Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Где вос­пос­ле­ду­ет во­ля Бо­жия, там ни­ка­кие пре­силь­ные пре­пя­т­ствия не пре­о­до­ле­ют.

прп. Лев

Иск­рен­нее же­ла­ние слу­жить Гос­по­ду Бо­гу и вру­че­ние все­це­ло и се­бя, и все­го, и всех в во­лю Бо­жию, всеб­ла­гую, со­вер­шен­ную, при­но­сят серд­цу мир Бо­жий, да­же при пе­ре­жи­ва­нии раз­лич­ных скор­бей, и внеш­них, и внут­рен­них, ду­шев­ных. Мо­лись Бо­гу о уда­ле­нии на­пас­ти и вмес­те от­ре­кай­ся сво­ей во­ли, как во­ли гре­хов­ной, во­ли сле­пой. Пре­да­вай се­бя, свою ду­шу и те­ло, свои обс­то­я­тель­ства, и нас­то­я­щие, и бу­ду­щие, пре­да­вай близ­ких серд­цу, ближ­них тво­их во­ле Бо­жи­ей, всес­вя­той и пре­муд­рой... Сла­ва Бо­гу! Сла­ва Бо­гу! За все сла­ва Бо­гу! От этих чуд­ных, свя­тых слов отс­ту­па­ют мрач­ные мыс­ли, тя­гость. При­хо­дят в ду­шу че­ло­ве­ка мир, уте­ше­ние, ра­дость. Да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди! Сла­ва Бо­гу за все!

прп. Никон

Нап­равь сна­ча­ла се­бя мо­лит­вой на путь спа­се­ния, тог­да и ста­нешь хрис­ти­ан­кой, крот­ким мол­ча­ли­вым при­ме­ром, вле­ку­щей дру­гих на путь сей.

прп. Анатолий

33. Покаяние врачует смущение, малодушие и скорби. Промысел Божий действует к пользе наших душ 

Писание ваше я получил, из коего я усматриваю ваше смущение, и малодушие, и нашедшие скорби. И, может быть, Милосердый Господь избавит вас от оной и с соболезнованием принесите покаяние, к сему видим многие примеры в Святом Писании, что Господь, умилосердил их покаянием, простил и избавил от предлежащих скорбей. Скорби суть тоска, как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им на пользу на всю жизнь их. Божий же Промысел действует к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни. Хотя это и не лично к вам относится, но вы участвуете состраданием к братцу вашему, то советую вам и ему укреплять себя верою и надеждою на милосердие Божие, что все на пользу строит. Итак, не смущенно да пребывайте, в сем да укрепит вас Премилосердый Господь.

Супруге вашей да поможет Господь совершить путешествие поклониться мощам угодника Божия святителя Митрофана, и молитвами Его да наставит вас на путь истинного жительства, и покрыет вас от всех сетей и козней вражиих, и да простит вам все согрешения ваши.

6 мая 1834 года.

К содержанию

34. О переходе в другой монастырь

Писание ваше о дочери вашей имел удовольствие получить, и содержанию оного по силе моего понятия Господом вразумляющегося внял.

