Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Че­ло­век сми­рен­ный жи­вет на зем­ле, как в Царстве Не­бес­ном, всег­да ве­сел, и спо­ко­ен, и всем до­во­лен.

преп. Антоний

Бог по­се­ща­ет Сво­ею ми­лос­тию толь­ко сми­рен­ных.

преп. Амвросий

Сми­ряй­ся боль­ше ду­хом,– сми­ре­ние и де­ла за­ме­ня­ет. Тер­пи все невз­го­ды и пре­да­вай­ся Гос­по­ду.

преп. Амвросий

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов»

Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17), — обетовал Господь Адаму как наказание за преслушание. С тех пор все потомки Адама вынуждены в поте лица своего добывать хлеб насущный. Но Матерь Божия как самая близкая Своему Сыну по плоти, сияющая и в Небесном Царствии светлейши всех херувим и серафим, может смягчать сей непреложный закон для рабов Ее Сына, «труждающихся во имя Его вечного ради спасения» (из тропаря Ик. Б. М. «Спорительница хлебов). Церковное предание сохранило нам множество примеров подобного рода. Прп. Серафим Саровский и прп. Александр Свирский при своей жизни получили много милостей от Божией Матери, а по их смерти Пресвятая Богородица обещала им особое попечение об их обителях, если только те не оскудеют духовно.

Но наиболее яркий пример всегдашнего милосердия Божией Матери об иночествующих, можно взять из жизни прп. Афанасия Афонского (†1000), который однажды из-за голода был вынужден покинуть свой монастырь. На пути ему явилась Богородица и приказала вернуться в обитель и обещала, что с этого момента берет пропитание обители на Себя. В честь этого явления была написана икона Божией Матери Экономисса, а в Великой Лавре с тех пор нет эконома, а только подъэконом, поскольку сама Богородица считается главным экономом (Экономиссой) монастыря.

Неслучайно поэтому, что особенно Матерь Божия промышляет об иночествующих. Поскольку Божие наказание имело своей целью обязать человека трудиться, дабы он не впал по праздности в еще горшие преступления, так и милость Пресвятой Богородицы, облегчающая этот труд, касается преимущественно тех людей, которые уже твердо стоят на пути благочестия, и снятие с них части забот о хлебе насущном не только не причинит им вреда, но и высвободит их силы для духовных занятий, которыми являются трезвение и молитва. Видимо по этой причине образ иконы «Спорительница хлебов» родился в женском монастыре, который основал прп. Амвросий Оптинский в Калужской губернии.

На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты для благословения. Под ней — сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи.

Прп. Амвросий заказал написать сей образ с иконы, имевшейся в женском Болховском Всехсвятском монастыре примерно в 1889 году. После написания иконы, старец рассылал ее фотоснимки своим духовным чадам как благословение Божией Матери и свое.

Уже в 1891 г. чудотворная икона излила свою благодать на Шамординскую обитель заметным для всех образом. В то время как везде по России был голод из-за неурожая, в Калужской губернии и Шамордино хлеб уродился. С тех пор к этой иконе обращаются в молитве, прося у Богородицы помощи в сельхозработах, а в Оптиной Пустыни в честь нее построен храм, воздвигнутый стараниями братии на подсобном хозяйстве.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»[1] был заложен в прославленной Обители в 1998 г., причем в основание алтаря положен камень, взятый с «поля пастушков» в Палестине, где ангелы благовествовали пастухам Рождество Христово. Двумя годами позже 6 февраля 2000 г. храм был освящен митрополитом Климентом на день памяти блж. Ксении Петербургской. Он явился логичным завершением всего комплекса строений подсобного хозяйства к тому времени уже построенных. Выполненный в традиционном русском стиле, небольших размеров на 100–150 молящихся, храм кажется устремленным в небо, он является очевидной архитектурной доминантой всего комплекса зданий, находящихся здесь. С ним ощутимо прибавилось благодати на подсобном хозяйстве, один взгляд на него радует сердце и как-то облегчает душу от забот.

Алтарная часть храма выходит на монастырские теплицы, а западный фасад — на зернохранилище. Рядом с храмом коровник, мельница, братские корпуса; отсюда с молебна о начале работ начинается полевой сезон, а 28 октября, в день иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», заканчивается Крестным ходом вокруг храма. К этому времени основной урожай уже собран и престольный праздник храма, установленный в этот октябрьский день по прямому указанию прп. Амвросия[2], дает возможность братии и паломникам выразить свою благодарность Богу и Его Пречистой матери за их благодеяния, излитые на обитель в прошедший сезон.

В течение года братия трудится на полях, в теплицах, на птичнике, коровнике, конюшне, пасеке, а в храме идет своя жизнь, невидимым образом осеняющая человеческие труды Божиим благословением. Круглосуточно на протяжении всего года кроме светлой седмицы здесь читается псалтирь с поминовением живых и мертвых, 2–3 раза в неделю совершается литургия, еженедельно служится акафист с оригинальным припевом, написанным самим прп. Амвросием — «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным, росу благодати Твоея и яви нам милосердие Твое». На литургиях в небольшом храме как-то необычно светло и празднично, храм пользуется популярностью среди паломников, живущих при обители и послушающихся на подсобном хозяйстве.

Братия «Оптиной пустыни» в свою очередь верует, что их молитва к Заступнице рода христианского не остается без ответа, и Божия Матерь ощутимо помогает им в их трудах. С тех пор как храм действует, трудно припомнить год, когда бы в монастыре случился плохой урожай или погибла бы значительная часть культур. Несмотря на все наши грехи, Пресвятая Богородица долготерпит нас и подает нам «вся обильно к наслаждению».

[1] Проект храма разработан силами архитектурного отдела монастыря.

[2] Почивший 23 октября по н. ст., прп. Амвросий и сам потом был похоронен в тот день, который он выбрал для празднования новой иконы, то есть 28 октября 1891 г.