Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

210. Сан начальства не причина внутреннего охлаждения. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный

Ваше Высокопреподобие, достопочтеннейший отец игумен Иларий!

Усердно благодарю вас, что вспомнили меня, немощного старца, и посетили вашим писанием, уделив частицу времени от многоважных и трудных ваших занятий по начальству и попечению о спасении вверенных вам о Христе братий.

С сердечным сожалением вижу писанное вами о своем охлаждении ко всему монашескому, чему приписываете причиною сан начальства. Усматриваю и луч надежды к утешению о вас, всею душою желание Ваше разрешиться от уз начальства. Но оный погашает малодушие и сомнение ваше после о раскаянии. Вы находитесь теперь между сими помышлениями в борьбе, не знаете, к чему обратиться, видите, что горе монаху, вкусившему начальнической жизни, которая лишает его добрых свойств. Посему ясно вижу, что и желаете спасение души, но и любление плоти со страстьми колеблют вас; впрочем, кажется, на весах сих первая частица имеет свой перевес.

Справедливо судите о моем, может быть, скором разрешении, ибо к вечеру уже преклонился есть день моей жизни; а сами, надеясь по младости еще наслаждаться оною, ищите и желаете последнего моего совета: полезно ли вам оставить настоятельство или еще сколько-нибудь времени продолжить? - Просите Бога ради написать вам о сем отечески.

О возлюбленный отец и брате! Тесно ли отвсюду оставить вас без ответа, обдержит мя болезнь и сожаление о душе вашей, а написать истину обстоятельства нынешних времен и после могущее быть ваше малодушное раскаяние и на меня сетование. Памятуя вашу первую любовь и настоящую веру, без коей бы вы и вопрошать не стали мою худость, а при том, скорбя душею о расстройстве вашего устройства, решился подать ответ по вере вашей, ищущей душевной пользы.

Вспомните свое намерение и ревность при вступлении вашем в монашество, обет оного и тщание ваше с попечением старцев о снискании спасения душе. Ежели что было приобретено, где оно теперь? Заступило оскудение всего. Что сему причиною? Вы скажите - сан начальства. Точно, как и св. Исаак Сирин в пишет, что «находящемуся аще в нездравии душевном, не должно пускаться в море мира», и между прочими вредящими душу упоминает и об начальстве. Однако ж не собственно сан начальства, но ваша немощь душевная и непобежденные еще страсти, а главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие, с коими не могло встретиться чувство ваше без повреждения душевного свирепостию оных. И вы уже находитесь без оружия и не в силах сопротивляться оным. Есть люди, кои проходят и начальство не только без повреждения себя, но и с пользою ближних; но они сильны стать против страстей, а немощному, дабы и самому не погибнуть и окормляемых им не погубить, что нужно делать? Ежели есть в вас истинное желание ко спасению души вашей, то примите совет, не от меня, но от святых отец - истинных делателей и учителей монашеского жития. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Которыми страстей потоками взошло в них нерадение, теми должно и выйти во дверь любоначалия, не по силе начальства иных врат не иметися, кроме тех, которыми взошел». В писанной книге св. Симеона Нового Богослова прочтите 8-е Слово, яко подобает словесной пастве Христовой предводителю смотреть и истязать, и паки в 26-м Слове, да преподобного Нила Постника «Слово постническое» в «Добротолюбии» из книги Никона Черногорского, 8-е Слово от бесед Златоустого на Послание к Титу. От житий Пахомия: «Яко же плинфы, влагаемые в реку, не терпят ни единаго дня, аще ли же огнем печени будут, яко же камение пребудут; сице и человек плотское мудрование имый, аще и не разжеться по Иосифу словом Божиим, расстается начальство приим. Много бо таковым искушения посреди человек; добро же есть кому познавшу своя меры, отложите тяготу начальства, да не повредитесь. Утверждении же верою и деланием Заповедей Божиих непоколебимы бывают. По сем и сие: тщеславие, сребролюбие и наглость властью соплетаются».

Из оных вы увидите важность сана и сообразите вашу способность и силу с немощами душевными и какой предлежит дать ответ не за себя точию, но и за души других. И хотя вы надеетесь по младости вашей продолжения жизни, но сие неизвестно, - надобно пользоваться настоящим временем и не терять оного, данного нам на покаяние. Господь наш Иисус Христос не велел отлагать времени: «Бдите и молитеся, яко не вести, в кий час тать приидет» (Лк., XII, 39). За нужное считаю воспамянуть вам об известном собрате нашем, о. архимандрите Паисии Радовецком: он многократно просил моего недостойнаго совета об оставлении начальства, но, медля исполнить оное, преселился от здешней жизни, не получил желаемого успокоения в желаемом безмолвии и рассматривании себя. Малодушие ваше и страх, что будет после раскаяние, приносит вам завидущий спасению вашему враг, желая сими плевелами подавить прозябающее в вас доброе семя и погасить возссиявающую в вас искру к желанию исправления и спасения.

Я за сие не ручаюсь, точно он будет вам приносить раскаяние об оставлении, но когда облечетесь верою во оружие Божие, то стрелы его вменятся вам яко младенческие. Когда видите свою душевную тщету и желаете избавиться от нее, то должны приготовиться к терпению и перенесению его нападений: что бы ни случилось перенести скорбное, то на все оное обязаны мы обетами нашими. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби, которые когда и прийдут, то не без промысла и попущения Божия, и помощь Его ниспосылается. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный.

