Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Где прос­то, там Ан­ге­лов со сто, а где муд­ре­но, там ни од­но­го.

преп. Амвросий

Все прос­тое бли­же к Бо­гу, а муд­ре­ное и вы­со­кое от­да­ля­ет нас от Бо­га.

преп. Амвросий

В ду­хов­ной жиз­ни вещь весь­ма хо­ро­шая вов­ре­мя бла­го­ра­зум­но объ­яс­нить­ся, вов­ре­мя поп­ро­сить про­ще­ния, что­бы и свою ду­шу уми­рот­во­рить, и дру­гим по­дать по­вод к то­му же.– Не вот­ще ска­за­но в псал­мах: взы­щи ми­ра и по­же­ни и (Пс. 33, 15).

преп. Амвросий

 Письма к Фоме Николаевичу.

23. «Всяк человек своему Господеви стоит» (Рим., 14, 4)

Вы изволите прописывать о себе, якобы зело падаете и не восстаете от измождения прегрешений. Нам, благодетель мой, о вашем жительстве или о ком-либо прочем не должно глаголать и заключать что-либо, и мыслить не подобает, поелику верховный апостол Павел о сем поясняет так: «Всяк человек своему Господеви стоит и своему Господеви да дает (Рим., 14, 4), и ин суд человеческии и ин суд Божии». Господь, по псалмопевцу, созиждет дом душевный, и никакая тварь расторгать не может.

Ноябрь 1829 года.

 К содержанию

24. О келейном правиле: на правило берут благословение у духовника; оставление правила восполняется покаянием и смирением. Поминать ближнего - полезно. Наша совесть явно обличает нечистые дела

Вижу ваше неограниченное усердие и благорасположение к моему ничтожеству. По моему ничтожному предрассудку, кажется, я отнюдь не заслуживаю такового вашего благорасположения, ниже когда-либо возмогу! Но по вере вашей Всемилостивый и Великодаровитый Господь да воздаст вам своею благодатию и чрез недостойные усты получит благоназидательность душе своей, утешит радованием неизреченным!

Вы изволите писать о правиле келейном, и вы возусердствовали оное выполнить, а потом вспомнили, что святых отцы не повелели вам ничего не предначинать без совета предуспевших старцев, то вы по своему усердию заблагорассудили и мою худость предпочесть. Да будет вашей любви известно, что правило святыми отцами предложено монашествующим и прочим, желающим в мире безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продолжать, единственно для того, дабы призренным не быть; о чем явственно пишет преподобный Исаак Сирин в 11-м слове: «не от самих в день оне осудит нас Бог, ниже о праздности от молитвы, но за неоставление сих; внегда бо обрящут место, и внидут, и затворит двери чертога, тогда исполнят нас мучительнее и не чисто, яже под божественным ответом содержат делателей своих со отмщением земнующим и бываем подручницы оставления ради малых сих, яже Христа ради попечения сподобляются, яко же писано есть о премудрейших: яже не повинуя Богу свою волю, повинется сопернику своему». Вы не удивляйтесь сему, что вам попустилась леность и расслабление, но еще благодарите Господа, что не попустил вам самочинием себе управлять и высокомудрствовать, но единственно попустилось для того, дабы ты познал немощь свою и ничтожество и не мудрствовал бы, яже не подобает мудрствовати; но, по апостольскому завещанию, смиренными вести себя и прочее...

Однако когда свободное время позволит вам, и заблагорассудишь оное правильце выполнить, я сие почитаю за полезное и душеназидательное и, согласно с вышеозначенным св. Исаака выписанным, за св. послушание проходить, а когда по каким- нибудь обстоятельствам упустишь, исповедью восполнить. Должно вам разумевать и о воздержании всевозможно, против лености и сна понуждаться, призывая помощь Божию и молитвы св. отец и духоносных старцев. И паки, когда чем побеждены будем, - покаянием, и раскаянием, и самоукорением, по апостольскому совету, «с терпением да течем на предлежащие нам подвиги» (Ев., 12, 1).

