Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы жить в мо­нас­ты­ре, на­до тер­пе­ния не воз, а це­лый обоз.

прп. Амвросий

Мо­на­ше­ст­во есть об­раз сми­ре­ния, и до оно­го дос­ти­га­ют мно­же­ст­вом бра­ней и ис­ку­ше­ний, на ко­то­рые и на­доб­но се­бя при­го­тов­лять, а Гос­подь си­лен нас ук­ре­пить.

прп. Макарий

Мо­на­ше­ст­во есть внеш­нее и внут­рен­нее. Ми­но­вать внеш­нее нель­зя, но и удов­лет­во­рить­ся им од­ним то­же нель­зя. Од­но внеш­нее без внут­рен­не­го да­же при­но­сит вред. Внеш­нее мо­на­ше­ст­во мож­но упо­до­бить вспа­хи­ва­нию зем­ли. Сколь­ко ни па­хай – ни­че­го не вы­рас­тет, ес­ли ни­че­го не по­се­ешь. Вот внут­рен­нее мо­на­ше­ст­во и есть се­я­ние, а пше­но – мо­лит­ва Ии­су­со­ва. Мо­лит­ва ос­ве­ща­ет всю внут­рен­нюю жизнь мо­на­ха, да­ет ему си­лу в борь­бе, в осо­бен­нос­ти она не­об­хо­ди­ма при пе­ре­не­се­нии скор­бей и ис­ку­ше­ний.

прп. Варсонофий

76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу

Писание ваше прочитал, где описываете случившееся событие с братом вашим Николаем Н. Конечно, весьма непохвально, но и слава Богу, что сознали немощь свою и разорвали сатанинский узел смиренным поклонением друг другу. Господь Бог простит вам и помилует Своим милосердием.

Высокопреосвященнейший осчастливил своим посещением нашу пустынь и подкрепил особенным своим благоволением души наша. Благодетели наши, видя сие, весьма были обезоружены и теперь стали, кажется, мало-помалу приучаться некоторому смирению. Высокопреосвященнейший, видев Оптину пустынь, остался доволен, этого, кажется, и описать трудно.

Остаюсь ваш усердный доброжелатель и богомолец.

4 июня.

 К содержанию

77. Благословение на путешествие по святым местам

Христос Воскресе!

Изволите требовать от меня благословения отправиться для богомолия в Воронеж, но недоумеваете, с кем и в какое время. Определенно вы сами должны более знать, которое для вас время свободно по торговой части, и Господь вас благословит. Шествуйте купно с Димитрием, да меня, убогого, помяните пред мощами угодника Божия Митрофана. Если еще кого с собой взять, то и сие поручаю собственному рассуждению вашему. О ком вам Господь известит, того и возьмите.

Вы изволите вопрошать мою худость, можно ли вам подготовиться и где для вас будет посвободнее, в Воронеже или в Задонске. На сие ответствую с любовию: кажется, в Задонске малолюдно, но да будет вам Господь помощником и покровителем.

 К содержанию

78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях

Пишите, что просила вас Аксинья Васильевна истребовать мое благословение на ее поступление в Орловский монастырь. Господь Бог благословит ее и да поможет ей Своею святою благодатию совершить душевное спасение ее в оном духовном пристанище. На покупку келий, о которых она предлагает, я согласен. Бог благословит ее решиться. И так с миром душевным желаю ей полагать начало благому течению.

За сим желаю вам со всем вашим добрым семейством благополучного пребывания и благоприятного преуспеяния в христианских обязанностях, могущих ходатайствовать в день страшного суда Божия, о котором наипаче суетные забот должны мы занимать свое помышление. Преблагий Господь да внедрит в вашем сердце всегдашнюю память Божию и попечение о спасении душевном, и да покрыет вас от всех коварств вражиих, и да простит вам все согрешения ваши вольные и невольные, и аз худейший посылаю вам отеческое прощение и благословение.

