<<предыдущая оглавление следующая>>
Терпение обид
Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5, 39). — То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша паки Господа, глаголющего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших...» (Мф.6, 14—15). Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. — Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10, 3). — Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны (преп. Амвросий).
...Пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «Держи ум горе' и твори неослабную молитву, — все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное (преп. Амвросий).
Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно помнить и не забывать, как уже тебе было писано, что исконный искуситель возмущает одних против других, и особенно против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно постороннее обращение, хотя бы с пренебрежением (преп. Амвросий).
Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: «спаси, Господи, и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ее молитвами помоги мне окаянной и грешной». Молиться так имеешь Евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Ср.: Мф.5, 44). Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так с верою и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее (преп. Амвросий).
Ты жалуешься на скорби. А у кого их нет? У каждого человека свои скорби, только для постороннего глаза они незаметны. Притом скажу тебе в утешение, что только через терпение скорбей и можно спасти свою душу. Замечают святые отцы: если бы не было скорбей, не было бы и святых. И Господь дал нам такую заповедь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) (преп. Иосиф).
Пишешь, что между сестрами есть неисправные. И матушке Игуменье писал я, и тебе пишу, что без этого обойтись нельзя, что и среди 12 Апостолов, окружавших Господа Иисуса Христа, оказался один изменник — Иуда. И пословица старинная такая сложилась: «В семье не без урода». Везде требуется терпение, ибо, по слову Господа, «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). А если не будет скорбей и нечего будет терпеть, то за что же нас спасать-то? (преп. Иосиф).
...Очень сочувствую вашей общемонастырской скорби. Но что делать? Есть народная пословица: «С горя не убиться, хлеба не лишиться». Хоть и пришлось вам потерпеть ущерб по обители, опять, при помощи Божией, начинайте строиться, в надежде на милость и помощь Божию, веруя словам уважаемого пастыря Христова стада о. Иоанна Кронштадтского, что Бог даст построиться еще лучше, чем прежде было. Господь да благословит и да поможет вам трудиться (преп. Иосиф).
Письмо твое получил. Не смущайся своим нездоровьем и своими тесными обстоятельствами. Таков путь иноческой жизни для всех желающих и ищущих душевного спасения. Святой Иоанн Лествичник говорит, что если монаха постигают скорби и болезни, то это верный признак, что для него в этом состоит большая душевная польза. Поэтому невидимые враги наши чрез помыслы и стараются вытеснить такого человека с занимаемого им места. Но поддаваться им отнюдь не следует, а должно все находящее терпеть, непременно призывая помощь Божию и смиряясь пред Господом и людьми, т. е. считая себя хуже и грешнее всех на свете (преп. Иосиф).
Пусть люди упрекают тебя и обзывают так или иначе. Они сами не видят, что творят. Молись за них такою молитвою: «Спаси, Господи, и помилуй рабынь Твоих (имена), и их ради святых молитв помилуй и меня грешную». Успокоительна такая молитва (преп. Иосиф).
Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вячеславы. Во-первых, должно сказать вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опытные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: через неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно расположить нас к самоукорению и покаянию, и молитвенно просить у Господа помилования. — Без неприятных же случаев человек склонен к самомнению. — Потому не смущайтесь, матушка, такими случаями (преп. Иосиф).
Ты пишешь о своих скорбях... Да и у кого их нет? Только у разбойника благоразумного нету скорбей, да ведь он на небе, а мы во юдоли плачевной, поэтому нам, пока мы облечены в бренную плоть, нам естественно скорбеть и даже плакать о содеянных нами лютых согрешениях. И только плачем, и только молитвою, и только чистосердечным покаянием достигнем той блаженной страны, в которой находится теперь святой благоразумный разбойник... Между прочим, кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя (преп. Иосиф).
Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы желаете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене места скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может, а напротив, скорби могут усугубиться, как сказывали старинные люди: побежишь от волка, нападешь на медведя. И Господь наш Иисус Христос во Святом Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби (преп. Иосиф).
...И видим, что еще вас Всепремилосердый Господь посещает, и к Себе в любовь призывает, и хочет вас одарить драгоценными дарованиями, но только просим и молим вашу любовь благодушествовать и с Божиею помощью да положимся, сколько возможно, потерпеть и Премилосердого Господа просить со благодарением и благохвалением. Просить Всемогущего Господа, дабы Своею всесильною десницею даровал вам терпение и мужественно переносить все неприятности. — А кроме сих средств избавитися невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу убогим душам... (преп. Лев).
...А когда восхощешь во утешение себе прочесть главу 12-ю ко Евреям, и обрящешь себе немалую отраду стесненной скорбями своей душе, да еще вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от Соборного Послания святого апостола Иакова главу 1-ю, и, прочитавши, Господь вам невидимо чувство подаст отрады плода послушания и обрадует вашу <душу> внутренним утешением, и тогда со радостью от 33-го псалма стих 7-й устами и сердцем возглаголешь: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань... Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится» (преп. Лев).
Не вижу таковых скорбей, которые были бы невыносимы. Аще и какие случаются, то получаю и помощь Божию, во еже понести оные. Невозможно же, чтобы совершенно избавиться от них, когда нам Господь наш Иисус Христос оставил их, яко наследие. Сам бо пострадал за нас. И святые апостолы, между многими учениями о терпении и необходимости скорбей, написали и сие, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Посему, не ища добровольно скорбей, должно повиноваться воле Божией. Какие Ему угодно послать нам скорби, принимать должны все с благодарением (преп. Лев).
Как-то утешал батюшка крестьянина, у которого украли колеса с повозки: «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание, и тогда малою скорбью избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан» (преп. Лев).
