Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Жить – не ту­жить, ни­ко­го не осуж­дать, ни­ко­му не до­саж­дать, и всем мое поч­те­ние.

прп. Амвросий

Жить мож­но и в ми­ру, толь­ко – не на юру, а жить ти­хо.

прп. Амвросий

Это не ху­до, что вы обу­ча­е­тесь са­ми знать хо­зяй­ство; вы сос­тав­ле­ны не из од­ной ду­ши, но и из те­ла, а те­ло нуж­но для спа­се­ния ду­ши, на­доб­но же и о нем по­пе­щи­ся.

прп. Макарий

93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся

Вы скорбите о в волнениях мира сего и о том, что имеете дела свои не на собственный свой капитал, а когда бы свой был, то были бы покойным. Однако ж это невозможно, чтобы на земли сей, исполненной греховных деяний, можно было бы совершенно какой-то покой сей доставить, по учению Господню, токмо смирением и кротостью, ибо Он учит так: «Научитеся о мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф., XI, 29).

Конечно, мы далеко еще от сего отстоим, напротив, мечемся в волнах мира сего, побеждаемые от страстей, а паче от главных трех: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Хотя и нельзя не иметь попечение человеку, живущему в мире, о деле, о детках и о общественных обязанностях, но все сие входит в сердце наше с желанием подражать миру в житейских положениях, от чего и мятемся.

25 августа 1840 года.

 К содержанию

 

94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни

Болезнь ваша, по нашему скудоумию, наиболее от горячности в сообращениях с ближними и с подчиненными людьми. К тому ж, не по мере своих сил стали молиться Богу и занялись чтением книг. Набожность самомнительная умножает в нас яростною часть в сердце, делает нетерпеливыми и крамольными и доводит до таковых последствий, коими вы ныне начинаете страдать.

 К содержанию

 

95. Вся злоба есть семя дьявольское

Просите не оставить вас, заблудшую овцу, потопившую душу в грехах, как в тине морской. Приемлю до уважения вашу просьбу и имея долг написать вам на пользу несколько строк, которые вы примите и всадите в добрую землю сердца вашего и постарайтесь, чтобы принесло добрый плод благих дел. Сожалею о вас, предлагаю надежное средство к получению во оных прошению.

Мне довольно известно, что вы имеет немирство или злопомнение на сестрицу вашу Веру Никифоровну, причины злобы которой также не знаю, - однако какого бы рода оно ни было, вся злоба есть семя диавольское, а кто имеет злобу на ближнего, смертно пред Богом согрешает, хоть бы и вина была б не им подана, хотя бы и враг он был. Имеем заповедь Господню - «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и любите зло творящих вам напасть, и изгоняющих вас» (Мф., V, 43-44). Чем оправдаетесь за неисполнение этой заповеди? Находясь в злобе, молиться к Господу недостойно: «Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянешь, но брат твой имат нечто ко тебе, остави ту дар твой, а шед примирися с братом твоим, и тогда принеси дар твой» (Мф., V, 23-24). Видите, что Бог не принимает молитв во злобе. Молитву же «Отче наш» как будем читать без осуждения? «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» (Мф., VI, 12), а мы не оставляем. И паки Господь добавляет: «Егда стоите молящася, отпущайте аще что имеете на кого» (Мк., XI, 25); и «Отец ваш Небесный отпустит вам согрешение ваша, аще же ли не отпущаете человекам согрешений их, ни Отец ваш Небесный вам согрешений ваших» (Мф., VI, 14-15).

Еще и примером показал Господь, сколь для Него тяжек грех, когда не отпускаем и не прощаем ближним нашим согрешений их. Притчею оною о должнике, которому Господин отпустил долг.

По всем этим важнейшим притчам вы непременно должны примириться с твоею сестрицею и простить ее пред вами вину, когда хотите, чтобы ваши грехи были прощены Богом. Помните, ваше звание, - христианка, и потому должна веровать учению Христову, и стараться оное полагать, паче же сию нужнейшую заповедь о прощении ближним, ибо это разрушит наши узы греховные. А, пребывая в оных, еще далее увлекаетесь и утопаете в тине греховной, потому лишаетесь помощи Божией к творению благих дел.