Вы отправляете дочь вашу с матушкою Назаретою к моей худости для советования, хотя и вижу себя на таковое дело довольно недостаточным, взирая на немощь свою и на худость ума моего, но по упованию на силу Божию, могущую совершиться  в немощи нашей, и по вере вашей, выслушав я, ничтожный, от обеих о положении правления в Кам. Пустыни. Из коего ясно увидел, что хотя особенным покровительством Всемилостивого Господа сохранена ваша дочь Анна, но далее вообще почитаем опасно ей там продолжать жительство. Так как они во время проезда к вам были в Севском девичьем монастыре, и вашей Анне в значительной мере оказалось местоположение Севского монастыря удобным, а наиболее всего ощутила благоприятное чувство и веру к монахине, матери Анфисе, которая в недавнем времени проездом от нас из Крапивны была в вашем доме купно с сестрою Ириною, и довольно угощена вами до избытка, и осталась благодарною вам, то мы вообще вопрошали и сорассмотревали, где бы вашу Анну поместить на жительство для назидания и обучения ей в монашество. И мы сочли за лучшее, дабы ей предаться вышеозначенной монахини Анфисе сообразно ее усердным желаниям. Я написал на сей почте к ней письмо о вашей дочери, дабы она доложила тамошней госпоже игумении, согласна ли она будет ее во обитель принять, и в которой келии поместить ее с единомысленными сестрами, или, кажется, в самой келейной место очистилось. Ежели усмотрят, что ей можно поместиться и сердце ее возвестится на принятие ее в свое расположение, то бы она не упустя времени, письмом известила бы к вашей любви. Вы, ежели получите от нее письмо со уверением, что решили принять, и, когда вашим сердцам благоприятно окажется постарайтесь свести ее в Севск.

И я, непотребный, по своему скудоумию благонадежней сего места не нахожу, в прочем поручая ее и вас со всем вашим семейством покровительству Всемогущего Господа, и Той да поможет вам во всем, и да сохранит вас от всех сетей и наветов вражиих, и да простит вам все согрешения ваши.

17 октября 1834 года.

К содержанию

35. Пусть Ваша дочь в обители молится за себя и за всех христиан. «Пить до дна - не быть добрым» (рус. пословица)

Письмо ваше получил, пожелание ваше остаться покудова при мне - после посмотрим, как Господь управит. За подобное дело без воли Божией не надо браться, впрочем, Спаситель сказал: «Грядущую ко мне не изжену!» (Ин., 6,37). Радуюсь, что и другое желание ваше выходит насчет приема дочери в Севский монастырь, - итак, благословляю на путь дочь вашу, и да благословит Господь Бог вхождение и исхождение ее. Отвезите ее в святую Богом хранимую обитель, пусть молится за себя и за всех христиан.

Поздравляю и тебя, почтенный Николай Никитич, с радостию и с прибавлением семейства. Дай Бог, чтобы благочестие водворялось у вас в доме и ты бы на радостях перестал браться за рюмки. Знаем, и русская пословица говорит: «Пить до дна - не быть добрым». Я советовал и приказывал тебе как духовный отец перестать пить - худо, очень худо. - Себе наживешь беду, попадешь в кабалу; а то, брат, придется тебя по-монастырски поставить на поклоны, чтобы молил своего тезоименитого угодника, святителя Николая, дабы отлучил тебя от пиянства. Поздравляю и Екатерину твою, которая, видно, худо за тобою присматривает, или ты совсем вышел из послушания. Якову желаю с молодою супругою жить по-христиански, в страхе Божием, и не забывать мои наставления, и молить Бога, дабы не оставил милостию своею твоих родителей. Да будет благословение Божие и мое над вами, будьте счастливы и молитесь за меня.

12 (?) ноября 1834 года.

К содержанию

36. Гнев помрачает ум, ожесточает сердце и есть признак гордыни. Об употреблении чая в праздники Божии

Вы описываете некоторые свои домашние случаи, сознаете себе, что чрез оные бывают вам смущения и вы никак не можете себя удержать от строптивого обращения с семейством, о чем немало соболезнуете. Что касается до порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и где что худо стараться исправлять советами. По совету св. апостола: «Настой... обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (II Тим., IV, 2). Когда же сами подвигнитесь на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям, от сего смиритесь, познайте свою немощь, и в мыслях к ближним снисходите, и сколько можно старайтесь удержать себя от гнева - оный помрачает ум, ожесточает сердце, и есть явный знак гордыни. Ежели помалу будете себя удерживать от онаго, то при помощи Божией он ослабеет, а вы будете мирнее.