 К содержанию

79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя

Письмо ваше получил, исполненное предовольно благомудренного любомудрия, удивляюсь вашей неограниченной вере ко мне, ничтожному. Вы изволите писать, чтобы я принял в свое мнимое покровительство желающего шествовать истинным путем спасения собрата Петра. Любезнейший Фома Никитич, сие, кажется, приличествует не мне. Я здесь, вы и сами знаете, что человек не заслуживающий о Господе внимания; и так с моей стороны за заповедь Божию, елико мощно требующим, по вере их обязан, по свидетельству отцев, в советовать. Что я могу оного собрата подлинно принять в число братства, то уже это не моей воли дело, но зависит от Бога и от батюшки о. строителя, определенного к окормлению нас, и посему как ему Господь возвестит, тому и должно быть. Не знаю я, принял ли батюшка о. строитель брата Петр или нет; его в течение пребывания собрата Петра не было в обители, недавно приехал, кажется мне, что, может быть, и примет. Я еще с батюшкою о. строителем не виделся, да и духу не соберусь в особенности настаивать к приятию собрата, но паки, как ему Бог известит.

О брате Спиридоне по истине должно всегда сетовать, но буди воля Господня, аще Премилосердому создателю угодно, всячески возведет того от тины мысленного заблуждения, но всемогущею своею десницею силен просветить его в свет познания своей немощи и совершенно наставить на стезю спасительную, или понеже при исходе души восставить от одра погибели душевной в примирение обители.

 К содержанию

80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12)

Приветствую вас именем Сладчайшего Господа Иисуса Христа, в коем всеусердно желаю душевно и телесно здравствовать. Писание ваше прочитал, где описываете свои неисправности по жизни христианской, душевно сожалею о бедном состоянии души твоей. Скажи пожалуй, как нам явиться пред Спасителем нашим, когда приидет судить нас, какими словами будем отвечать ему, когда не хотим и пальцем коснуться святого креста Его, т.е. не хотим нисколько повоздержаться от страсти нашей. Прошу и молю вас, Николай Николаевич, любовью Господа Иисуса Христа - обратите внимание на жизнь вашу, которую, может быть, самое имя Божие хулится, коснитесь хоть мыслью единою и потщитесь повоздержаться от сего пагубного мучителя, ибо «нужницы восхищают Царствие Божие» (Мф., XI, 12). Вторично прошу понудиться, и Господь вам поможет, только с верою призовите имя Спасителя Господа Иисуса Христа, ибо он как есть всесилен малодушного укреплять и утверждать, падающему руку помощи подает, сомневающегося поставляет.

6 июля 1836 года.

 К содержанию

81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть

Прискорбно мне слышать, что ты следуешь внушению своих помыслов и, исполняя их, готовишь себе гнев Божий. Я много раз тебе советовал вооружаться силою против злых, творящих пагубу помыслов: брань наша не к плоти и крови (Еф., 6,12). - А потому не слушай помыслов, если они в угодность плоти требуют греха, вспомни суд Божий и свою смерть, - тогда не только пить, но и есть не захочешь. Старайся воздерживаться, и Господь поможет ти.

 К содержанию

82. Желание исправления без благого начала мертво есть

Христос Воскресе!

Письмецо твое прочитал, - все одно пишешь, что жалуешься на себя о неисправлении своем и просишь во утешение молитв святых. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем произрастал достойный плод исправления и покаяния, но знайте, что желание без дела нисколько не воспользует, как «вера без дел мертва есть» (Иак., II, 26), точно так и желание без благого начала мертво есть. Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем, Которому тебе и все семейство твое поручаю.

24 мая 1837 года.

 К содержанию

83. Как избавиться от недуга пьянства?