К содержанию

96. Промысел Божий нами управляет

Вы пишете, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра. Создатель Господь все создал, под Его властию все существует, Он мертвит и оживит. Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берется из Священного Писания, как происшедшее от Бога. Священное же Писание показывает нам, что Промысел Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство. Господь глаголет в книге пророк Исаии в 49 главе 15 стихе: “Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе».

Из сих слов видите, как Господь печется о нас. Если полезно будет вашему нареченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни, что и желаю видеть. За сим поручаю вас Покрову Божию и слову благодати Его.

К содержанию

97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа

И во-первых, имею честь вас поздравить с наступающим великоторжественным праздником Рождества Христова, и да дарует вам Премилостивый Господь встретить оный и препроводить со всякою благоприятностию душ ваших.

Великодаровитый и Премилостивый Господь и от источника, гнилостию зараженного и смердящего, с несумненною верою притекающим, даровал многим врачество не токмо телесное, но и душевное! Прошу вас и молю не смущаться, но всячески благодушествовать, благодарить Премилосердаго Господа, удостоившего вас быть во святой нашей обители, лично видеть чиноположение церковнослужений. Не раскаиваетесь в том, что и со мной, скудоумным, мало побеседовали о благоназидании душевном и приняли таинство исповеди, коею и чрез недостойных благодать Божия действует и облегчает наши греховные бремена! Что же касается всеобщего врага-диавола, который, по Писанию, яко «лев рыкая ищет кого поглотити» (Пс., XXI ,14) - и чрез орудие не понимающих его козней действовал и внушил плевелы смущения в душу вашу, дабы тем оглушить ваши чувства и охладить теплоту веры к принятию душевных назиданий. Да обратится болезнь на главу душетлителя-диавола. А мы с тобою да уповаем на Господа, и Господь Премилостивый да вразумит вас, и да просветит к познанию истины, и да умиротворит душу вашу, волнующуюся в смущении помыслов и недоумеренностях, и да покрыет вас от всех козней и наветов диавольских, и да простит вам вся согрешения ваша вольные и невольные.

25 января 1841 года.

К содержанию

98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь

Писание ваше, в коем вы спрашиваете мое мнение в некоторых недоумениях ваших, я получил. Спаси вас Господи за вашу веру ко мне, смиренному.

Вы, находясь в двоедушии и смущаясь помыслами, спрашиваете, писать ли вам к вашему мужу или нет? На сие ответствую: прежде всего вникните хорошо во глубину вашего сердца и рассмотрите себя, - в каком отношении к нему находитесь: мирны или нет, не подали ли вы причин к разрыву супружеских уз ваших?

Употребите все средства к примирению, - сие угодно пред Богом. Даже и тогда, когда б вы были и правы, но смирением вашим старайтесь с ним примириться и приобрести его, если уже не для себя, но для Бога. Не отлагая время, приступите к сему, и Господь вас не оставит.

Рабов же ваших исправляйте более кротостию, во всем собою подавайте пример, собою учите их да чаще молитесь за них, помня, что о Христе Иисусе все мы братия и члены Его. Бог, видя любовь вашу и усердие, сотворит для вас с ними милость, а тогда по мере их произволения и к Господу приблизить возможете, без Которого трудно успеть вам, а, быть может, и совсем нельзя.

О прочем Бог устроит полезное душе вашей, только несомненно предайтесь Святому Его Промыслу и не оставляйте желать сего.

22 марта 1827 года.

К содержанию

99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

Посланное вами письмо мною получено, из коего вижу решительное ваше намерение развязаться с миром и его делами, - да поможет вам Господь сотворить дело сие во славу Божию, во спасение души вашей: вы полагайтесь более на Его помощь, а не на свой разум и силу.

