Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто ус­ту­па­ет, тот по­лу­ча­ет три ось­муш­ки с по­ло­ви­ной, а кто мнит­ся и пра­во нас­та­и­вать, тот по­лу­ча­ет толь­ко од­ну ось­муш­ку, а иног­да и од­ной не по­лу­ча­ет, ког­да сам расстро­ит­ся и дру­го­го расстро­ит.

преп. Амвросий

Про­ти­во­дей­ство­вать и бо­роть­ся с людь­ми, при­чи­ня­ю­щи­ми зло, не на­до, не толь­ко де­лом или сло­вом, но да­же в по­мыс­лах сво­их. Ина­че бе­сы бу­дут по­беж­дать. За та­ких лю­дей на­до мо­лить­ся. Тог­да Гос­подь по­мо­жет и бе­сы отс­ту­пят. Мо­нах дол­жен к смер­ти го­то­вить­ся, по­э­то­му на­до всег­да ду­мать о том, что­бы встре­тить смерть в ми­ре со все­ми.

преп. Никон

Пер­вей­шее и са­мо­нуж­ней­шее сред­ство к при­ми­ре­нию с оби­дя­щи­ми и го­ня­щи­ми нас есть мо­лить о них по за­по­ве­ди Хрис­то­вой.

преп. Лев

Взявший свой крест Памяти преподобноисповедника Рафаила (Шейченко)

Совсем не долго ему удалось «подышать ароматами духовного сада» знаменитой своим старчеством обители, ведь Господь судил жить ему в эпоху, когда Русская Церковь подверглась невиданным по масштабу гонениям. Почти все насельники Оптиной Пустыни были репрессированы: расстреляны, заключены в лагеря и тюрьмы, сосланы.

Прписп. Рафаил Оптинский

Из сорока лет своего монашеского подвига, двадцать он провел в концлагерях строгого режима, а периоды жизни на свободе – в гонениях, лишениях и болезнях. Терпя эти испытания, исповедник не жаловался на судьбу, не проклинал тех, кто послужил орудием воли Божией, а смиренно, благодаря Бога за все, нес свой крест.

Он много писал. Письма из заключения, написанные «кровью своего сердца», были для его адресатов – духовных чад: монахини Любови (Васютиной), Параскевы Сергеевны, Антонины и Анны Шатовых, Бортнянской Валентины, Булгаковой Елизаветы и других – путеводными маяками в духовном мраке того времени. А значит и сегодня, во дни информационно темного, мутного потока жизни, они представляют особую ценность для верующего читателя.

Прписп. Рафаил Оптинский

К сожалению, многое из его духовного наследия утрачено, некоторые письма были изъяты спецслужбами в лагере, о чем сожалел сам батюшка: «Письмо мое, как и прочие, погибло... Там кто-то интересуется»...

Вот лишь несколько фрагментов выстраданной духовной мудрости:

«...Жалею вас больше, чем себя. Я уже таковский, скорби, поношения и прочее – это мой удел. Но они моя мудрость, радость и спасение. Ими хвалюсь, за них благодарю Бога моего паче, чем за все благодеяния жизни моей. Они – очищение грехов моих, они есть лестница моя на Небо – егоже, глубоко верю. Господь не лишит меня неизреченным милосердием Своим. Ему слава за всё, за всё!»

***

Прписп. Рафаил

«Слышишь, чадо, не только терпи, но возлюби. Ибо терпеть можно «стоически», язычески стиснув зубы. А любить страдания – это христианский мученический подвиг. Так любил свои страдания за Господа св. мч. Евстратий, который во время страданий молился, благодарил Господа, взывая: «Телесная бо страдания суть веселие рабам Твоим». И св. мц. Параскева: «Приидите тело мое мечом ссецыте и огнем сожгите, аз бо радуяся иду ко Христу, Жениху моему»

***

«Письма твои все получил и последнее от 3 октября, в котором описываешь торжества освящения храма. Радуюсь купно со всеми Вами и воздаю славу и благодарение Господу – творящу милость Свою с нами, недостойными.

Зело радостно иметь храм благолепный и молитися в нем. Но еще горестней тому, кто «храм свой носяй телесный весь осквернен» и душу нераскаяну и омрачену грехи многи...

Очищайтесь! Освящайтесь!