А что вы прислали деньги для поминовения брата Спиридона и с малодушием вещаете, что якобы вам много за него давать Богу ответ, то это нанесет ему скорбь! Я вам с дерзновением скажу, что поминать ближнего - полезно! А о прошедшем событии скорбеть непохвально и претщетно. Помните, что с намерением благим вы всегда и сердцем сострадали о нем и намеревались всегда соделать ему полезное, но сие попустилось к наказанию его за неограниченную гордыню во измождение плоти, да дух его спасется!

А насчет вашего знания об обмере и обвесе, то как сие противно заповеди Господней, - вам самим сие известно, вот ваша совесть ясно обличает, и угрызает, и всегда вам напоминанием служит, что следует вам начало полагать сего не творить.

Бог же мира и любви да вразумит и просветит тебя, да умудришься во смирении, и паче сих Господь Премилостивый да поможет тебе и да сохранит, и покрыет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит тебе согрешения твои.

2 декабря 1831 года.

 К содержанию

25. Искушенный будет спомоществовать искушаемым. Страсть пьянства попускается за гордыню, высокоумие или за нарушение совести против супружества 

Приятное ваше писание я, недостойный, имел удовольствие получить во всякой исправности и содержанию по силе слабого моего понятия внял, подательница с сопутницами в нашей святой обители с благоприятством, по-видимому, помолились, и я, окаянный и нерадивый, по вашему сострадательному увещанию и прошению о моей слабости и дряхлости, не мог преподать какой-либо душеназидательности к их душевной пользе, но Бог Премилостивый силен и всемогущ по их мере веры даровать им.

Помощница и по духу сестра в сильном ратовании от всеобщего врага, мысленной брани, но я, непотребный, благонадежием себя питаю, что ее Премилостивый Господь защитит от мысленного соперника ее, и приидет в здравое чувство. И как довольно сама искушена, то не токмо что сама себя будет смирять и укорять, но и прочим искушенным будет спомошествовать. Господь же Премилостивый и вразумит, и просветит ваш разум к любомудрию, да поможет вам, и да сохранит вас, и покрыет от всех сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваши.

Брату вашему от полноты сердца желаю быть избавленным от пиянственной страсти. Сия страсть попускается или за гордыню и высокоумие или за нарушение совести против святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, понудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить и истинно раскаяться пред искусным духовником, и потом Господь ему и поможет.

20 мая 1832 года.

 К содержанию

26. Благословение на доброе жительство в монастыре. Невидимые наши грехи Господь видимо обличает 

Приятное писание, пущенное вами с послушницею Мариею Алексеевною и при нем гостинцы, я, ничтожный, удостоился получить во всякой исправности. Что же касается до ее участи и положения в жительстве, я, по своему младоумию, сорассуждаю, что Мария в начале своего вступления в Севский монастырь жительство имела с придосточудной, уже скоро будет два года почившей и на моих руках дух свой предавшей Господу монахинью Виталией, только от воспоминания которой можем приходить во благоназидательное чувство. А потому я со своей стороны и посоветовал, чтобы Марья жила в Севском монастыре, а также и Елизавете Золотаревой, ежели примут, подал согласие, и матери Назарете Семеновне, и вашей дочери Анне.

В дополнение и сие скажу: когда вы изволили написать к моей худости, что вы отправляетесь сами в Каменскую пустынь; то я, непотребный, молил и молю Премилостивого Господа, дабы даровал вашей любви смысл и разум и утвердил их во благопотребное и душеспасительное пребывание. Поручаю вас и себя в покровительство Всемогущего и Милостивого Господа, да поможет вам во всем, и да сохранит вас, и покрыет от всех наветов вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша вольныя и невольныя. Молитвами наших в наши пребедственные времена благоугодивших и почивших отец и матерей мир Божий да почиет на вас. И аз многогрешный и худейший, но духовный ваш отец посылаю мое отеческое прощение и благословение.