<На слова Апостола: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.» (2Кор. 12, 9)> ...Под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства, или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники благочестия. В притчах сказано: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому» (Притч. 3, 12). Подобает убо со благодарением терпеть совет Господень: тогда бо нам вместо второго мучения вменяются частые недуги, и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам благочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39, 2) (преп. Амвросий).
В болезнях телесных и огорчениях душевных и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс.65, 12). Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по Апостольскому слову, «долготерпит, милосердствует, не ищет своих си» (1Кор. 13, 4—5). Правда, что не легко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они - к войне» (Пс. 119, 6—7) (преп. Амвросий).
Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражиих и от наветов, действующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, и в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественна и с надеждою на помощь Божию <будешь> переносить встречающиеся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать (преп. Амвросий).
В твоем прискорбном положении нужно твердо помнить и не забывать, что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги (преп. Амвросий).
Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Святого Писания видим, что скорби приближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, как и чем кончится дело (преп. Амвросий).
Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: «Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие» (Пс. 36,1). И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Давида — вечер, утро и полудне. И еще два псалма — «Господь просвещение» (Пс. 26) и псалом «Живый в помощи» (Пс.90). Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать псалом «Терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс.39, 2). Не вотще сказано в Святом Писании, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), ради получения которого и поступили мы в монастырь (преп. Амвросий).
Не напрасно слышим повторяемое слово: ин суд человеческий, и ин суд Божий. Всеведущий Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет. В молитве Господней заповедано нам молиться так: Отче наш... да будет воля Твоя. Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: побежишь от волка, нападешь на медведя. Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже им угодно (преп. Амвросий).
Пишешь, что ты не ладишь со своей келейницей. Знай и помни, что через нее враг старается искушать тебя. Блаженный Екдик пишет: «егда помолишися, якоже подобает, ожидай тех, якоже не подобает». Хорошо помолившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это и будь осторожна (преп. Амвросий).
Вчера одна монахиня рассказывала мне следующее: ей являлся во сне старец, покойный игумен Антоний, и сказал: «Читай псалом второй кафизмы (должно быть, первый псалом)». Она спросила: «Для чего же читать?». Старец отвечал: «Его нужно читать в нашествии скорбей». Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игуменьи, что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе полезно читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный (преп. Амвросий).
Жалуешься на трудную жизнь. За то сказано в Писании утешение: «каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. 3, 8). Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду, и пространство, и покой и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не оставит (преп. Амвросий).
Царствие Небесное даруется всем милостью Божиею не без скорбей и праведным, то как же мы грешные не хотим ничего скорбного понести, желая получить оное (преп. Амвросий).
Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Евангельском и Апостольском учении, что «тесен и прискорбен путь, вводяй в живот» (Ср.: Мф.7, 14), и что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), и что «вси хотящий благочестно жити, гоними будут» (2 Тим. 3, 12). Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства, и особенное внимание обрати на последнее: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5, 11—12). А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: «не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгонящия ны» (Ср.: Мф. 5, 22, 44; Лк. 6, 37). Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: «помози, Господи, якоже веси, таким-то, и за их молитвы мне окаянной». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других (преп. Амвросий).
...Повторю Евангельские слова Самого Господа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Аз же грешный, со своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс. 36, 35—36). Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливые противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному суду Единого Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить (преп. Амвросий).
...Везде надобно приготовиться к смирению и терпению и вооружиться мужеством и упованием на милость и помощь Божию. В Евангелии сказано: «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33). А в Деяниях Апостольских: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего (преп. Амвросий).
Что касается укоризн от сестер, я говорил и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить!... (преп. Анатолий).
«Кто есть любяй мя? Точию приемляй от мене скорби» (Ср.: 2Кор. 2, 2), писал святой апостол Павел своим ученикам. Вот и я хотел попробовать новую монахиню: как она примет «от меня скорбь»? Оказалось, что не жалует меня мать Серафима со скорбями, а только с утешениями любит. ...Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтоб уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других, а вышло иначе (преп. Анатолий).
...Твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этом-то достославном послушании говорил апостол Павел в Посланиях: «Послушлив был даже до смерти, смерти же крестным: темже и Бог Его превознесе» (Флп.2, 8—9). Это послушание тем еще дорого, что не видно для других и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению (преп. Анатолий).
..Пишешь, что... N... беспокоят религиозные вопросы, подобные сему: виноват ли Иуда, потому что послужил орудием... Но ведь Иуду орудием предательства избрал сатана, заметив в нем сильную страсть сребролюбия. Христом же Спасителем он вчинен был в число избранных 12 Апостолов, и наравне с ними он наделен был всеми благодатными дарованиями, три года был наставляем Спасителем на всякую истину, а на Тайной Вечери и прямо был обличен, что «един от вас предаст Мя» (Мф.26, 21). Но Иуда и тогда не оставил злого своего намерения. Как же после всего этого он не виноват? Кроме этого, многие святые утверждают, что и Иуда получил бы прощение, если бы решился приносить покаяние подобно верховному апостолу Петру, трижды отрекшемуся Христа, но чрез покаяние получившему не только прощение своего греха, но и прежнее апостольское достоинство. Впрочем, по слову Иоанна Лествичника, бедственно есть испытывать непостижимые судьбы Божии, и кто на это дерзает, в том обличается недостаток смирения и противное свойство, то есть горделивость. Евангелие тем начинает и оканчивается: покайтеся! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать что выше нас и что от нас совсем не требуется (преп. Амвросий).
Приятно мне то, что ежедневно ходите вы на трапезу обще с сестрами; навыка сего прошу не оставлять до конца своих дней, что послужит к вашему спокойствию и здравию, а в ужин, с благословения Матушки, можно хлеб и квас приносить в свою келью, а если когда захочется вечером щей и каши, то лучше ходить в трапезу, в силу народной пословицы: «хлеб за брюхом не ходит...» (преп. Антоний).