Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ес­ли солн­це всег­да бу­дет све­тить, то в по­ле все по­вя­нет, по­то­му ну­жен бы­ва­ет дождь. Ес­ли все бу­дет дож­дить, то все поп­ре­ет, по­то­му ну­жен ве­тер, что­бы про­ду­вал. А ес­ли вет­ра не­дос­та­точ­но, то нуж­на бы­ва­ет и бу­ря, что­бы все про­нес­ло. Че­ло­ве­ку все это в свое вре­мя бы­ва­ет по­лез­но, по­то­му что он из­мен­чив.

прп. Амвросий

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

прп. Амвросий

Ес­ли че­ло­век тер­пит скор­би с по­кор­ностью во­ле Бо­жи­ей, ис­по­ве­ду­ясь во гре­хах сво­их, то чрез это из­бав­ля­ет­ся от тя­го­ты веч­ных му­че­ний. По­э­то­му луч­ше по­тер­пим здесь неп­ри­ят­нос­ти, как бы они тяж­ки ни бы­ли, воз­вер­зая пе­чаль свою на Гос­по­да и мо­лясь Ему со сми­ре­ни­ем, да из­ба­вит нас от ма­ло­ду­шия и от­ча­я­ния, ко­то­рые ху­же вся­ких гре­хов.

прп. Амвросий

«СТАРЫЙ ДРУГ»
(продолжение)

читать предыдущий фрагмент

 

Прошел год ... я летел на почтовой тройке по Калужскому большаку в Оптину. На последней станции лошадей с молодым коренником запрягли мне бойких, и под веселый звон колокольчика, обгоняя воза со снопами, я наслаждался и своим радостным настроением, и предстоящим свиданьем, и красотою вечера, и моею молодостью.

Бездна новых впечатлений была пережита за этот год. Душа вся открылась навстречу призывавшей жизни. Было столько надежд впереди, все казалось таким возможным. Столько в голове роилось планов, так верилось людям, — сочувствию и «прекраснодушию», — и удачам во всем, и ничто не смущало еще этого праздника молодости. Только легкою тенью были некоторые угрызения совести за то, что мало из хороших решений исполнено, что часто делалось не то хорошее, которого желал, а то дурное, которого не желал. Но даже сознание это, что есть раскаяние, скорее радовало, чем томило.

Я ехал в Оптину, чтоб исповедоваться отцу Амвросию и о многом-многом поговорить с ним.

На следующее утро часов в десять я дожидался в маленькой приемной. К старцу вызвали сидевшего со мною высокого здоровенного полковника, как я узнал, из Туркестана. Оставив своих маленьких трех сынишек в приемной, он пошел в келью старца. Народу в приемной разного звания и из разных мест все прибывало. Вернувшись минут через десять, полковник повел сыновей в темные сенцы. Старец должен был выйти туда на так называемое «общее благословение». Я стал в сенях у порога в приемную. Одна из дверей в глубине их раскрылась. Все опустились на колена. Послышался стук клюки по полу, и отец Амвросий появился в сенях и стал благословлять всех и говорить с теми, кто к нему обращался. Находившийся около меня полковник, своими могучими руками обхватив стоявших перед ним своих мальчиков, сказал:

— Вот, батюшка, благословите растить!

С трогательною улыбкой отец Амвросий сказал отцу:

— Ишь, богатыри какие! — и, гладя их по головкам, спросил их имена и благословил каждого, нагибаясь к ним и заглядывая в глаза.

Затем следовал я. Келейник назвал меня — «они у нас в прошлом году с братцем были».

— А, Левушка, — весело произнес отец Амвросий, — теперь уж сам приехал.

— Да, батюшка, сам к вам приехал.

— Ну, пойдем ко мне!

И, повернувшись, он пошел в свою комнату.

Комната была маленькая, с изразцовою печью. В окна смотрели ветви деревьев. У одной стены стояла очень простая деревянная кровать, напротив — диван. У изголовья совершенно простой некрашеный стол, с книжками и просфорами. Стены были увешаны образами и рисунками.

Прп. Амвросий

Он лег на кровать и, повернувшись ко мне, сказал, указывая на стоявший возле стул.

— Ну, присядь.

Но я опустился на колена около кровати, и вовсе не для того, чтобы выказать смирение, а потому что мне как-то этого хотелось, и начал говорить с ним.

В этот приезд в Оптину я провел в ней более недели и всякий день бывал у старца.

Нет слов передать то благодатное ощущение, которое сходило на душу в его присутствии. Это, конечно, было следствием жившей в нем благодати.

Если есть в голове какая-нибудь тревожная мысль, неприятное чувство, страх какой-нибудь, сомнение, — только что увидишь его — сняло все как рукой, и на сердце так покойно и сладко, точно вошел в Божью ограду, увидел над собою Божий покров.

Придешь к нему; уж в дверях, прежде чем переступил порог, встречает его приветливое, веселое, часто шутливое слово; начнешь говорить — и как говорится! Лучше и понятнее, чем самому с собой. Так и чувствуешь, что все он понимает, малейшие оттенки твоей мысли, все изгибы душевные. И часто хочешь дополнить что-нибудь важное, а он уж одним словом говорит, что это понял и уже имеет в виду. Он был в этом отношении как старый друг, изучивший вас вдоль и поперек, знающий с детства всю вашу жизнь и понимающий вас потому всякую минуту с полуслова или даже и вовсе без слов.

 

продолжение следует ...


Воспоминания Е. Н. Поселянина
Из книги «Оптина Пустынь в воспоминаниях очевидцев»