Виды Введенского собора и храма прп. Марии Египетской до их реставрации
Весьма печальное зрелище представляла собой Оптина Пустынь спустя десятилетия после ее закрытия. Был полностью разрушен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, разорен некрополь. Остались лишь малые участки старых монастырских дорожек, по которым с великим трудом можно было догадываться о прежнем виде монастырской территории, и тем более - отдельных могил. Вполне понятно, сколь трудно было после такой разрухи заниматься поиском дорогих могил Старцев на монастырском некрополе.
А: Так выглядел восстановленный монастырский некрополь вплоть до 7 июля 1998 года (фрагмент).
Считалось, что могилы располагались следующим образом:
(1) - место бывшего погребения старца Амвросия;
(2) - могила старца Макария;
(3) - могила старца Льва;
(4) - могила Алексия Желябужского;
(5) - могила старца Анатолия (Потапова). По другому предположению она находилась на месте, обозначенном цифрой (6);
(7) - могила старца Иосифа;
(8) - общая братская могила, где покоятся останки, переложенные с места, на котором устроен Никольский придел;
(9) - место погребения братьев Киреевских
Поскольку существовало разномыслие по поводу расположения могил Старцев, прояснить ситуацию могли только раскопки на месте погребения святых угодников Божиих, а это означало ничто иное, как обретение их святых мощей. К такому важному делу надо было тщательно подготовиться и прежде всего определить достойное место, куда будут переложены для почитания обретенные мощи. Восстановленный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был для этого прекрасно приспособлен. Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года приступили к работам по обретению святых мощей Старцев, погребенных на монастырском некрополе.
7 июля 1998 года.
Молебен перед началом работ
8 июля, в день кончины преподобного Никона оптинского, служащие вышли на некрополь. На месте работы было совершено каждение и величание собору оптинских Старцев.
Видна палатка над местом работ по обретению мощей преподобных старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия.
Момент проведения раскопок
Крест на мощах старца Варсонофия
О месте погребения старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия никогда ни у кого не возникало сомнений. Сохранившиеся фотографии дают ясные и точные ориентиры этого места. К тому же на этом месте ранее уже были предприняты раскопки, и были обнаружены границы склепов, в которых были похоронены эти два Старца. Таким образом, работы, начавшиеся 7 июля 1998 года, завершились успешно, мощи старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия были обретены без особых сложностей.
Деревянный настил, сделанный над предполагаемыми склепами старцев Льва и Макария после первых раскопок в 1990 году
По снятии деревянного настила стали видны два склепа с обвалившимися сводами
Вопрос о том, с чего начинать работы на некрополе за алтарем Никольского придела не возникал, ибо, если считать, что обретенные в 1988 году мощи преп. Амвросия действительно принадлежат ему, то, как ясно видно на всех сохранившихся фотографиях и из всех печатных свидетельств, слева от места его погребения должен находиться склеп старца Макария, за ним - старца Льва (см. (2), (3) на рис. Б).
К тому же, на предполагаемом месте погребения старцев Льва и Макария ранее уже совершались раскопки, и были обнаружены два обвалившихся склепа, хотя из чувства глубокого благоговения к Старцам никто не посмел их тронуть. Над ними был устроен прочный деревянный настил, укрыт рубероидом и все вновь засыпано землей.
В тот же день 7 июля 1998 года, буквально через 15-20 минут после начала раскопок, все увидели этот ранее сделанный настил. Когда его убрали и вычистили землю, стали видны два склепа с обвалившимися сводами. В процессе дальнейших работ, проведенных с особой тщательностью и осторожностью, в этих двух склепах были обнаружены очень хорошо сохранившиеся останки двух мирских людей. В крайнем (к северу) склепе был гроб, обитый цинком. В нем покоилось тело мирского человека, одетого в длинный плащ или служебный мундир, ноги его были обуты в кожаные сапоги. На одежде сохранились металлические пуговицы, вокруг шеи — воротник мирской одежды. Руки усопшего лежали не на груди, а вдоль тела; хорошо сохранились узкие рукава мирской одежды. Глядя несколько в профиль, видим как бы портрет И.В. Киреевского, с его характерной бородой, в середине подбородка почти лишенной волос. Обитый цинком гроб вероятнее всего принадлежит ему, так как именно его тело привезли из Санкт-Петербурга, где он скончался от холеры. Известно также, что Киреевские погребены близ могилы старцев Льва и Макария.
Виден гроб, обитый цинковыми листами
В гробу – останки мирского человека, по всем признакам – И.В. Киреевского