Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Доб­рое де­ло не есть вся­кое доб­рое де­ло, а лишь та­кое доб­рое де­ло, ко­то­рое де­ла­ет­ся ра­ди Бо­га. Внеш­ность де­ла не есть его сущ­ность, Бог зрит на серд­це. Как долж­ны мы сми­рить­ся, ви­дя, что ко вся­ко­му доб­ро­му де­лу при­ме­ши­ва­ет­ся страсть.

преп. Никон

Из­ве­ст­но нам, от Пи­са­ния Свя­то­го, что соз­да­ны мы не для то­го, чтоб толь­ко есть вкус­но, да жить при­ят­но, и гу­лять и ве­се­лить­ся без па­мя­ти. Мы соз­да­ны есь­мы на де­ла бла­гая, и сред­ством ко­их в крат­кой сей жиз­ни стя­жа­ва­ем веч­ную бла­жен­ную жизнь, к ко­то­рой все бла­го­да­тию Бо­жи­ею приз­ва­ны. Так здеш­ний век наш есть вре­мя неп­рес­тан­ных дел те­лес­ных и ду­шев­ных, а бу­ду­щий век при­я­тие по де­лам.

преп. Моисей

Еже­ли внут­рен­ний че­ло­век не по­у­ча­ет­ся в за­ко­не Бо­жи­ем и не пи­та­ет­ся и не ук­реп­ля­ет­ся чте­ни­ем и мо­лит­вою, то по­беж­да­ет­ся от внеш­не­го, и им­же по­беж­ден бу­дет, то­му и ра­бо­та­ет. От се­го ви­дят­ся де­ла угод­ные тем, но про­тив­ные Бо­гу, ка­ко­вые суть: гор­дость, среб­ро­лю­бие, чре­во­объ­я­де­ние, со­вер­ше­ние вся­ко­го ро­да по­хо­тей, празд­нос­ло­вие, сме­хи, гу­лянье, пи­ян­ство, зло­ба, лу­ка­в­ство, ложь, за­висть, лень и про­чие. Вот пло­ды се­я­ния в плоть, и по­се­му плоть и кровь Царствия Бо­жия нас­ле­ди­ти не мо­гут.

преп. Моисей

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]

ЗАПИСКА №14(44)

... Да хранит их Господь под кровом благости своей. Молитвенно помню о всех по силе моей. Разлука, постигшая нас по воле Божией, не мешает мне быть в духовном общении со всеми вами, дорогими моему сердцу. Надеюсь, что и я не забыт вами в молитвах ваших. В вещественном же отношении я доселе не забыт вами с избытком. Усердно благодарю. За все – слава Богу. Чувствую милость и помощь Божию. Да не оставит и вас всех Господь Бог милостию Своею. Прошу прощения, что не могу прислать какого-либо утешения при всем моем желании. Желание сердца моего приимите и простите. Не могу писать всем, поэтому и пишу тебе и вместе всем. Старичкам [1] моим мир и Божие благословение. Да утешит их Господь. Прошу их молитв святых. Предаюсь воле Божией премудрой, всеблагой. Эта преданность воле Божией и успокаивает, и утешает. Прости.

[Тюрьма, 1927 г.]

ЗАПИСКА №15(45)

Все получил. Спаси Господи. Усердно благодарю. Всем мир и Божие благословение. Всех поздравляю с праздником Рождества Христова и сердечно желаю всем всех милостей Божиих. О всех молюсь. Я все время здоров; не болел ни одного дня; но каменное помещение влияет на мой ревматизм. Слава Богу за все. Да утешит вас Господь. Почивших да упокоит Господь. Грешный Иеромонах Никон. В камере очень тепло. Спаси Господи.

21 декабря/3 января 1927/8 г.
Иер. Н.

ЗАПИСКА №16(46)

Все получил. Спаси Господи. Благодарю за поздравление и взаимно поздравляю. Всем мир и Божие благословение. Да утешит вас Господь в скорби вашей. Помню. Молюсь о вас.

25 декабря/7 января 1927/28 г.
Грешный Иеромонах Никон.

ЗАПИСКА №17(47)

Мир всем и Божие благословение.

По воле Божией придется нам расстаться. Этап приблизительно через месяц. Надо все приготовить в дорогу. Прилагаю список вещей, нужных мне. Если что еще потребуется мне, напишу дополнительно. Деньги берегите. Не тратьте их на лишние поездки, и передачу давайте мне попроще. О. Геронтию добиваться свидания не советую. Я спокоен, скорблю лишь за вас. Слава Богу за все. Пришлите нашатырного спирта половину, как прошлый раз. Пришлите киселя немного и не очень сладкого [2]. Да хранит вас всех Господь. Не унывайте. Молюсь за вас.