Об употреблении чая в праздники Божии и у ранней обедни можете зазирать себя, а не смущаться и быть спокойным. Смущение во всяком случае есть от диавола, от которого да покрыет и сохранит вас Господь. Посетившая обитель нашу супруга ваша и племянник Иаков Н. со своею супругою Екатериною были у меня и в чем имели нужду по мере их вопрошали. Да помянет Господь усердие их и любовь ко обители и нам, убогим.

Дочь ваша, Анна, пишет и ко мне из нового своего обиталища. Кажется, ей там будет благонадежнее, только бы соблюдала повиновение к старице, которая в честных правилах жизни мне довольно известна.

Благодарю за писание и в сознании вашем своих немощей. Силен Господь вас простить, но впредь старайтесь удерживать себя от неполезного и просить у Бога помощи.

16 января 1835 года.

К содержанию

37. О благоговейном предуготовлении к Таинству Венчания

Известно мне, что племянница господина Петра Павловича Смирнова желает по согласию родных ее вступить в законное супружество с благочестивым христианином, который прежде нежели приступит к сему таинству, располагает приуготовить себя к таинствам чрез исповедь и причастие Пречистаго Тела Господня, почему и ей советую исполнить это же благочестивое приуготовление. Сохраним их в супружестве благополучными и исходатайствуем на них Божие благословение. А вас прошу приложить о сем старание и ободрить ее, дабы не внимала тому, нежели что будут против сего люди говорить, но, повинуясь церкви, тайно исполнила бы, призвав в дом священника.

За усердие ваше пожертвовать на обитель нашу хлебца усердно вас благодарим, о чем я предложу отцу строителю. А о том, что якобы к нам пожертвовали хлеб от неизвестного, мы и слуха не имели. Неизвестный благодетель пожертвовал в обитель нашу серебряный напрестольный ковчег для сохранения в оном тела и крови Христа Бога нашего. Может быть, этот случай в другом виде возвестился в наших пределах.

7 мая 1835 года.

К содержанию

38. Где воля Божия, там побеждается естества чин. Болезнь побеждается не роптанием, а благодарением Богу. Блудные помыслы врачуются покаянием и самоукорением. Всю праздничную седмицу можно есть скоромное

Пишите о деле, которое начали вновь, что еще дело не совершилось, но ежели где будет воля Божия, там мгновенно побеждается естества нашего чин и совершается дело порядком закона Его.

Дочь ваша, Анна Ф., пишет к вам, что она нездорова и о сем благодарит Господа Бога, - се достоинство истинной христианки, сей чудный пример и нас, грешных, научает, как при болезненном состоянии обходиться с собою, ибо не роптанием побеждается болезнь, но благодарением Господу Богу. Воистину таковые услышат Пресладчайший глас: «Отпущаются тебе грехи твоя, востани и ходи (Мф., 9, 5)». А что вы изволите писать о своей болезни, которую хотите пользовать лекарствами, то буди любви вашей известно, что сие предприятие ваше не может быть вредным спасению вашему (когда будете себя хранить от иных зол), - на сие и аз многогрешный соизволяю и благословляю.

Еще упоминаете, что иногда побеждаетесь блудною мыслью и сребролюбием, - не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только ангельскому чину, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием и укорением себя ко врачу Небесному. Человеколюбивый Господь мало того, что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришед на землю, стал призывать грешников, дабы никто из нас не отчаявался о своем спасении.

Мария Алексеевна вопрошает мою худость о том, что можно ли кушать ей всю седмицу праздничную скоромное. Ответствую: ежели не противно здоровью и желудку ее, то всячески можно, и церковь святая разрешает всем православным христианам, в гости же, ежели случится в позволительные дни, то и там можно употреблять. Не опровергаю воздержание, - оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. - Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь.

15 декабря 1835 года.

К содержанию

39. Кого не следует поминать на Проскомидии?