Предложив вам отеческие учения и мое скудоумное рассуждение о сем предмете, оставляю вашему самовластию избирать лучшее. Приступая к оному, прежде молите Премилосердаго Господа, да устроит Он о вас так, как воле Его угодно, и подаст силу и крепость к попечению. - Когда будет Его воля, могущая возвести в благое устроение и благонадежие ко спасению.

Молю Премилосердаго Господа, да даст он вам в сем деле последовать истинному разуму по воле Его святой и укрепит вас во искушениях.

Ноябрь 1839 года.

  К содержанию

211. «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22). Мы должны считать себя худейшими и последними

Почтеннейший и возлюбленнейший о Христе брат отец Николай!

Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание. Какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания и даже до того помысел твой простирается, что готов перейти в штатный монастырь, где надеешься от сего послушания избавиться. Но сие, возлюбленный наш брате, что имамы тебе сказать во утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем, что все есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжевается. Без скорбей спастись невозможно. Ибо по писанному, «многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22), но скорби сии различные суть: одному сии, другому иного рода; одному телесные, а сему душевные; тому бедность, а некоторому поношение, иному болезни, - все же от послушания по великомудрому Промыслу Божию по силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине мы сочувствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда ты бы был в обители, избежал ли ты скорбей другого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за сие, то сие более бы тебя уловляло. Ты взираешь на будущее время и помышляешь для избежания сего послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения от помысла или противления ему? Одобрить - то значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А лучше предать сие совершенной твоей свободе, и дабы оная соображалась с волею Божией. Между прочим, можем сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь и избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там гораздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния? Мы не спорим, что спасение на всяком месте милосердием Божиим приобретается, и везде есть спасающиеся; не смеем приписать себе или нашему одному месту святость, но должны себя считать всех худейшими и последними. В бедственные наши времена видим порядок здешних штатных монастырей, пришедший в расстройство, отчего и внутреннее устроение находится в опасности, то и опасаемся, что не можешь иметь там мирного духа, а сие и есть велий вред душе и скорбь неизбежная. Впрочем, не должно, чтобы всегда на тебя будет падать жребий сего послушания - в обители людей довольно.

3 февраля 1840 года.

  К содержанию

212. Да утвердит Господь в смиренном подчинении настоятелю

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Честнейший о Христе Иисусе по Духу сын отец Феодор!

Писание твое ко мне получил и прочитал. Благодарение Господу Богу, что Вы благорасположились к настоятелю своему, батюшке о. Антонию с предельностию сердца Вашего и готовностью следовать смиренно наставлениям Его. Да утвердит Вас Господь в благом сем произволении и вразумит. Деньги за овес давно готовы, при первой оказии непременно отправим, которая, надеемся, скоро будет.

Пожелав Вам душевного мира и спокойствия духа, пребываю навсегда жаждущим вашего спасения многогрешный иеросхимонах Леонид.

  К содержанию

213. Без благосклонной причины не отлучайтесь из обители

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Достопочтеннейший о Господе собрат наш отец Феодор Феодорович!

Всеусердно желаю Вам душевного спасения, писание Ваше в свое время получил, извините, что за дряхлостию и слабостию своеручно не пишу и келейный мой секретарь болен горячкою. Вы пишите о своих неладах и что желаете непременно к нам приехать, - заблаговременно не советуем - не только пользы не получите, но, огорчив отца Антония, будете не мирны совестию. Просим передаться вашей любви отцу Савватию, да в дополнение я дерзаю напомнить Вам, к каковому скорогрядущему таинству вы обязаны приуготовлять себя и без благосклонной вины отнюдь из обители не отлучаться, кроме разве за послушание.

Поручаю вас покрову Всевышнего.

Прошу Вас засвидетельствовать мое пречестнейшее почтение отцу игумену и прочим собратиям.

  К содержанию

214. Советую вам себя укорять, а братию умиротворять духом кротости

М.С.О.Н.Г.И.Х.Б.Н.П.Н.

Ваше преподобие, достопочтеннейший о Господе отец Савватий!

Письмо ваше получил во всякой исправности и, прочитавши оное, отечески приемлю ваше сознание в своих немощах. По силе слабого моего здоровья не могу более написать, кроме сих малозначащих строк. Советую вам на всякое дело неблагословенное не входить, себя обвинять, а немощную братию умиротворять духом кротости.

Вручаю вас покрову Божию и испрашиваю на вас Божие благословение. Пребуду навсегда жаждущим вашего спасения недостойный богомолец.

16 декабря 1840 года.

  К содержанию

215. Сохраняйте благую совесть, она утешит в скорбных обстоятельствах. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится

Достопочтеннейший о Господе отец Савватий!

Письмо ваше получил, в коем изъяснили свои скорби от людей, ведущих развращенно жизнь, просите наставления и утешения. По слабости моего здоровья не могу вас утешить вполне, но сколько Господь меня вразумит. Сохраняйте благую совесть, она вас в этих печальных обстоятельствах утешит и живо увеселит дух ваш; еще утешайтесь, что дела добродетели в свое время в полном сиянии открываются, и пускай поносят нечестивые, но некогда и живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им, а «надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижутся в век» (Пс.,CXXIV, 1).

За сим, сократя сие письмо, молю Господа, да укрепит тебя против всех неприятностей и да вразумит непреткновенно идти по стезе заповедей Божиих.

Кийждо от своих дел или прославится, или постыдится.

5 августа 1840 (1-?) года.

К содержанию