Грешный Иеромонах Никон.

Список вещей в дорогу

1. Мешок большой из парусины с постромками для ношения за плечами (надо сшить). 2. Ватные штаны по мерке клетчатых (надо сшить). 3. Легкий подрясник. 4. Меховой подрясник. 5. Легкую епитрахиль. 6. Сапоги кожаные толстые мои и калоши к ним. 7. Валенки-сапоги. 8. Шарф. 9. Башлык. 10. Чулки шерстяные длинные и не узкие. 11. Чайник маленький эмалированный (у меня был). 12. Столовую ложку медную прочную. 13. Валенки-ботинки (у меня были в келлии). 14. Две зубные щетки прочные, костяные, жесткие (присланная возвращается). 15. Параман. 16. Трое четок простых (у меня их было много). 17. Варежки (рукавицы) шерстяные, вязанные, а отдельно от них, на них сверху надевать сшейте из сукна рукавицы, чтобы тесны не были. 18. Меховую шапку, чтобы тесна не была.

[1927/28 г.]

ПИСЬМО №18(48)

Всем чадам

Божие благословение да пребывает над вами, чада мои, и всеми близкими мне во веки. Да хранит всех вас Господь Бог под кровом Своей милости и благости.

Сообщаю вам о себе, что я жив и здрав. Пока все благополучно. Я все более и более убеждаюсь, что скорбию, в полном смысле этого слова, приходится признать не то, что нас постигает скорбное по внешности, а то, что мы испытываем и переживаем по душе. Если на душе мирно и спокойно, то и все внешнее легко переживается. И я должен благодарить Господа Бога, что доселе мир душевный меня не покидает. Скорбно мне за вас, но сознание, что все совершается по воле Божией, утешает меня и в этом. Мы все в руках Божиих – и вы, и я. Пишите мне о всем, что мне дорого, но кратко, не более одного почтового листа. Правила для писем у нас таковы: получить я могу несколько писем в неделю, но сам могу каждую неделю написать не более одного листа почтового, на имя одного кого-нибудь (одно письмо). При случае когда-нибудь можно прислать, если у меня осталось, пару или две белья, ибо ожидать частой стирки не приходится. А также еще какой-нибудь плащ, парусиновый, холщовый или иной, для работы и других нужд вообще. Какой был у меня, остался у Бориса, да он мне и узок был. Из съестного все необходимое можно купить. За все слава Богу. Всех вас помню и молюсь о всех. Прошу прощения у всех, кому я остался что-либо должен или деньгами, или вещами, или неисполненными обещаниями. Простите Бога ради.

[1929 г., Соловки – ?].

ПИСЬМО №1(49) [3]

О. Кириллу (Зленко) [4]

Честнейший о Господе о. Кирилл!

Мир тебе и Божие благословение. Я тебе уже послал одно письмо, пишу другое. От вас ни от кого не получал. Мамаша видимо приближается к кончине. Прежде у нее были моменты сознания, теперь уже нет. Очень хорошо она меня узнала на 2-ой день моего приезда. Очень приветливо улыбнулась и, взяв мою руку своей рукой, целовала мою руку. Теперь не открывает глаз и сердце слабеет, дыхание неровное. Поэтому я думаю еще пожить несколько дней, ожидая ее кончины. Чувствую себя как-то грустно. Никогда я не чувствовал себя таким чужим в своей семье, как этот раз. Думаю по двум причинам происходит это. Мамаша – связующее звено. Ее среди нас нет. Это первое. Второе – нет отклика моему настроению в окружающих. Мне кажется, что я еще никогда не слышал и не участвовал в таких разговорах, какие я слышу. Костюмы женщин и дома, и в церквах, и на улице – возмутительны. У детей совсем не детские разговоры. Родные по плоти – чужды по духу. Мне кажется, что я никак не согласился бы жить в семье, и думаю, почему это некоторые иноки или инокини просятся у меня на родину? Куда? Зачем? О неразумие! И я приглядываюсь к сатанинской хитрости. Сначала все это мирское противно, потом привыкает человек, потом ему начинает нравится, ибо все обращено на чувственность, которая есть у каждого человека. И оживает человек для мирской жизни, от которой отрекся, которая приносит для инока смерть душевную. Бедна жизнь в Козельске, и в нем ходят так же полураздетые, но по сравнению с Москвой – благодать, а главное, есть люди единодушные, с коими можно говорить откровенно.

Да хранит всех вас Господь. О. Геронтию и всем чадам моим духовным мир и Божие благословение. Все ли живы и здоровы? По силе моей о всех молюсь и прошу у всех и у тебя св. молитв. Прости.

