Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От­ча­и­вать­ся в ми­ло­сер­дии Бо­жи­ем ни в ка­ком слу­чае не сле­ду­ет, при­во­дя в при­мер еван­гельс­кую блуд­ни­цу, раз­бой­ни­ка и мы­та­ря, по­ка­яв­ших­ся и по­лу­чив­ших про­ще­ние от Ми­ло­сер­до­го Гос­по­да.

прп. Анатолий

Па­де­ния на­ши в гнев и про­чие действия страс­тей до­ка­зы­ва­ют нам пред­ва­рив­шую ду­хов­ную гор­дость и уже не­воль­но нас сми­ря­ют; ес­ли бу­дем ста­рать­ся ист­реб­лять ко­рень сей, то вет­ки са­ми от­ва­лят­ся.

прп. Макарий

На­доб­но иметь мно­гий ис­кус, по­ка поз­на­ем на­шу не­мощь ис­тин­но и сми­рим­ся, и это не ма­лым вре­ме­нем, а мно­гим стя­жа­ва­ет­ся. Са­мые па­де­ния на­ши обуз­ды­ва­ют на­ше дме­ние и уже не­воль­но сми­ря­ют. А пред Бо­гом луч­ше греш­ник с по­ка­я­ни­ем, не­же­ли пра­вед­ник с гор­дос­тию.

прп. Макарий

16. Ропот душевреден и Богоненавистен. Благодарите за все. Подготовка к поступлению в монастырь. На службе отрада даруется от Господа. Искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением

Малодушие ваше и ропот против провидения Божия для вас душевреден и Богоненавистен, также и событие с благодетельницею должно нам приписать к попушению Божию для образования вашей нравственности и к приобучению терпения, без коего трудно и неудобно получить спасение! Поелику самим Спасителем и Искупителем заповедано во св. Евангелии такое: «В терпении вашем стяжите (то есть приобучите) души ваша, претерпевый до конца, той спасен будет» (Лк., XXI, 19; Мф., X, 22).

Итак, ежели Любонька там бывши, а особенно против своего хотения, порассеялась чувствами, но от дебелых поползновений благодатью Всемогущего Господа и Бога сохранена!

А что ваши недостатки и долги посредством связи вышеозначенных, поступили на вас, много не скорбите - всесильный и всемогущий премилосердый Господь нечувствительно вам к уплате вспомоществует и от всего развяжет, только понудьте себя удержаться от ропота и потщитесь, по возможности сил ваших, благодарить за все: как за находящие скорби, так и за неисследоваемый Его промысел и милосердие!

А что вы приносите свои пороки пред моим недостоинством, что якобы вы преступили какую-то заповедь, то и о сей я сорассуждаю, что вы или худо поняли мое советование или мнимое проречение. А потому и молю вас быть благодушной и приобучить себя к мужеству и упованию на всемогущего Господа.

А что ваш подарок, многозаботными трудами соделанный, и не попал в те руки, в которые вы предполагали, то за сие вам малодушествовать не должно, но благодарить Всемилостиваго Господа, что так устроилось, дабы вы не покичились, но смирением украшали бы себя, яко благоназидательнейшим напоением душ своих, утвержденным и спасительным! Я, пренепотребный, вашей любви напишу и преподам совет: ваше спасение состоит только в любовном характере.

Ежели только когда да дарует вам Премилосердый Господь твердое и единодушное упование и желание совершенно оставить мир и вся, яже в нем, и, по приглашению Самого Господа, отвержися себе и, взявши крест, последовать Его животворному жительству ( Ср. Мф., XVI, 24), да, кажется, обстоятельства ваших событий сближают к сему, то вы, ежели при содействии благодати решитесь на сие, извольте отписать к нам. По получении сего и мы при помощи Божией упросим благодателей, чтобы долги за вас заплатили, сколько вы означите. А для вашего жительства мы избираем монастырь девичий в Калуге, в коем наш архиерей престольное пребывание имеет и мать игумения Ангелина жития трезвенного и воздержанного, благоразумием одаренная, и нам отчасти знакома. Калуга расстоянием от нашей пустыньки на 60 верст, из нашего монастыря настоятель не поредку бывает, равно и за нужными покупками из братии посылаются. Однако, хотя вы и решительно вознамеритесь выехать из столицы, но мы советуем вам молвы до времени о себе не пускать. Спросите, кого следует, есть ли возможность высылать к вам в Калугу пенсию. А между тем, приехав к нам в Козельск, аще Господь восхощет и живы будем, лично нужное переговорим, и тем поутвержденное все будет.