Я полагаю, вы вспомните нынешнею весною в вашем городе гостившего Мартиниана, и тот, по-видимому, скромный и велеречивый, но и того по прибытию к нам Орловского юродивого, Василия Петровича, Господь обличил невидимо: тоже оказался волк в овечьей одежде. Сие вам пишу для того, чтобы вы брали осторожность с таковым в сообращениях и после бы не подпали под ответственность.

2 декабря 1832 года.

 К содержанию

27. Кто не нудится на отсечение своей воли, тот не имеет совершенного повиновения. «Если слепец ведет слепого, оба в яму впадут» (Мф., XV,.4)

Что же касается до вашей дочери Анны, хотя они и жили с начала года с матерью Назаретой, но по совету старца строителя Моисея, и мы, непотребненные, тоже согласуемся с ним, что твоя дочь не имеет совершенного повиновения точно от того, что не нудится на отсечение своей воли. Видно, что и мать Назарета, по плотской мягкотелости к ней, под видом мнимого утешения, воистинну ей самые охладнительные выражения о старцах говорит, будто они не по Бозе живут, и тем до крайности расстраивает ее душевное назидание. О плача достойное мати Назареты положение и крайнее нечувствие в сием положении; и других судить дерзает, да еще, по-видимому, превосходных по всему ее святыню, и, как чувствуется, старица оная справедливо вам говорила, что ваша Анна, как стала часто к м. Назарете ходить, то стали плоды оказываться препоганые: любовранием недуговать, - а где сие тлетворные недуги погнездятся, то там и смущение, и отчаянные помыслы, и, словом сказать, все страсти выступают, и порабощают. И от такового-то отчаянного положения, поранящего ее охладевающее сердце и влекущего в мир, совершенное расстройство происходит! Во обители привезли ее не только к подвигу обучить, сколько повредить, и о сем Спаситель во св. Евангелии от Матфея пишет в главе 15-й стихе14-м: «слепец слепого аще видит, оба в яму впадут».

И так наши чувства здравые вместо утехи охлаждает и развращает; как даже дочь отказалась исповедоваться. А что мати Назарета согласует Анну в Севский монастырь, то я, скудоумный, на сие не согласуюсь, дабы ей туда перейти - пусть живет, и старице повинуется, и помыслы свои открывает, а к м. Назарете ей ходить превредно, поелику мутным напоением напояет до утомления. Наше сердце ощущало смущение, когда хотели ее к Назарете, да и по отпетию молебна всем благомыслящим старицам единодушно возвестил Господь в дополнение, и мать игумения утвердила, и вас покорно прошу возложить судьбу Анны на покровительство Божией Матери и благодарить Бога, который силен дочь твою сохранить не токмо от той злонравной девицы, но и от всех сил вражиих, и даровать ей здравое покаяние во истинном любомудрии. А равно и твою любовь да вразумит, и да просветит душу к назидательным стезям смиренного мудрования, и да поможет тебе во всех твоих стезях, и да сохранит, и покрыет от всех наветов вражиих, и да простит тебе и Марии все согрешения ваши. Молитвами св. отцев наших мир Божий да почиет на вас.

4 (?) февраля 1833 года.

 К содержанию

28. Невидимо, через откровение помыслов, укрепляется ум и чувства. Если следовать совету старицы, Господь дарует познание себя самой и многих вещей

Усердно желая вам мира душевного, здравия, благополучия и спасения.

От залога спасительной веры и благорасположения духом любви ваше ко мне, худейшему, писание сие получили, содержанию оного по силе слабейшего моего понятия внял, и гостинцы ваши - пряники со усердием принял. Что вы очень часто оные присылаете, то бранить вас за сие не смею, и благодарить не умею, - предоставляю все ваши дела и благодеяния Всемогущему и Великодаровитому Господу, и Он своим милосердием и благостию да вознамерит Своим неисследимым богатством за все вам преизобильно!