Грешный Иеромонах Никон.
8/21 июня 1926 г. 
Москва.
М.И. привет мой.

ПИСЬМО №2(50)

Преосвященному [5]

Ваше Преосвященство,

милостивейший отец и архипастырь!

Припадая мысленно к стопам вашим, усердно испрашиваю Ваших святительских молитв и архипастырского благословения. Приношу Вам, Владыко святый, мою смиренную благодарность за Ваше внимание к моей худости и Вашу любовь. Я их ничем не заслужил пред Вами и приемлю их от Вас, как проявление милости Божией. Спаси Вас Господи! Ниспосланное приемлю покорно, как волю Божию. Доселе Господь дает мне силы душевные и телесные к перенесению всего. Я покоен. Помолитесь, дабы милость Божия и впредь не оставила меня. Помолитесь, Владыко святый, и за чад моих духовных – они скорбят несравненно больше меня. Простите, Бога ради, за все и не забудьте в молитвах Ваших Вашего недостойного послушника грешного иеромонаха Никона.

[Из ссылки, 1929 г. – ?].

ПИСЬМО №3(51)

О. Геронтию [6]

Дорогой о. Геронтий!

Мира и радования о Господе усердно тебе желаю и прошу твоих св. молитв. Посылку вашу получил и усердно прошу тебя и всех участвовавших в ней: хозяйку нашу Марию Ивановну, м. Домнику, Дарию, Гликерию, Наталию и прочим, всем им моя усердная благодарность, мир и Божие благословение. Всех их помню и всегда молюсь по силе моей. Я вижу из писем ваших, что вы беспокоитесь о мне, как я живу, как питаюсь и т.п. Сообщаю тебе и прошу передать всем дорогим и близким мне, что я доселе здоров и все благополучно; получаю довольствие два раза в месяц и сам готовлю себе обед; черного хлеба получаю по два фунта в день, а белый могу покупать в лавке за свой счет. Получаю подсолнечное масло, а если не хватит, всегда могу купить, так что масла не трудитесь присылать, имеется в лавке и сливочное масло. За деньги все можно достать. Одним словом, доселе основное питание: хлеб, масло, крупа, сахар имеется в достаточном количестве. Рыбные консервы имеются. Хорошо бы иметь снятки [7] или сушеную рыбу, но не вяленую, для супа; м. Ирина мне о сем писала. На оба ее письма, Бог даст, отвечу. Имеется икра и простая и черная, другого рыбного товару немного. День у меня проходит незаметно: 8 часов, а со сборами и 9 проходит на должности моей сторожевой; это мне полезно, нахожусь на свежем воздухе, и занятие это по силам моим; 7–8 часов сплю и 8 часов незаметно проходит за чаем, обедом и другими делами житейского нашего обихода. За все слава Богу! Хотелось бы мне иметь плащ брезентовый, непромокаемый в виде накидки или мантии, без рукавов и с капюшоном, некороткий, т.е. несколько покороче подрясника, чтобы закрывались колена; он необходим осенью при дождях, а сейчас при хорошей погоде довольствуюсь и тем, что мне прислали. Пришлите тогда, при случае, еще 3–4 пера «эврики» и нелинованной бумаги несколько листов.

М. Амвросию [8] благодарю за присланную наволочку и яблоки сушеные. Бог ее да благословит. Больше пока ничего из белья не присылайте: лишнее белье меня отягощает, когда нужно будет, я, Бог даст, напишу.

Да хранит всех вас Господь под кровом милости Своей. Тебя и всех дорогим мне помню молитвенно и желаю вам всякого благополучия. Многим я не пишу по неимению на то возможности, но одинаково их помню, и сердце мое полно сочувствия к ним и их нуждам душевным и телесным. Спаси их Господи. Усердно прошу передать м. Хионии мою благодарность за все ею присланное. Да утешит и благословит ее Господь. Молюсь о ней. Также прошу передать мой привет, мир и Божие благословение м. Марии Савутиной. За все ее благодарю, помню и молюсь. Сторожихам [9] и Марии мир и Божие благословение; да хранит их Господь. Письмо ее получил. Благодарю и молюсь. Давно не получал никакой вести от Валентины и Лидии [10]. Мой им привет и Божие благословение. Всегда о них молюсь и помню, за все благодарю. Да хранит их Господь. Все вы мне близки и дороги. Прошу св. молитв и прощения, а у отцев моих и благословения. Мне думается, что вы нуждаетесь более моего. У меня пока деньги имеются, и я нужды не имею. Спаси вас Господи за любовь и внимание. Господь сердцеведец да призрит на сердца ваши и нужды ваши, и скорби ваши и да пошлет каждому по его потребности. Эти мои благожелания вам примите от меня, как ничтожное воздаяние за вашу любовь и заботы о мне, ничего другого сделать ныне не могу. Прости.