О недоумении Пелагии Петровны и о скорби ее чувствительно соболезную, помочь не в состоянии, кроме совета, чтобы она прибегала ко Господу Богу и Пречистой Деве Богородице, просила бы защиты, покрова и в недоумении разрешения. Сии скорби или наказание за грехи или ко искусу веры и надежды на Бога, - в таком случае надобно вооружиться терпением со исповеданием грехов своих и покорности воли Божией, - Он силен даровать ей утешение. Вы прочтите ей сии строки.

О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает. О грешнике же покаявшемся и полагающим начало к исправлению можно молиться и подавать на Проскомидию. Так же поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж дабы с такою разборчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрованию, - подавайте на проскомидию о ближних ваших известных вам, в мысли старайтесь считать всех святыми (впрочем, не подражая их худым делам), являйте любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно не избежать фарисейского мудрования и онемения.

Марию Алексеевну жаль, что ей приключилось искушение, но все это не без воли Божией, - пусть смиренно покоряется и укоряет себя, а не ближних, Господь да даст ей мир.

Пришедшая сюда ваша гражданка имела с моею худостью собеседование беспрепятственно, однако прошу вас не подавайте совета другим, - Бог знает. кому что нужно.

31 января 1836 года.

К содержанию

40. О состоянии здоровья старца

Я, слава Премудрому Господу Богу, по ныне терпящему мои грехи, нахожусь еще в живых и в той же келии, но сношение с приезжающими в гостиницу мне совершенно прекращено. Ежели откровенно вам сказать, хотя бы и было позволено, но слабость и дряхлость моя кажется не имеет сил, чтобы жаждущих удовлетворить, поелику телесные мои силы истощились. Соображая таковое наше положение, покорнейше вас прошу св. обитель не отревай и о моем положении объяснять, чтобы не надеялись от меня, окаянного, каковую пользу получить. Во вчерашний день вот какое событие случилось: одна благонамеренная особа, знакомая отцу строителю и мне недостойному, упросила отца строителя, дабы в его келиях свидание со мною возыметь и о чем нужно переговорить, но я расслаблен был, хотя и боролся с силами послушание исполнить и оную особу удовлетворить, но никак не мог пойти, - осталась без удовлетворения.

28 апреля 1836 года.

К содержанию

41. Скука есть от врага. Необходимо не покоряться господствующей страсти, но показывать сопротивление. Не следует отводить дочь от служения Богу

Приходящая скука супруге вашей, Марьи Яковлевне, конечно, есть от врага; она тебя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, и враг сего ненавидит, наводит скуку. Надобно потерпеть и не покоряться, и Господь поможет, скука пройдет.

И вам надобно господствующей в вас страсти не покоряться, но показывать сопротивление, отгоняя постепенно обычай, он и не возобладает вами.

Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом, скажу токмо, что по наружности ничего не видно и по внутренности, и только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попустит Бог; а когда что угодно ему послать за грехи мои, должен принимать с покорностию; ибо от руки Его никуда не убежать.

Пишите вы об Елене, что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки проходят.

Еще мать ее вызывает с невесткою к Сергию; но что ж делать, когда нет возможности, можно оставить, а мать о сем уведомить.

А Анне, когда мать ее взяла, пусть ей повинуется, видно, еще время не приидет для водворения во обитель - Бог хочет искусить ее желание. Пищу может употреблять по ее произволению, это да будет на ее совести, а скучать не надобно и лучше просить Бога, да сам он устроит о ней, како весть на пользу. Мать же ее из последствий увидит, добро ли сделала, взяв ее и отводя от служения Богу. Это то самое, что вводит дочь в скуку и в неустроении, не должно ли сокрушать ее сердце и служит ей наказанием. А ежели еще, сохрани Боже, впадет в какие-либо в пороки, то кто за нее даст ответ? Грамоте учиться ей, Господь да благословит.