Вы пишете о своем внимании и желании получить в церкви отраду и утешение, но, пришедши домой, остаетесь без всякой отрады, - нам удивительно ваше малодушие. Разве вы не помните, что отрада от Господа даруется нам, иногда не ощущающим, по Его святой и неизреченной благодати, всегда туне, а не по заслугам нашим и мнимым желаниям! Итак, ежели мы смирим себя по заповеданию Самого Спасителя и советованию св. и духоностных отец, тогда Великодаровитый и Премилосердый Господь всячески нас утешит, и облегчит бремя наших тягостей, и устроит твое жительство во благотишном пристанище. Премилостивый Господь да просветит вас, да упремудрит во смирении. Вы сами довольно знаете, что на всякое искушение - смирение, самоукорение и терпения победа. Премилостивый Господь да поможет вам, и да сохранит вас, и покрыет от всех, и десных и шуиих, сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша в сей век и в будущий.

2 апреля 1831 года.

 К содержанию

17. «Блажени есте, егда поносят вам» ( Мф., V,11). При раздражении смиряйся. Сердце понуждать к повиновению и послушанию родителям. Избегайте соблазнов: лучше обрести тихое пристанище

Вы, во-первых, пишете, что во время получения моего письма были возмущены духом против бесславных слухов, клевет на вас. Дочь моя, наша христианская обязанность неотложно требует по возможности сил наших находящее претерпевать и сим бессмертному нашему Создателю и Искупителю подражать. Сие во блаженствах упоминается так: «Блажени есте, егда поносят вас и изженут, и рекут всех зол глагол на вы лжуще мене ради. (И претерпевшие сия, ) радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф., V, 11-12). А что вас помысел побеждал мнительный, за который Премилосердый Господь да простит вас. Но только вы отселе должны положить начало не принимать таковых душетлительных помыслов, яко испытавшая на самом опыте лесть и тщету оных! Опять же следует быть поблагодушней с благодетельницей и при всяком свидании внутренно чувством и мыслию призывать помощь Всемогущего Господа, дабы даровал вам дух бодрости и разум к ответам и не принимать мнений душевредных от произносимых ею слов.

Но потом и паки злокозненный враг и мысленный Амалик обольстил вас самомнением и самосмышлением в рассуждении о болезни девочкиных рук. Вы просите от моей худости наставление, как в таковых ожесточениях поступать ко умиротворению себя, дабы смириться, то послушай: мы должны приобучать себя к умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывающей ваши чувства душевные и телесные! А заблаговременно оказывать послушание маменьке и ничего не составлять по своей воле; но худо ли или хорошо - как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как маменька утвердила. Писано есть: «Даждь кровь, приими дух» (то есть, хотя и не очень нравится какая-нибудь вещь, у тебя десять мыслей лучших в голову бьют), - ты должна с великим понуждением и пролитием крови согласиться на вышеозначенное маменькой определение и мало-помалу благостию Божию в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению доделать или что кому советовать.

Во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благоговение и веру достодолжную к своей маменьке, то бы и в таковое время могли бы увещательными словами остановиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, непокорливы, то по вашему великомудрию вам кажется, что она вам недостаточна к руководству и окормлению! Но прошу и молю, как можно, понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обряшешь в душе мир.

А что вы на свадьбе, хотя соблазнительных самых последствий и не видали, однако значительно ваш душевный храм (то есть, все чувства) оскверняли представлениями, а потому и впредь должны мы с тобою от таковых событий познавать, каково около свадебных сообращений и какой огнь блудных вожделений восприемлет силу свирепствовать в наших мнениях и чувствах. Обдумайте хорошенько, не решиться ли вам oт пристрастных котлов и сластей с.-петербургских (или, можно сказать) египетских, решительно поудалиться к тихому пристанищу, и, так упразнясь, уразумеете истинный путь в вечные обители!

Господь же Премилостивый да просветит тебя, да умудрит во смирении, да поможет тебе, и да сохранит тебя, и покрыет от всех наваждений диавольских.

К содержанию

18. Дом души - терпение

Вы пишете и сознаетесь, что вынуждены терпеть не токмо от единоутробной, но и от прислужниц. Хотя сии приключения, по-видимости, и выше ваших сил, но только вспомнит и то, что наша с тобою обязанность, призывая Всемогущего Господа, сие претерпевать и приобретать смирение, и сохранять, яко некое имение. О сем явственно пишет преподобный Илия Екдик в 62 главе: “Дом убо души есть терпение, обдержится бо в нем. Имение же - смирение, питается бо тем”. И потому, чтобы от кого не попускалось прекословий или неправильных словооправданий, терпеливостию да пропускаем и примером своего благодушия да поучаем. «Обличи силою добродетелей твоих устен сопротивно учащих тебе, а не известословием словес твоих, но кротостию и тихостию твоих устен умолкнути сотвори, непокоривых бесстудие обличи благородием жития твоего и чувств бесстудных удержанием очию твоею».