Грешный Иеромонах Никон. Кемь.
20 июня/3 июля 1928 г.

ПИСЬМО №4(52)

О. Геронтию.

Дорогой о. Геронтий!

Поздравляю тебя с великим и радостным праздником Рождества Христова и усердно желаю тебе встретить и провести святые дни праздника в мире и радовании о Господе. Прошу тебя передать мое поздравление, и простите за скудость его. Разлука наша смиряет меня, и при всем моем желании я ничего не могу сказать, как только написать сие убогое письмо. Христос Господь да утешит вас всех, исполняя сердца ваши радостию духовною. Надеюсь, что вы все не забываете меня, грешного, в молитвах ваших, равно и не сомневайтесь, что я храню о всех вас молитвенную память. Отдельно сейчас никому не пишу. Всех поздравляю одним приветом, на всех призываю мир и Божие благословение, желаю всем исполнения благих желаний их, здравия душе и телу, вечного спасения. Переносясь к вам мыслию моею, желаю знать о жизни вашей, дорогой мне. Ведь разлука наша не уничтожила то, что связывало нас, т.е. духовной жизни нашей и любви о Господе, что дороже всего на свете. Ибо какая может быть жизнь без духовной жизни и любви? О себе же опять могу лишь написать, что живу по-прежнему, что перемен в моем положении и занятии не произошло. Идет жизнь однообразная изо дня в день. Нет почти никаких впечатлений. И при всем том время очень быстро летит. Господь меня хранил и хранит до сих пор во благополучии и здравии. За все Господа благодарю. Скорблю только тогда, когда размышляю о скорби тех, кто скорбит о мне... Но да будет воля Божия. Если будет возможность достать календарь, как прошлый год, то пришлите при случае, а в остальном пока нужд особых не имею. Деньги пока имеются. Сейчас более не имеется возможности достать открыток с видами, а потому по-прежнему придется писать менее. Прошу простить. Передайте мой праздничный привет Батюшке о. Исаакию, Батюшке о. Досифею [11]. Прошу их святых молитв и благословения. Усердно прошу святых молитв и благословения у Владыки. Как их здоровье? Передай мой привет и Божие благословение нашей хозяйке Марии Ивановне и теперешним насельникам квартиры нашей. Желаю им всякого благополучия. Прошу святых молитв. Зима, по пословице, пошла на мороз, уже с неделю держится около двадцати градусов, а доселе было все время тепло, были даже две оттепели. Пока эти морозы не отяготительны, ибо имеющейся одежды достаточно, а дальше – что Бог даст. Поздравляю с праздником и наступающим днем ангела о. Иоанна Жирнова [12]. Мир ему и Божие благословение. Также и болящей м. Анисии. Поздравляю ее с двумя днями ее Ангела. О. Тихону слепому и сторожихам мой привет, мир и Божие благословение. Да хранит их Господь под кровом Своей благости, а в тяготах их да подкрепит их силы, охраняя их от всякого малодушия, уныния и всякого зла. Передай мой привет, мир и Божие благословение всем калужским, а также м. Евдокии Саломон и м. Марии Савутиной с их домашними и всем прочим. Желаю им мира и радования о Господе и всякого благополучия. Также и о. Иакову слепому. Пусть не сомневаются, всех помню и о всех по силе молюсь, но не могу всем написать. Верую же, что Бог милостив и всякого утешения каждому ниспошлет, все благопотребное ему и всякое утешение духовное, как Сердцеведец и Любовь всесовершенная. А я все более и более вижу немощь мою и нищету духовную. Прошу прощения за все. За все любовь вашу сердечно благодарю. Забот ради ваших я нигде не испытал (и здесь) никакой нужды. Чем воздать могу, когда я – нищий? Господь же воздаст вам милостию Своею, утешая, вразумляя вас, врачуя скорби и недуги душ ваших, уготовляя вечное спасение, имиже Сам весть путями. Прости.

Гор. Кемь.
19 декабря 1928 г./1 января 1929 г.

ПИСЬМО №5(53)

О. Геронтию.

Дорогой о. Геронтий!