Слава Премилостивому Господу, что хотя и попустил и наказуя наказал любимейшую мою дочь Марию Яковлевну, но смерти, то есть грехов не попустил, но невидимо, чрез откровение помыслов, укрепил ее ум и чувства и по бури даровал тишину и спокойствие духа, - сие на пребудущее время послужит вам обоим к осторожности, и за терпение неминуемо мзда дастся, и Господь ей да поможет во всем, и да вразумит ее, и да просветит в познании душе назидательности.

О Анне же вашей уверен, что ежели только она будет совету единой своей старицы следовать, тогда Господь ей дарует и откроет не токмо себя саму познавать и разумевать, но и многие вещи. А что она во втором письме к вашей любви пишет, дабы я, худейший, благословил чрез вас ее побывать в нашу обитель, то я все сие предоставляю в полную вашу волю и благорассмотрение. Ежели вы полагаете полезно, то ей и отпишите, а я девушкам к себе приходить благословлял и кто приидет не отсылаю, но по возможности сил приму и объясню, что слышал от старцев или прочитал в Св. Писании! Господь же Прелюбомудрый да умножит душевный мир в сердцах ваших, и да упрочит ваш путь к совершенному спасению.

Братцу вашему Николаю Никитичу со всем усердием желаю и умоляю Господа да освободит его от пивной винной страсти и да дарует ему препровождать трезвенную жизнь.

26 (?) апреля 1833 года.

 К содержанию

29. Кого нельзя поминать в церкви? Молодому человеку своя воля душетлительна и ведет в пагубные последствия

Усердно желаю мира, здравия, благополучия и спасения.

Писание ваше ко мне, худейшему, всеисправно в свое время получил, содержанию оного по силе слабого моего понятия внял, на каковое-то ныне с помощию Божией, елико можно, начинаю и ответствовать. Вы изволите извещать о девушке, которой было много отсоветовано в церковь ходить до времени из-за ее молодости. И как вы извещаете, что уже родитель ее преставился на вечную жизнь, и она уже достигла совершенных лет, и намерение ее не оскудевает, то Премилосердый и Великодаровитый Господь да благословит и да устроит ее к совершенному спасению.

В июле месяце я, бывши в Пестушанской обители, лично виделся с Михаилом, много увещевал его и давал ему недостойные советы. Он и сам сознавал свое заблуждение и прельщение, и я просил усильно тамошнего духовника Виссариона, дабы они постарались наблюдать его во опасности сущего, но, по-видимому, не усмотрели, и погибель себе вечную принял, потому и поминать его отнюдь невозможно. А что вам пишут из пустыни, что его можно поминать только дважды в году, то поминовения учинены о тех, кои безызвестными смертями похищены, иные в море потонули, другие от разбойников умерщвлены, другие землею засыпаны и прочими неизвестными смертями (а не сами лишили себя жизни). А как над оными телами, по церковному чиноположению, погребение не учинено от неизвестности, то их два раза в год поминают по приданию св. отец. Молодому человеку своя воля душетлительна и ведет в последствия наиболее пагубные. Вы возьмите в пример Михаила, в монастыре погибшего по своей воле, и хотениям следовавшего, и не послушавшего нашего хотя слабого совета.

18 (?) июня 1833 года.

 К содержанию

30. У Господа «много званных, мало избранных» (Мф., XX, 16). Мы должны претерпевать искушения, не малодушествуя против них, но смиренно умолять Господа совершить начало нашего спасения. Невыполнение правила по расслаблению и лености восполняется покаянием

Чрез известного вам воронежского юношу писание ваше ко мне, худейшему, все исправно в свое время получил. Сей означенный вами вручитель точно имел ревность остаться у нас, но ревность, хотя и благая, однако Бог весть в какой конец произыдет, потому что он очень предприимчив и горяч, и, кажется, не основателен. Он вдруг очень расположился остаться у нас, ему так же скоро все у нас чрезмерно понравилось. Но горе! Что скоро же и усердие погасло. И паки реку, что един Господь весть, в какой конец его начало произыдет, начало его обыкновенное: «много званных, мало избранных» (Мф., XX, 16), по слову Божию. Мы и до последней минуты жизни сей должны трепетать искушений, не малодушествуя против оных, но смиренно умоляя Господа совершить начало нашего спасения. Сей юноша пробыл у нас 4 дня, отправился в Москву от нас. Мы не знаем совершенно, где он ныне.

