнями

Поздравляем вас с днем Ангела и желаем, чтобы обиды ваши успокоил Господь и даровал бы вам мир душевный и телесное здравие со спасением.

Еще наносится тебе смущение, что будто бы не истинно раскаялась, и потому остаешься неисцеленною от страсти. Не прельщайся сим мнением, мы уверены, что ты ничего не скрыла и себя не оправдала, а дала вражиим помыслам себя смутить, о чем прочти у св. Иоанна Лествичника в 4-ой степени.

Мы удостоверяем, что все наказания являются попущением Божиим, чтобы иметь смирение. При уповании на помощь Божию кайтесь. Мы может спастись многими скорбями, или болезнями, или другими случаями, нам неведомыми.

17 сентября (?) 1838 года.

К содержанию

186. При болезни обращайтесь с благодарением и душевным покаянием к Господу. Через раздражение теряется душевный мир. Молитву Иисусову творите с духовною свободою, а не с отчаянием

С наступающим вас Новым годом и с продолжающимся праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа усердно вас поздравляем и желаем вам мира душевного со здравием телесным.

Сожалеем об изнеможении душевных ваших сил и болезненном телесном положении. Обращайтесь с благодарением ко Господу Богу и с душевным покаянием. Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный. Нельзя, чтобы все было по нашему желанию, бывает и противное ко искусу нашей нравственности, к познанию себя и ко исправлению. Молитва Иисусова должна быть с духовною свободою творима, а не с отчаянием. Мысленно творить оную оставляйте, а устно сколько можно проходите со смирением.

31 декабря 1838 года.

К содержанию

187. В немощах ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему

В немощах ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему. Сколько вы не были больны, скорбны, но все сила Божия доселе сохраняет вас; а когда водрузится в вас смирение, то и спокойствие обрящите. Как же достигать сей высокотворной добродетели, поучайтесь у стяжавших сию святых Ефрема и Исаака Сириных, аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника. При случаях, встречающихся с вами, руководствуйтесь учением оных, познавайте свою немощь, и имейте себя под всею тварию. Когда таковая память водрузится в сердцах ваших, то удобнее будете успокаиваться в том, что делается не по-вашему и наносит вам скорбь. Дастся вам и рассуждение, что не без Промысла Божия все сие с вами происходит.

10 января 1839 года.

К содержанию

188. Вы находитесь в брани по причине нерадения и за оставление смирения. Должно побуждаться к смирению и прощать ближних. Какие помыслы надо исповедовать

Вы сами бываете причиной своего смущения. Мы уже многократно писали вам о скорбях как попущении Божием - надобно приучать себя к терпению и к запрещению своих немощей, и Господь призрит, и пошлет свою помощь.

Мы нимало не скучаем вашими письмами и изъяснением в них ваших немощей, но сердечно о вас соболезнуем и желали бы помочь. Вы находитесь в брани по причине вашего нерадения и за оставление непобедимого оружия - смирения, которым все страсти и страхи рушатся. Смущающие вас помыслы о грехах и слова монахини, доводящие до отчаяния, - от супротивнаго. Против того никто не может спорить, что грехи требуют равнодостойного покаяния. Мы должны каяться о грехах наших, нисходить в бездну смирения, покаянием ввергать себя в пучину неизреченного Божия милосердия и щедрот и надеяться чрез заслуги Спасителя нашего получить прощение. Должны возбуждаться к смирению: когда случится какая скорбь или обида, прощать ближних и памятовать слова Спасителя, «аще же отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши» (Мф., VI, 14). О покаянии можете и сами читать у св. Иоанна Лествичника, св. Ефрема и у прочих. Все они обнадеживают грешников.

Помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет.

21 февраля 1839 года.

К содержанию

189. Премилосердый Господь теперешним страданием силен удостоить будущего блаженства

Слава Богу, что вы, хотя при слабом здоровье, благодарите Бога за все, чем привечаете Его милость и утешение. Однако ж считайте недостойными себя утешения, от чего удобоносимее будет для вас примирение. Помните, что все проходит, старайтесь быть равнодушнее во всем. Не смущайтесь Бога ради, не желайте, чтоб вещи были так, как вам хочется, но пусть будут так, как идут - удобнее успокойтесь.