Шлю тебе мой привет, поздравляю тебя и всех прочих с праздником великим и сердечно желаю всем вам здравия, спасения и всякого благополучия. Сердечно благодарю за присланные деньги. Спаси Господи. Я последний раз получил от тебя двадцать рублей. Получал и прежде, но тут как-то затерялись отрывные купоны, и я не узнал, от кого получил. Вообще я замечаю, что деньги приходят аккуратно, но бывает и задержка в получении иногда. Ради вас, помнящих меня, нужды до сих пор я не имел и не имею и за все благодарю Бога. Что пишу редко, прошу прощения, но не думайте, что я забыл вас. Я и всегда был медлителен в писании, а теперь при недосуге особенно. Милостию Божиею я до сих пор все врея здоров, и все благополучно. Нужд никаких нет: ни в питании, ни в одежде и всем другом. Думая о вас всех, переносясь мыслию к вам, думаю и уверен, что вы все более меня переживаете и нужды имеете коих я не имею. Получил я в сентябре или октябре и посылки, о чем сообщал вам. Усердно всех благодарю и прошу прощения, что не мог всех поблагодарить. А в постигшей вас скорби да утешит вас Господь: Он зрит на сердце и слышит молитву, где бы она не совершалась да будет во всем воля Божия. Сообщай мне, как вы живете, как здоровье ваше и прочее. Все это близко сердцу моему. Я же по-прежнему все на канцелярской и счетоводной работе, хотя и приходилось передвигаться с места на место. Адрес прежний. Погода у нас теплая, снегу мало. Передай мой привет, благодарность за присланное, Божие благословение и пожелание всякого благополучия хозяйке Марии Ивановне. Поздравляю ее с праздником. Также и честн. о. Георгию [13]: мир ему и Божие благословение. Благодарю за перевод. Всегда молитвенно помню. Где и как живут сторожихи? Да благословит и хранит их Господь. Сие и всем говорю и в сем кратком слове заключаю все, чем могу приветствовать всех. Примите сие и за краткость не осудите. Мой привет отцам моим духовным, прошу св. молитв и благословения. Письмо о. Рафаила [14] получил. Сердечно благодарю за память и молитвы. Сам молитвенно помню. Прошу твоих св. молитв. Прости.

Гр. Иеромонах Никон.
19 декабря/1 января 1929 г.
Сейчас получил письмо от сторожих.
Благодарю.
И. Н.

ПИСЬМО №6(54)

Отцу (...) [15]

Честнейший о Господе о. (...)!

Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю и прошу твоих святых молитв. Я тебе уже писал, что еду в Архангельск. Теперь приехал, милостию Божиею, благополучно. Живем уже третью седмицу, но не писал, считая, что не устроился еще с квартирой. Такое положение не дает возможности сообщить своего адреса. Но так как и временная наша квартира мне очень нравится и в ней мы можем задержаться, то и решил написать вам о себе. Комнатка наша маленькая и живем в ней вдвоем с о. Агапитом. Жизнь здесь дорогая, но все достать можно, лишь бы были деньги. Пока нужды не имеем, а будущее – в руках Божиих. Чувствую себя лучше, чем на прежнем месте [16]. Господь не отнимает доселе от меня милости Своей. Есть желание и решение предаться воле Божией, а не самому, по своему смышлению, располагать свою жизнь. Верую, что Господь пошлет именно то, что нужно и полезно мне. Конечно, есть у меня желание, например, видеть вас и беседовать с вами, но, если лишает меня Господь сего, значит, так нужно, хотя и скорбно для сердец наших. И, сравнивая то, что послано мне, с тем, что послано другим, считаю себя по всей справедливости счастливым и не испытавшим еще скорбей. Слава Богу за все, и воля Господня да будет!

Погода для приезда нашего сюда все время самая благоприятная, сухо и тепло. Опять встречаем добрых людей, в общении с которыми находим поддержку и нравственную, и житейскую. Все время здоров. Пиши, как вы живете, как хранит всех вас Господь. Мой сыновний привет дорогим отцам моим духовным и Владыке. Прошу их святых молитв и благословения. Всем чадам моим о Господе мир и Божие благословение. Да хранит всех вас Господь под кровом Своей благости. Если надумаешь писать, то пиши скорее, а если изменится адрес, то сообщу, Бог даст. Указывая на дороговизну жизни, не прошу сейчас ничего, ибо на первое время имею и деньги, и все необходимое. И я всегда беспокоился, когда вы мне присылали, ибо, конечно, от своих крох отрывали. Да помянет Господь любовь вашу. Спаси Господи. Я сего не стою. Ведь я нужды не испытывал за все это время и скорбел, что вам беспокойство причинял. Простите, Бога ради. Адрес: Архангельск. Заостровье. Дер. Нижнее Ладино, дом Будрина, Н.М.Б. Давно ничего не знаю об о. Кирилле. Сообщи, если знаешь, где он и как он себя чувствует. Беспокоюсь о нем. Спешу закончить. По времени, Бог даст, еще напишу. Усердно желаю всем всяческого благополучия.