Се Жених грядет в полунощи и блажен раб егоже обрящет бдяща!... Да будут светильницы Ваша уготованы и преисполнены св. Елея христианских добродетелей.

Горе оставшимся вне Чертога и услышавша от Божественного Жениха: "Не вем вас!..."»

Храм Преображения Господня в Оптиной Пустыни, где почивают мощи преподобного Рафаила

«Аз же грешный извержен святого храма и даже вне града лежащ наг на гноище и смердящ грехи моими. Смиренно реку Богу: вскую отринул меня от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя чуждая тьма окаянного! Но Ты Создатель и Бог мой, кающегося приими мя, воссозижди всесильною и Божественною десницею Твоею разрушенный храм души моея. Благодатию Своею освяти, очисти от всякия скверны... Созижди, Владыко, и в моем грешном сердце дух сокрушен, смирен, и св. Престол для немолчной хвалы и славы Тебя, Триединого Бога, дивного и праведного во всех путех и делех Твоих во веки!!! Тебе слава за всё!!!»

***

«О мне не скорби, хотя я старею, белею, слабею – глупею, но еще топчу землю и посильно (инвалидно) тружусь в покорности, терпении и благодарении Господа – за всё, за всё, и во веки»...

Рака с мощами преподобного Рафаила

Но еще задолго до написания этих живых строк, его крестный путь начинался так светло и воодушевленно:

«Ранним майским утром, в расцвете своей весны, подошел я к святым воротам Оптиной Пустыни. Котомка странническая уже тяготила мои плечи, в руках у меня был мой долгий верный спутник — посох. Вокруг царила майская утренняя тишина, и весенняя прелесть пробуждающейся природы ласкала взор и радовала сердце. Щебетали радостно птички, благоухали начинающие расцветать вокруг монастыря фруктовые сады; где-то вдали, на берегу реки Жиздры, в зарослях, разливались утренние, звучные трели соловья.

Раздался благовест монастырского колокола, зовущий на молитву ранней Божественной Литургии. Святые ворота были уже открыты. Богомольцы с умиленными лицами спешили в святой храм.

Но не спешил войти только я. Какая-то сила удерживала меня. Я остановился у святых ворот, погруженный в думу, как тот путник, русский богатырь, на распутье дорог.

Да, было над чем призадуматься мне, было что решить и решить навсегда и безвозвратно.

Ведь я шел в эту славную Оптину Пустынь, в колыбель духовного окормления Богомудрых Старцев и Духоносных Отцов — не только помолиться, — но поселиться!

Я нес сюда, к честным стопам Старцев, а паче к подножию Святого Креста Христова, свою волю, свою юность и жизнь.

Я шел сюда — умереть для мира… От дней детства я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития…

И вот я стоял у преддверья желаний моих… Душа моя рвалась — войти. Но голос, голос юности и плоти горце взывал ей: «Куда ты влечешь меня? Там вдали оставлены тобою престарелые родители. <…> Там ждут тебя кровные братья, там ждут любившие тебя юноши, друзья и девы <…>.

А тут, за порогом сим, на всю жизнь ждут тебя подвиги самоотвержения…

Жизнь хождения как бы перед лицом Самого Бога, в Боге и для Бога. Куда ты влечешь меня?!» — так взывала ко мне юность.

Так вопияла во мне плоть и кровь. Но и порывы души моей не унимались. Душа рвалась — туда, за святой порог.

Она готова была на все жертвы труда и подвига, она готова была — хоть на смерть. Она взывала со святым Царем: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!

И в эти минуты борьбы духа с плотью я возвел свой взор души туда — Горе — к Тому, Кому я вверял свою жизнь и спасение…

Я взывал о помощи Его благодатной: Боже! Изведи из темницы суеты и страстей — душу мою, исповедатися Имени Твоему и славити Тя Единого во веки!» <…>

И, как острие меча, слова Святого Евангелия уязвили истиной слов Богочеловека мое сердце: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет… Путь на небо всякому последователю Моему, а наипаче — иноку, лежит только через Голгофу с крестом в руках, с крестом на плечах…

… Я переступил благоговейно Святой Порог Обители — и … взял святой крест, сказав: Се покой мой — зде вселюся в век века! Кресту Твоему поклоняюся, Владыко!»…

Фрагменты взяты из воспоминаний и писем преподобноисповедника Рафаила (Шейченко)

Житие преподобноисповедника Рафаила (Шейченко)