22 марта 1833 года.

К содержанию

19. Удаляйтесь от мирских соблазнов, чтобы избежать скорбей. Спаситель во образе больных благодеяния приемлет

Нам нужно в находящих скорбях терпеть и благодуществовать,- известно, что все пройдет. И первое: надо от соблазнов мирских понуждаться удаляться: чего не видишь и не слышишь, того и не похочешь. Память Божия сильна тебя от всего сохранить, ежели потщися помнить смертный час исхода души от тела.

Всещедрый Отец наш и Искупитель Иисус Христос во святом Своем Евангелии пречистыми своими устами рек в Матфее в главе 25-й, зачале 106-м о втором Своем пришествии «Егда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, козлища ощуюю. Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалках бо, и дасте Ми ясти; возжадах и поисте Мя; странен бех и введосте Мене; наг и одеясте Мене; болен и посетисте Мене; в темнице бех и приидосте ко Мне». Тогда отвечают Ему праведницы, глаголюще: «Господи! когда Тя видехом алчуща» и прочее (Мф., XXV, 31-37). И подале, отвещав, Царь рече им: “Аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому  от братий Моих меньших, Мне сотвористе” и прочее (Мф., XXV,45).

Виждь: Сам Спаситель наш во образе больных благодеяние приемлет. А потому и должно нам по силе и возможности прилежать к заповедям Владыки нашего творения. Вашей любви во время продолжения той добродетели попустилось испытание по навету всеобщего врага диавола, который всякой заповеди по своей древней злобе тщится препятствие устроить, дабы отвлечь вас от душеспасительной и животворящей заповеди. Святый Иоанн Златоуст, вселенский учитель, и святый Исаак Сирин пишут так: «Несть та добродетель, ей же не последует зло» (то есть скорби или приключения по внешности неудовольствия).

К содержанию

20. Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение

Все нам причиняют огорчения, чувствительно о всем соболезнуем. Желаю скорого избавления от сих неприятностей, но, ежели угодно будет Богу и еще отложит на время избавление, будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты Милостиваго Господа, что Он и противными нам случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточность к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей. От какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию.

Вы ожидаете моего посещения, но я в теперешнее время оного не предвижу, и слабость здоровья не позволяет пуститься в путь. Ожидайте милости Божией, Он силен послать вам случай к развязке с А.И.

За сим, поручая вас Покрову и Промыслу Божию, посылаю вам мое отеческое прощение и благословение.

5 января 1836 года.

К содержанию

21. Несение креста спасительно. Болезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются

Уверен, что крест ваш тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но после раскаиваетесь и к благодарению приклоняетесь, не ведая судеб Божиих, устраивающих все вам на пользу. Должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою: ежели бы Бог вас ни любил, не послал бы обеим вам такого креста - болезни и сострадание. Не был ли угоден Богу Иов праведный? Но некие нестерпимые болезни были ему посланы.

Болезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются. Св. Иоанн Златоуст страждущих болезнями уподобляет мученикам. Что более таковой чести? Советую вам - будьте терпеливее и благодарнее в немощи вашей. Бог силен устроить сие вам на пользу.

13 августа 1836 года.

К содержанию

22. Пока во плоти находимся, без борьбы невозможно обойтись. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти само так, как идет. Смирение - сильнейшее орудие против врага

Вы нас много огорчаете мнением своим, будто мы вас оставили. У нас и в мысли сего нет. Не считайте это оставлением, что на каковое письмо ваше ответа нет. Пожалейте и нас - поверьте, всегда в суете: не одним вам, но и многим не можем давать ответа.

Читая ваши письма, видим ваши немощи и скорби, сострадаем вам о оных, а помощи дать не в силах. Пока во плоти находимся, без борьбы невозможно обойтись, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти само так, как идет. Хотеть удержать или поставить на своем, более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить. Господь да укрепит вас в подвиге сем и удостоит Своею милостию.

Скажите также N ответ, чтобы она вооружалась против своего упорства и побеждала бы врага одним сильнейшим оружием - смирением, а то после будет жаль, да не воротить.

2 апреля 1840 года.

К содержанию