[Архангельск,
Июнь–июль 1930 г.]

ПИСЬМО №7(55)

О. Иосифу [17]

Дорогой и всечестнейший о Господе Батюшка, отец Иосиф!

Мира и радования о Господе Иисусе сердечно Вам желаю и прошу Ваших св. молитв. Письмо Ваше получил и усердно благодарю за внимание и память о моей худости. Что касается разговоров о Вашем отношении ко мне, то я не предаю им значения. Господь видит сердце человеков, а люди в суждениях своих всегда могут ошибаться, и тогда суждения эти бывают плодом простого празднословия, хотя и я Вам не писал, но молитвенную память о Вас всегда хранил и храню доселе, принося Вам благодарность за доброе отношение, которое я от Вас всегда видел. Ответить Вам до сих пор не мог, ибо письмо было получено накануне моего отъезда из Архангельска в Пинегу, где нахожусь теперь, но еще не устроился. В Архангельске мне было много удобнее, чем здесь, но будущее покажет все, ибо верую, что Господь спасение мое строит, посылая то или иное. Веруя в пекущийся обо мне промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь. Наблюдаю, как своя воля приносит человекам скорби и трудности. Да будет же воля благая и совершенная! Ей вручаю и себя, и всю жизнь и всех, – принятие воли Божией мир приносит сердцу моему. Благодарю Господа Бога, что в разлуке с близкими и дорогими мне, что в странствии моем по пустыне мира сего Господь посылает мне время от времени добрых людей, единомысленных, единодушных, общение с ними утешало и укрепляло меня духовно. Слава Богу за все. Благодарю Господа Бога и за всех вас, что получаю весточки о вас. Хотя монах и должен быть один с Богом, но все же дорого все то, в среде чего и кого прожито столько лет. Желал бы я видеться с Вами, равно как и с другими дорогими и близкими мне о Господе. Но сподобит ли сего Господь, не знаю. И в том и в другом случае – буди имя Господне благословенно во веки. Сказано: «блажени есте, егда разлучат вас» (Лк. 6, 22). Передайте мою усердную благодарность м. Марии за все. Мир ей и Божие благословение. Для свидания с нею не вижу пока удобств, а будущее – в руках Божиих. Верую: аще Богу угодно будет, то увидимся. Я ей послал одно письмо. Передайте мой привет, мир и Божие благословение и всем прочим: м. Софии, Евфросинии, м. Евдокии Саломон с сестрами и другим. Да хранит их всех Господь под кровом Своей благости. Всех молитвенно помню. Дорогим духовным отцам моим и о. Г. мой привет, прошу их св. молитв. В них нуждаюсь. Прошу и Вас усердно не забывать меня в молитвах. Не знаю, постоянным ли будет теперешний адрес мой. В случае чего можно написать так: Почт. отдел. Пинега Арханг. [кр.]. До востребования. Мне. А там видно будет. Бог даст – еще напишу. Простите.

Грешный Иеромонах Никон
Деревня Вонга Пинежского района.
19 августа/1 сентября 1930 г.

ПИСЬМО №8(56)

О. Иоанну Добринскому

Дорогой Батюшка о. Иоанн!

Мира и радования о Господе усердно Вам желаю и прошу Ваших святых молитв. В них я очень нуждаюсь, ибо крайне ослабел в болезни и лежу, не вставая с кровати. Простите, что более писать не могу. Просьба Ваша была исполнена неоднократно.

20 мая/3 июня 1931 г.
[Козловка].

ПИСЬМО №1(57)

Неизвестному лицу

... Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойная по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!

Эту молитву советуется произносить одну за другою не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и стоя или сидя произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души. Оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву все-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека.

1/14 октября 1923 г.
Оптина Пустынь.

ПИСЬМО №2(58)

