Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как толь­ко при­дет в го­ло­ву осуж­де­ние, так сей­час же со вни­ма­ни­ем об­ра­ти­тесь: „Гос­по­ди, да­руй мне зре­ти мои сог­ре­ше­ния и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го".

преп. Нектарий

Ни­ко­го нель­зя осуж­дать, да­же са­мо­го от­ча­ян­но­го греш­ни­ка.

преп. Никон

Гос­подь ви­дит серд­це че­ло­ве­ков. А лю­ди в суж­де­ни­ях сво­их всег­да мо­гут оши­бать­ся, и тог­да суж­де­ния эти бы­ва­ют пло­дом прос­то­го празд­но­сло­вия.

преп. Никон

Закрытие Оптиной Пустыни Свидетельство очевидца

В марте 1923 года комиссия Козельского уисполкома приступила к ликвидации монастыря Оптина Пустынь. Монахам предлагалось немедленно покинуть обитель, «иначе будут приняты самые решительные меры через административные органы в боевом порядке».

К 15 апреля 1923 года монастырская братия была выселена из Оптиной Пустыни, все храмы, до этого находившиеся в ведении Общества верующих, перешли в ведении музея, который был создан на базе монастыря.

Это произошло ровно 95 лет назад. Один из иноков поруганной обители — иеромонах Памво (Колганов) написал простые, но удивительно пронзительные строки о тех трагических днях. Стихотворение называется «Правда об упразднении Оптиной пустыни». Это стихотворение сохранилось в архиве монастыря [1] и публикуется впервые.

Была прекрасная погода,

Но ничто не веселит,

Лишь плакать и скорбеть велит.

Советская власть церковь запечатала и не служили,

Отцы и братия сокрушались и тужили.

Вдруг милость оказали

И служить приказали.

В настоящее время служат и поют,

Усердно причащаются и слезы и льют.

Это всемирная радость и утешенье,

Для всех грешных спасенье.

Просили расписаться, чтобы монахи выходили,

Себе места бы находили.

Вторично скорбь и беда —

Оставить Оптин навсегда.

Отец и старец нас оставил,

Сугубо плакать и скорбеть заставил.

Монахи без глаз и без ноги

Просили меня — «помоги».

Суббота и другая —

Прости, Оптин дорогая!

Комиссар сказал: «Послушники и монахи

Убирайтесь на своих ногах!»

Монахи начали собираться,

Вещи брать и убираться.

Кто остригся в бламанжи [2]

Так благоразумно себя держи,

Кто из тульских цеховых,

С малолетства нет родных.

Старик семидесяти шести лет,

Ни сапог, ни дома нет.

Оптин дорогая, тихое пристанище, душевный покой,

Не знаю где еще найти такой.

Она всегда странных принимала,

Кормила и душевно питала.

Должно, мы прогневили Бога —

Вот нам широкая дорога;

Куда хочешь идти, —

Нет настоящего пути.

И виноватого не найдешь,

А сам от себя не уйдешь.

Господь вразумляет,

А не умерщвляет.

Аминь.

Краткая справка об авторе стихотворения.

Памво, иеромонах († 30.05.1924). В миру Павел Терентьевич Колганов, из цеховых г. Тулы. Обучался в приходском училище. В монастырь поступил в возрасте 32 лет в июле 1879 г. Определен в число братии 29 февраля 1884 г. Пострижен в монашество 21 марта 1892 г. Рукоположен во иеродиакона 18 марта 1900 г. Командирован для служения на Санкт-Петербургское подворье Перемышльского монастыря по указу Калужской духовной консистории 18 марта 1901 г. Определен в Лютиков монастырь 22 марта 1902 г. Рукоположен во иеромонаха 2 октября 1905 г. Награжден набедренником 7 марта 1912 г. Назначен заведующим Санкт-Петербургским подворьем 19 декабря 1912 г. Уволен от должности заведующего подворьем 27 января 1915 г. Назначен и.д. казначея монастыря 2 марта 1916 г. Возвратился в Оптину Пустынь в 1918–1919 г. Погребен, вероятно, на территории монастыря [3].


[1] Памво, иеромонах. Правда об упразднении Оптиной пустыни (стихи). 1923 г. Автограф. 1 л. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 106. Ед. хр. 24.

[2] Бламанже — холодный десерт, желе из миндального или коровьего молока, сахара и желатина. Здесь в перен. зн. — вероятно, изысканный человек, с хорошими манерами.

[3] Насельники Оптиной пустыни XVII–XXвеков: биографический справочник / Сост. Платон (Рожков), иером. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2017. С. 606–607.