Жалостно болезненное положение. Многое обстоит не по нашей воле. Премилосердый Господь теперешним страданием силен удостоить будущего блаженства: аще смотрит благость Его на вас, то и здесь дарует освобождение.

2 (?) марта 1839 года.

К содержанию

190. В скорбях не роптать, не малодушествовать, но за все благодарить Бога. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере

Видим, что скорби ваши, на что уже мы писали вам советованием, и теперь то же скажем, что главное в прихождении оных не роптать и не малодушествовать, но благодарить Премилосердаго Бога, попускающего оные и не оставляющего нас впасть до конечного изнеможения. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере и прибегайте к Его благости с молитвою: «Да будет, Господи, воля твоя на нас», - Его воля всегда блага и полезная нам.

Я был нездоров, точно был болен, но теперь благодатию Господнею прошли болезни и нахожусь в отменном положении моего здоровья, будьте спокойны.

Поручая вас покрову Божию и испрашивая на вас мир и благословение Божие, остаемся недостойные ваши богомольцы.

8 мая 1839 года.

К содержанию

191. Принимай то, что послано от Бога, с благодарением

В вашей записке вы пишите о находившем вам смущении за забвение некоторых ваших погрешностей, которые и извещаете - в оных да простит вас Премилосердый Господь. Мы, недостойные, прощаем и разрешаем. Вам, находящимся в такого рода смущениях надо полагаться верою и надеждою на милосердие Господа нашего Иисуса Христа и на Его заслуги, коими Он взял на себя грехи всего мира. За сие мы вас не укоряем, теперь же будь спокойна по сей части.

О восстающей же на тебя брани не смущайся, старайся сопротивляться, а не желай этой болезни, ибо во оной не только сама, но и другие страдают. Принимай то, что послано от Бога, с благодарением. Дочь, видим, что ты не желаешь поработиться страсти, но сие попускается, чтобы сознали свою немощь и смирились, и не дерзали бы судить других, в сем немоществующих. Видя себя в такой неисправности, понудь иметь себя хуже всей твари и наносимые скорби от служащих принимай, яко достойной не только таковых, но и больших. Не вини их, что они причиняют расстройство твоему здоровию, но себя укоряй. Да даст тебе Господь стяжать истинное смирение и научиться успокоению своей совести.

 К содержанию

 

192. Не изнемогайте духом в борьбе, но прибегайте к Господу. Смирение - оружие против козней вражиих

Видим ваши болезненные случаи, сердечно о вас болеем, но помощи подать не в силах. - Сам Господь видит вас в борьбе страстей и не допускает совершенно пасть, но поддерживает изнемогающих и падающих восставляет и утешает, - попускает же скорби, хотя в будущей жизни даровать вечный покой. Не изнемогайте духом в борьбе вашей, но прибегайте к подвигоположнику Господу нашему Иисусу Христу, будьте равнодушнее в том, что иногда не по-вашему делается, чем и себя и других успокойте.

На козни вражии одно оружие стоило бы употребить - смирение! Но где же его взять? «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19); с самоукорением и взыванием к Богу, яко же убогая вдовица к судии неправедному взывала и получила отмщение, кольми паче Праведный наш Судия и Премилосердый Отец Небесный, не имам ли отмщений от соперника, вопиющего к нему день и нощь.

Господь да укрепит вас в немощах ваших и да утешит в скорбях.

22 августа 1839 года.

 К содержанию

193. За скорби и болезни благодарите Господа, что не забыты им. Берегитесь зазирать и осуждать ближних

Сострадаем вам в немощах ваших душевных и телесных, всей душою бы желали вам помощи, но не имеем ни власти ни сил. Премилосердый наш Создатель весть, что нам есть на пользу; ради сего и наказует нас, да избавит от будущих болезней. Бог тайными и недоведомыми образами различно наказует погрешающих из благочестивых, да предоставит непорочными великому судищу, да здесь наказав, тамо вменит в награду. Итак, за посещение вас болезнями и скорбями благодарите Бога, что вы не забыты им. Вы сами сознаете свое грехопадение, раздражение, рвение, зажение ближних и прочее, - за все сие и попускается вам страдать. Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних - нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя. Да простит же Господь грехи ваши и исцелит немощи душевные и телесные.

12 ноября 1839 года.

К содержанию