Неизвестному лицу в Калугу

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Уже давно получил твое письмо и теперь краткую записочку с вопросом о духовнике. Радуюсь тому, что ты желаешь исповедоваться, ибо и это уже есть признак оживления души. Да, дитя мое, не держи на совести грехов, а скорей очищай покаянием свою душу. Не зная лично почти никого из калужских священников, кроме консисторских, я затрудняюсь дать определенный ответ. Но советую по твоему усмотрению и расположению избрать духовника в Православии несомнительного и исповедать ему грехи, то есть обращаться к нему только за таинством исповеди, не сближаясь особенно, как и раньше писал. Смотри на исповедь как на таинство, где личность духовника не имеет первостепенной важности, ибо грехи могут прощаться на исповеди у любого православного священника. Беседа, руководство, поддержка духовная и т.п. – это уже другое дело. За этим не ко всякому можно идти. Итак, дитя мое, возьми себя в руки и понудь к исповеди. А я, грешный, о тебе помню и молюсь по силе моей, и не отказываю ни в слове моем по силе моей, ни в исповеди у меня. Бог даст, отвечу на все твои вопросы. На один из них отвечу сейчас. «Если ты миряныня – живи среди мирян и твори дела их...». Это надо понимать так: всякому виду христианского жития свойственны свои добродетели и занятия. Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребенок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей. Она обязана угождать Богу делами, ей свойственными: терпением тягот семейной жизни, посильной молитвой, посильной милостыней, учением и воспитанием детей, соблюдением постов, хождением по праздникам в церковь, удалением от ропота, сплетен и т.п. Таким образом, удаляясь всякого греха, и мирянин, и монах, и всякий христианин сможет в душе стяжать христианское настроение и добродетели, для всех необходимые, например – смирение, терпение, покорность воле Божией, независтливое сердце, веру несумненну, любовь нелицемерну и т.п. Ибо христианство одно, а монашество есть только высшее его проявление, но не отдельное от него. Поэтому кто не обязан различными делами и обязанностями мирскими по своему положению, тот в миру может быть почти монах. А были и высокие примеры христианской жизни и без монашества, например, истинные юродивые, странники, затворники и т.п. Прочти в Житии преподобного Макария Египетского в славянской Минее–Четьи, 19 января, про двух женщин, угодивших в семейной обстановке Господу Богу. Спасайся, чадо мое. Господь да будет тебе Помощник. Желаю тебе милостей Божиих.

14/27 июля 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №3(59)

Рабе Божией Х.

Боголюбивая раба Божия Х.!

Мир тебе и Божие благословение. Другого ответить тебе не могу, деточка моя, хотя это, я и сам понимая, для тебя затруднительно и прискорбно. Нужда заставляет так поступить. Смущаться же тем, что священники уклонились в неправославие, не должно. Тебе над ними суд не предоставлен, они покаялись, пришли опять в Православную Церковь, приняты в общение церковное – и достаточно. Конечно, надо выбирать из таких, на коих сейчас не падает подозрение, что они обращаются как-либо к противной стороне. Будь покойна. Господь да умиротворит сердце твое.

Теперь еще отвечу на кое-что из твоих вопросов. Вопрос 3-й: «Что составляет телесное делание?». Бдение – значит, бодрствование, неспание, трезвенное состояние с целью занятия каким-либо духовным деланием, например, молитвою. Поэтому всенощная, то есть всенощное, в продолжение всей ночи, моление под праздники, по уставу называется «всенощное бдение». Нищета в перечислении телесных деланий разумеется в смысле скудости и бедности во всей обстановке жизни, в пище, одежде, помещении и проч. Молчание есть неговорение, а безмолвие – от молвы уединение, суеты, многозаботливости. Молчащий устами может и мечтать, умом и сердцем предаваться заботам и всякой суете, а безмолвник, если и скажет слово какое, нужное, не перестает быть безмолвником, так как сердце его и жизнь его чужды суеты и многопопечительности. «Невозможно уму безмолвствовать без безмолвия телесного». Это значит, что кто по жизни своей не удаляется от суетных занятий и забот, тот не может и ум свой заставить быть вне всяких сует. Например, человек, пришедший на базар, разве может удержаться, чтобы не подумать о чем-либо суетном, когда видит эту суету. Разве может купец, или учитель, или еще кто-либо из занимающихся общественным делом, тем более житейским, не заботиться, не волноваться, не разговаривать о своем деле, а все эти волнения и заботы без участия ума человека невозможны, поневоле ум оставляет безмолвие. Безмолвие – дело отрекшихся от мира.

Затем 5-й вопрос: «Всем ли можно надеяться на прощение, помилование и заступление от Господа?». Да, всем. Кто ко Господу притекает, тот от Господа милость и получает. Кто не притекает, тот и не получает. Притча о блудном сыне ясно все доказывает. Кто сомневается в милосердии Божием, тот даже погрешает. Другое дело – по сознанию своего недостоинства, от сознания множества грехов своих считать себя недостойными. Это хорошо. Но, считая себя недостояным, все же надо надеяться на милосердие Божие. Пред Господом все – грешники. «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (2 Пар. 6, 36; 3 Цар. 8, 46; Екк. 7, 20). – «Не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142, 2). А Господь милостив. Надеющийся на Господа не постыдится. «Просите и дастся вам» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9). Проси и ты милости Божией, и Господь тебя не оставит. Смиряйся, кайся во грехах и считай себя грешницей, – и Господь подаст тебе Свою милость.