Сестрицам Варваре Борисовне и Акилине да благословит Господь их благое намерение в предпринятый путь в Севский девичий монастырь к казначее, пусть они сходят тихонько от игумении- и попросят наставление, как им начать просить игумению о принятии. Казначея будет вам во всем способствовать, только тайно и сторонясь, а явно не может, чтобы не испортить всего дела. Письма к казначее не нужно, я уже ее просил о вас, но только скажите, что я вам об этом писал, она поверит вам. Ежели и там не примут и не поместят, то пусть прямо едут в Борисовку, не дожидая от меня ответа, а там, что Бог устроит. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на Его Святую волю и не погрешать во уповании нашем.

Вручаю вас в промысл и покров Божий и испрашиваю на вас мир и Божие благословение.

10 апреля 1835 года.

К содержанию

100. Сам Бог наставит, как поступить с сиротами

Вы пишите о больной вашей сестрице, о зяте и о племянницах и спрашиваете, что с ними делать, ежели угодно Богу позвать в вечность сестру вашу? Остаться там для их воспитания представляется для вас весьма затруднительно. Теперь я вам не могу ничего сказать. Когда будет нужда, то Сам Бог вас наставит, что должно будет сделать: Он сиротам помощник и о них попечитель. Может быть, она и поправится на утешение им и вам.

18 января 1838 года.

К содержанию

101. Чтобы поработать Господу, постарайтесь развязать себя с миром. Кто надеется на людей или на богатство, а не на Бога, не получает мира и спокойствия

Чтобы вам быть спокойнее и удобнее поработать Господу Богу, постарайтесь развязать себя с миром, расстаться со своими людьми, от которых вы не токмо не получаете пользы, но еще находитесь в опасности дать за них Богу ответ, когда они в чем погрешат от вашего за ними недосмотра и невнимания. Когда вы от них будете свободны, то вам уже не будет нужды входить в их положение насчет раздела. Впрочем когда вражда поселилась в семействе, то лучше  жить врозь: по их невежеству умиротворить трудно.

Женщину, о котором пишете, брать с собою вам не советуем, - вы вместо покоя для себя найдете беспокойствие. Но лучше предайтесь верою и надеждою на Господа, когда Он восхощет, то возвестит, кому призреть о вас и успокоить. Сему есть многие примеры, кто понадеется на людей или на богатство, кроме Бога,  не получает мира и спокойствия, но противное.

8 апреля 1838 года.

К содержанию

102. Прибегайте к Господу с усерднейшей молитвою, чтобы разрешить свои сомнения

В первом вашем письме изъясняете более ваши немощи душевные с сожалением о них, в коих да простит вас Премилосердый Господь и да дарует вам здравие душевное и телесное.

А во втором письме описываете более относящееся к хозяйственному вашему распоряжению, на некоторые просите нашего благословения. - Мы, не находя себя способными к разрешению таковых ваших недоумений, оставляем на ваше рассуждение и рассмотрение: как вас Господь вразумит, к Коему и прибегайте в нужных случаях с усерднейшею молитвою. Но всего вернее, как вы здесь расположились и советовались, продать имение и освободить себя от таких забот, которые вредят душевному вашему устроению.

27 августа 1838 года.

К содержанию

103. Сделанное без благословения приносит вред и смущение

Вы описываете ваш самочинный, без благословения ответ по случившейся нужде. За вольное ваше признание Премилосердый Господь да простит ваше согрешение; впредь же нужно умудряться: иногда, по-видимому, покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному служит. Желаю вам благодушествовать во всем и приходить от силы в силу, всегда держаться покорно заповедей Божиих.

К содержанию

104. Усердие к Богу доказывается смирением, молчанием, кротостью и благословением. Как убедить родителей позволить уйти в монастырь. Молитва - средство духовного преуспеяния

Конечно, каждого будут развлекать от благочестивого пути единственного самоотвержения, на которое взывает тебя Отец Небесный, и не только развлекать, но и преследовать тебя будут, а, может быть, и угнетать. От тебя требуется терпение, долготерпение и великодушие. Итак, старайся доказать твое усердие к Богу не состязанием, но смирением, молчанием, кротостию и благоговением. Храни сердце твое, посвящая Богу, внимай и надейся, будь непоколебима произволением, и Всемогущий Бог о тебе устроит лучшее.