Что же касается до намерения Евдокии Михайловны, то, по моему скудоумию, почитаю ей полезнее воспитывать означенного младенца Бога ради, нежели странствовать. С моей стороны по вере ее да будет ей Божие благословение на сие, чтобы воспитывать младенца, да после Господь о нем устроит в свое время. Господь восхощет, можно и передать кому, а ныне пусть Бога ради потрудится, странствие чувственное оставит и пребывает к странствию от страстей, и Господь да благословит ей.

Господь же Премилостивый да вразумит, и да просветит во благое, и да поможет вам, и да сохранит, и покрыет вас от всех напастей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша, и аз недостойный посылаю вам отеческое прощение и благословение. За молитвы отец наших достойных мир Божий да почиет на вас.

О правиле, данном вам мною, поскорбите, потому что оные нам преданы, чтобы праздным не быть. Когда по расслаблению и лености не выполните, то покаянием восполняйте.

1833 год.

 К содержанию

31. Недостойные поступки искупаются сожалением и раскаянием. Достоинство или недостоинство священника не могут быть препятствием к совершению таинств. Во искушении требуется терпение, признание своих грехов и самоукорение. Смерть младенца считайте наказанием за грехи.

Поздравляю вас с Новым годом, который желаю препровождать в мире, здравии и благоденствии, паче же во благоугождении Премилосердому нашему Господу, а Он да излиет на вас обильное свое благословение и дарует помощь Свою во всех ваших благих начинаниях.

Два писания ваши от 21-го и от 26-го декабря я исправно получил, но ответить на оные с Марией Алексеевной не успел. Видя из оных, что вы удостоились принять Пречистые таины Христовы, о сем зело радуюсь. А что описываете платья и украшения дочери вашей Марии, то в сем отдаю на суд вашей совести. Если чувствуете мирство во оной, то так и творите, а что уже сделано против совести и нельзя исправить или вознаградить, то замените сожалением и раскаянием, а впредь от таковых случаев удалением.

Случившиеся с вами искушения при разговоре с о. Стефаном, вашим протопопом, поставляете себе виною, что вошли в не принадлежащий разговор, подобно как овца стала бы учить пастуха. Хотя же вы и увидели, что сокрывается под овечею одеждою и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте самому Господу, ведущему тайны сердец наших, так как он поставлен быть служителем Таин Христовых и достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств. Удаляясь подобных разговоров и соблюдайте прежде сказанное вам мною об обращении.

Евдокии Петровне Домогацкой скажите, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, чтобы Бог презрел и умиротворил враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонение и скорби.

О умершем же младенце, отдайте все на волю Божию, но считайте грехи свои виною сего наказания.

4 января 1834 года.

 К содержанию

32. Через благословение, поступки умеренные, строгость и смирение достигается повиновение домашних.

Письмо ваше получил, радуюсь, что Милосердый Создатель принял дщерь вашу во ограду Его избранных, да дарует же Господь ей совершать сей подвиг, а вам великодушие. Что госпожа игумения отрицала в приеме, сие, все, слава Богу, к лучшему. Се было ко смирению вашему, а приступающей работать Господеви ко искусу, слава Богу.

Конечно, хотя нужно вам быть в доме по обязанностям таким, чтобы церковь ваша домашняя вам повиновалась, но сие вы можете иметь только чрез благословение, поступки умеренные, строгость и смирение, таковым-то вам желаю. Да благословит вас Господь.

11 апреля 1834 года.

К содержанию