Прочитал ваше письмецо, которым описываете свою пагубную пиянственную страсть, которую питаете втайне. По многим моим вам советам, дабы исправиться вам, но, к несчастию, безуспешным, молитесь уже сами ко Господу Богу об избавления от сего мучительного ига. Может, подумаешь, что ныне не достоин и к Богу с молитвою приступить, когда сие достоинство будет? Недостоинство твое не повредит тебе, только и требуется от тебя, чтобы ты оставил прихоти свои и с покаянием прибегал бы к Отцу Небесному. И Господь, видя обращение твое, простит тебе грехи твои, идеже умножится грех, тамо преизобилует благодать. Осмотрись, Николай Николаевич. Всем нам подобает явиться пред судищем Христовым. Суду Божию, а не человеческому предстанешь, и ты не не радел о себе, любезный Николай Николаевич. Бог хочет тебя спасти, да будет же и твое хотение и спасешься, чего как себе, так и вам от всей души желаю.

 К содержанию

 

84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа

 Христос Воскресе!

Благодарю Господа, что ваше положение поправляется, и надеюсь, что Премилостивый Господь, аще будете стараться исправиться, восставить вас, и утвердит на правую трезвенную стезю, и утешит своею благодатию. Так же и за вольное твое сознание в помыслах согрешении Премилостивый Господь да просит вас, и аз многогрешный прощаю и благословение посылаю.

  К содержанию

85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы

Писание ваше получил, из коего видно, что в нас с тобою в исправление нашей жизни к назиданию душевному понуждения никакого не оказалось, а потому до избытка и унываешь, что советов душеполезных не исполняешь. Однако, хотя оные да положат начало благое с помощью Всевышнего о своей трезвенности, а всего нужней совесть свою не марать, и все худые помыслы братцу открывать, и тем себя предохранять.

 К содержанию

86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми

Писанием своим изъявляешь мне свою слабость, от коей не только не воздержался, но и более еще ослабел.

Желаешь получить чрез мою худость наставления к исправлению твоей жизни. Я не отрекаюсь написать тебе во врачевание души твоей. От писания св. отец ты сам видишь, что чрез свое поведение небесного царствия лишаешься, и здешнего наслаждения, и благодействия. Но чем нам возвратить святость и невинность первого состояния?

Прошу тебя, не отчаявайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божие благоутробие. Смири себя пред Богом и человеками, проси советов у брата своего. Господь призирает на просящего и смиренного, а гордым противится (Ср. Иак., IV, 6). Вручаю тебя благости Божией и советую тебе молить Бога о ниспослании тебе помощи, при том пребуду жаждущим твоего спасения.

30 апреля 1840 года.

К содержанию

Письма к мирским особам

 

87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь

При сей вернейшей оказии осмеливаюсь вашу честь известить, хотя сими малыми строками - мы, слава Всемилостивому и Всемогущему Господу, поколе долготерпящему премногие грехи наши, 12-го октября приехали преблагополучно в св. Александросвирскую обитель, и во всем нашем пути, милосердием Создателя нашего и искупителя, ветры были попутны и погода ветреная. Я, слава Богу, здоровьем был без нужды, сделал свои дела, во время перевозки вещи укладывал и складывал. Но по прошествии двух дней по приезде паки простудился и полежал плотненько с неделю. А 24-го числа постригал о. архимандрит нашего отца Макария Грузинова в мантию, это и меня понудило при процессии сей быть и подводить, и подводили мы вдвоем с батюшкою о. Антиохом. Не переменив ему имя, но тоже дали - Макарий.

Я и поднесь слаб, мало только по кельи хожу, вас же, предостопочтеннейший мой благодетель, прошу и молю великодушно простить, в чем я, яко человек, по невежеству своему непристойное что нашему званию говорил и тем мог вашу честность опечалить.

И за благодеянии ваши и оказанные милости, угощении и упокоении, какими попремногу пользовался я, недостойный, не в силах возблагодарить. - Всемилостивый Господь и Великодаровитый мздовоздатель да воздаст вашему щедролюбию за все ваши содеянные милости Своим неизреченным милосердием стократно.

30 октября 1826 года.

Александро-Свирский монастырь.