15/28 июля 1926 г.
Козельск.

ПИСЬМО №4(60)

Неизвестному лицу

... Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при переживании различных скорбей и внешних, и внутренних, душевных.

Молись Богу о удалении от тебя напасти, и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предавай близких сердцу, близких твоих воле Божией, всесвятой и премудрой [18]...

«Слава Богу, слава Богу! За все слава Богу!» От этих чудных святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все. Аминь.

12/25 августа 1926 г.

__________________________________________________________________________

[1] После закрытия монастыря и разгона всех братий около десятка скитских «старичков», совершенно беспомощных, оказались на улице (о. Петр, по прозвищу Карлик, слепые о. Тихон и о. Иаков и др.). О. Никон устроил их на квартире в Козельске, называя сие общежитие богадельней, навещая и заботясь о них.

[2] Этим киселем прп. Никон заклеивал записочки.

[3] Письмо из Москвы, куда о. Никон ездил прощаться с умирающей матерью.

[4] О. Кирилл (Зленко). Один из келейников и духовных чад прп. Варсонофия. В Оптине с 20 лет. Находясь в Калужской тюрьме, получал помощь от духовных чад прп. Никона. В 1929 г. был сослан в Туркестан, где обострился его туберкулез, которым он заболел, еще будучи оптинским послушником. В ссылке за ним самоотверженно ухаживала Анастасия Бобкова (впоследствии мон. Анимаиса, схимон. Анастасия + 1978 г.), сестра Ирины Бобковой. В 1928 г. о. Кирилл писал в ссылку о. Никону из Калужской тюрьмы: «... Незадолго перед отходом в вечность, наш отец и Наставник Б. Варсонофий мне сказал: через 10 лет тебя постигнут скорби! Слова эти не отозвались особенно в сердце моем, но в нем я их тогда сложил. Исполнилось 10 лет со дня смерти Старца, и предсказание его начало сбываться.: в 23 г. – выгнан из монастыря, в 25 и 26 – известные Вам мои визиты в Калуж. г., и, наконец, 27 г. – далекая ссылка...». После Туркестана переселился в Белев Тульской обл., поближе к Оптине, откуда также был выслан и поселился в г. Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской обл., где 19 июля/1 августа 1937 г. (?) преставился ко Господу. Имя брата Кирилла неоднократно упоминается о. Никоном в его Дневнике (1-й том наст. изд.).

[5] Это письмо адресовано Уфимскому и Мензелинскому епископу Михею (Алексееву, + 03.02.1931 г.), который с 22.12.1913 г. пребывал на покое, поселившись в Оптиной Пустыни, а после ее закрытия перебрался на жительство в г. Козельск.

[6] Письма №51–53 (54–?) адресованы Оптинскому иеромонаху Геронтию (Григорию Ермакову, р. 1886). В Оптину поступил в 1910 г. В прошлом – один из келейников прп. Варсонофия. После закрытия Оптиной пел на клиросе и иногда служил в Успенском соборе Козельска. Позже был сослан в Кемь, где и скончался.

[7] Мелкая промысловая озерная рыба, разновидность корюшки.

[8] Мон. Амвросия (Оберучева). См. письма к ней №105–116 и примечание к ним.

[9] Некоторые сестры устроились в сторожке при Успенском Соборе Козельска.

[10] Сестры Межековы.

[11] Иером. Досифей, фельдшер. После отъезда прп. Нектария в с. Холмищи был назначен духовником братии. Дважды был арестован и сослан. Дальнейшая судьба неизвестна.

[12] Иером. Иоанн (Илья Жирнов), бывший Оптинский послушник. Умер в ссылке.

[13] О. Георгию – второму священнику Успенского собора Козельска; или о. Георгию (Попову) – бывшему Оптинцу. Расстрелян в 1938 г.

[14] Оптинский иером. Рафаил (Родион Шейченко) – до монастыря служил в Сухиничах. После закрытия Оптиной – в Георгиевском храме г. Козельска. Похоронен на городском кладбище (+6/19 июня 1957 г.).

[15] Возможно, что это письмо адресовано также о. Геронтию.

[16] В Соловках.

[17] Оптинский иером. Иосиф (Иван Васильевич Полевой). Умер в 1932 и 1933 г.

[18] Из сочинений еп. Игнатия.

 

[1-18] [19-43] [44-60] [61-75] [76-98] [99-115] [116-120] [121-127] [128-141] [142-158]