Если будет нужно, то употребляй и масло, только со всякую умеренностию. Ты еще не монахиня и не совершенно вступившая во образ монастырской жизни, хотя, впрочем, уже имя твое записано в число сих Богом мира и Отцем щедрот. Повторяю тебе, что должно, кажется, тебе претерпеть искушения от родственников, но будь готова, и Бог тебя не оставит. Убеждай их более благосклонностию отпустить тебя в монастырь.

Сохраняй и созерцай более молитвы, ибо они есть священнейшие средства к получению духовных успехов, всех даров Вышняго и сокровища преданности к Богу. Размышляй также  о любви и милосердии к нам Господа Иисуса Христа, ибо ты хочешь вечно с Ним соединиться и царствовать в дому Отца Небесного. Во всем прочем тебя поручаю Божественному покрову, желая мира и спасения.

К содержанию

105. Терпите и не вдавайтесь в печаль и уныние

Мне объяснили, что вы вдались в уныние и печаль. В таком случае прошу вас и молю, достопочтеннейшие, великодушно потерпеть и благодушествовать. Силен Господь Бог, низложивший мою старость, паки восставить, и укрепить, и явить моему ничтожеству Свое милосердие, чрез которое по времени и вас утешит, и подкрепит ваше малодушие, и благословит благословением благостным, а равным образом да простит вас, и утвердит, и да сохранит, и да покрыет от всех козней вражиих, и да простит вся согрешения ваша вольные и невольные.

К содержанию

106. Научитесь противостоять печали. За ваши грехи не наказываются ваши ближние. О постриге болящей

На письмо ваше от 1-го января желали бы отвечать утешением и даже исполнением вашей просьбы: приехать к вам для подания зависящей от нас помощи болящей, но обещать вам сего не можем. “Аще Бог восхощет и живы будем, то сотворим сие”, - по словам апостола (Иак., IV,15).

А теперь, по нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели вы употребите все ваши силы, чтобы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Ужели Милосердный и Правосудный Господь будет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения, от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из нас осмелится равняться с Богоотцем и подумать, что он, подобно Давиду, столь редко впадает в прегрешения, что за первый его грех будет непременно поражен не он, а его ближний - тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас, окаянных, яко от Давида, потребовало возмездие, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись бы от обличения Господня? - Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует, и Своею кровию оживает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой волос главы нашей не погибнет (Деян., XXVII, 34). Печаль ваша непременно заслужит наказания - и не на другом ближнем нашем, а на вас самой оно явится, если сие продолжать будете во утешение врага.

Постарайтесь исполнить долг любви христианской, упокоевая болящую по мере ваших сил и разума. Что касается до ее пострижения, то и на сие, аще воля Господня будет - то совершится или руками человек или ангелов, для наших потемненных очей невидимо в час исхода души. Произволение болящей Всевидящим Сердцевидцем принято, и ей надлежит вспоминать о Пимене многоболезненном и уповать на милость и Премудрость Господа нашего, могущего совершить ее желание средствами, от нас, малодушных и гордых, плотским смыслом сокрытыми.

3 января 1839 года.

К содержанию

107. Не ропщите на Бога и на людей

Вы пишете, что погружаетесь ропотом на создавшего Вас Господа. Это, конечно, погрешительно - но умоляю вас любовию Спасителя нашего не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте грех свой со смирением и просите у Него прощения и милости. Не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т.е. ваши согрешения вам милосердием отпускаются.

А что пишете, что на меня скорбите, сие не удивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю потерпите, что посылает Господь. - Он силен вас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а все скоро изменится. Господь Премилостивый да простит тебе вся согрешения твоя вольные и невольные, да спасет тебя, и да покрыет от всех наветов вражиих.

2 августа.

К содержанию