 К содержанию

88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть

Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению, простить обидящих и враждующих вас, а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «Аз же глаголя вам не противиться злу: но аще тя кто ударил в десную твою ланиту, обрати ему и другую. И хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поимет тя поприще едино, иди с ним два. И еще аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословляйте клянущая вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся зло творящим вам ни за что и изгоняющим вы, яко да будите сынови Отца вашего, иже есть на Небесе; яко солнце свое сияет на злые и благия и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.,V , 39-41, 44-45).

Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящие вам напасть. Такожде подтверждает св. апостол Павел, пишет к Римской церкви: «Ни единому же зла за зло воздающие, промышляющие добрая пред всеми человеки. Мир имейте, не себе отмщающие, возлюбленные, но дадите место гневу. Писано бо есть: мое отмщение, аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет брат твой, ухляби его. Сие бо творя, угли огненнии собираете на главу его. Той побежден бывает от зла, но побеждает благим злое» (Рим., XII, 17-21). И да видим, прелюбезнейшие, каковое нам утешение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. И возлюбленный Его ученик св. апостол Павел, просветитель вселенной, ясно научает, как нам поступать с обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение вседневной Евангельской молитве (т.е. Отче наш) всегда читаем: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф., VI, 9, 12-13). Стих 14 и 15-й: «Аще бо отпущается и в главном согрешения наши, их отпустит вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешения ваши».

И приведя вашей любви от животворящего источника благотворное утешение и врачевание душам вашим, поручаю вас покрову Всемогущего Господа. Господь же Премилостивый да поможет вам, и да сохранит вас, и да покрыет вас от всех сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваши, и аз многогрешный посылаю отеческое прощение и благословение.

15 апреля 1836 года.

 К содержанию

89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26)

«Блаженны милостивые, яко те помилованы будут» (Мф., V ,7). - Как же ты можешь надеяться миловати, когда сам не творишь оной, и в замен еще потчуешь тычками - сколько бед случилось от одного тычка. Писано есть: «Гневаясь на брата своего всуе, человекоубийца есть» (1 Ин., III ,15). Потащили самого в полицию; ты купишь честь свою деньгами, - стыдно, брат, и грех так поступать. Гораздо лучше помириться и сказать «виноват» тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26). - Скорее мирись с тем, кого обидел. Гораздо будет лучше, и он сам возьмет просьбу свою назад, и расходу будет меньше, а чести больше, и душе облегчение.

 К содержанию

90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей

Я почитаю за нужное дать вам совет, а именно: маменька ваша приготовляет вас к поприщу новой жизни, желает вас выдать в замужество, но, как мне известно, ваши родители едва ли могут сделать ошибку в избрании супруга - советую вам расположиться на их волю по заповеди сей: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли”. Сия заповедь явно указывает небесную славу для получения земного блаженства тем, кои чтут обоих родителей в благом деле, что они вам стараются доставить. А при оказании вашего послушания родителям надеждою питаю себя, что вы будете утешать родителей благонравным образом жизни. И так вручаю вас Покрову Божию и слову благодати Его и дерзаю испрашивать на вас Божие благословение.

28 ноября 1840 года.

 К содержанию

91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей

Просите вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении детей - печаль вам многую приносит, что дети ваши не живут. Видно, благословения Божия нет на сие, бывает сие более за невоздержание ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение святых постов, среды, и пятки, и праздников.

Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, вы и дети ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небеснаго, - вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Отселе, если вы будете сохранять свою совесть чистую, будите воздерживаться под праздники, под среды, и пятки, и посты, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнию и будут вам руководителями к будущей жизни, что вам желаю получить.

23 декабря 1840 года.

К содержанию

92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами

Терпите от своего нерадения и суесловия потерю душевного интереса. Конечно, вам сам враг воздвигает таковые смущения. Ты пишешь, сказала Наталье таким образом, а она приняла совсем в другом смысле, - что это значит, как не помрачение умов ваших! Отчего она доходила до величайшего смущения; горе мне, все это моих ради грехов содевается! Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами.

К содержанию