Евдокия Михайловна была здесь, я с ней говорил, но не знаю, как ее Бог утешит. Вас же прошу не давать совета ко мне приходить. Бог силен помочь и без моего недостоинства.

7 июня 1836 года.

К содержанию

42. Искушения, посылаемые от Бога - полезны

Вы пишите о приходящем вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, - истинно так: искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны; из оных мы познаем свою немощь, и можем судить здраво и о ближних, и видим сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оные отъемлются, упадаем духом.

Да пошлет вам Господь смиренным духом и благодарным сердцем принимать от Господа и сии попущения, а Он силен и так оставить ваше положение и привести в порядок торговые ваши дела.

14 июня 1836 года.

К содержанию

43. Через христианские добродетели снискивается истинное благополучие на небеси

Усердно желаю вам во всяком благополучии долголетнего здоровья и в делах превожделенного успеха, не в одних коммерческих, но и в богоугодных христианских добродетелях, чрез которые снискивается истинное благополучие на небеси. В письме вашем упоминается о своих обстоятельствах, которые не всегда по плану вашего рассуждения выходят, - что делать: коммерческие дела весьма трудно всегда поправить. Что вы объясняете свою немощь, что нередко побеждаетесь высокоумием в советах приходящих к вам о чем либо посоветоваться, - удивительно для меня, о чем бы здесь высокомудрствовать, когда что вы скажите вопрошающему вас, ибо если бы что и скажете ему не от себя, но наставляеми благодатию Христа Спасителя и по вере требующего. Разве сему удивляться мы с тобой станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобою и сбудется: «Когда овец не стало, то и наказывать мода стала или пала». Что вы пишите, что пока вас устраивает св. Варсонофий, то он, кажется, до нас с тобою мало касается, ибо мы таковых дел чужды, которые принадлежат до оного. Сие пишет св. Варсонофий к старцам, коих вопрошать будут о совершении умного делания и о видении!

29 июня 1836 года.

К содержанию

44. Богатство жениха состоит не в имениях многих, но в доброй совести

Писанием вашим извещаете вы меня об открывающейся для дочери вашей Марии судьбе поступления в поприще супружеской жизни и просите на сие моего благословения.

С моей стороны не отвергаю сего предприятия. Хотя он и не богат, но ежели добрый человек, да благословит Господь. Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды, и Бог силен даровать им нужное и довольное. Ежели будет на сие воля Божия, то Он и устроит дело сие к совершению, - помолитесь Господу и предайтесь в волю Его святую.

Обрядов неприличных и сборищ неблагообразных делать не советую: исполнить сей пустой обычай против законной совести значило бы то, что поклонитесь идолу. Порицания за сие опасаться отнюдь не должно. Никто из здравомыслящих не признает на сие укоризны, а разве из ветреных кто дерзнет, но на сие нечего смотреть.

7 августа 1836 года.

К содержанию

45. Об опасности и вреде обращения к ворожеям

Два письма ваши получил; в первом пишите о болящей девушке Ксене, которая одержима духом, родители ее нудят лечиться от бабок, то если они будут ее на таковое дело принуждать, не токмо не успеют, но и в горшее втянут и себя в сугубый грех введут, потому что эти болезни не человеческим умом излечиваются, но по данной благодати Божией избранными Божиими угодниками. - Если они хотят ей здоровья, то пусть повезут ее в Воронеж к угоднику Божию Митрофану. А что вы пишите, что я, ничтожный, запретил ей в среду и пятницу поститься, а один раз позволяю кушать, пусть кушает во время обедни.

Во втором вашем письме пишите о случающихся с вами несчастных случаях в мире живущим, вам сие неудивительно, ибо всякие неприятности более во градех, по глаголу Духа Святаго, произнесенного устами пророка Давида, яко «видех беззаконие и пререкание во граде...». Да сохранит вас Господь Бог от таковых неприятностей. Поручаю вас равно и себя Промыслу Божию.

26 октября 1836 года.

К содержанию