Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Что де­лать? Так уж Гос­подь уст­ро­ил, что­бы вре­мен­ная жизнь на­ша без скор­бей не про­хо­ди­ла, как ска­за­но: вся­кая гла­ва в бо­лезнь, и вся­кое серд­це в пе­чаль. Но все­го уди­ви­тель­нее, что ни один свя­той муж, сколь­ко бы ни был свят и со­вер­шен, не про­вел жизнь свою без то­го, что­бы не пре­тер­петь че­го, и — то­го ра­ди, что­бы че­ло­век не пре­воз­но­сил­ся. И ес­ли свя­тые тер­пе­ли, а нам и коль­ми па­че долж­но тер­петь!

прп. Антоний

Бо­лез­ни те­лес­ные по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку от Бо­га не всег­да за грех в на­ка­за­ние, но иног­да и по бла­го­во­ле­нию для ос­во­бож­де­ния или для пре­дох­ра­не­ния нас от не­ду­гов ду­шев­ных, ко­то­рые не в при­мер опас­нее те­лес­ных.

прп. Антоний

При­у­чись боль­ше мол­чать, тог­да гре­шить и осуж­дать не бу­дешь. Ког­да пе­рес­та­нешь роп­тать, усерд­ней бу­дешь ра­ди Бо­га слу­жить боль­ным, то из­ба­вишь­ся от сво­ей бо­лез­ни не толь­ко те­ла, но и ду­ши. Ес­ли же при исп­рав­ле­нии бо­лезнь и не ос­та­вит, то зна­чит, это для то­го, что­бы за тер­пе­ние дать ве­нец в бу­ду­щей жиз­ни на бес­ко­неч­ное вре­мя.

прп. Иосиф

Неделя 29-я по Пятидесятнице Свт. Амвросия, еп. Медиоланского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Братья и сестры, сегодня евангельское чтение было посвящено одной из важнейших тем нашей христианской с вами жизни — теме благодарения. Не буду пересказывать текст, но вы помните, что десять прокаженных Господь и Бог наш Иисус Христос исцелил, по пути к священнику, а вернулся с благодарением только один. И тот был самарянин.

К сожалению, братья и сестры, мы с вами очень часто забываем о благодарности Богу, о том, что все Им создано, все сотворено. И проявлять мы свою любовь можем только через благодарение. «В Нем все быша, в Нем все создашася». И ничего своего мы не имеем. И это благодарение нужно не Ему, а прежде всего нам, ибо это чувство сыновнее, когда мы благодарим Господа. Подчас мы что-то просим у Господа в молитвах наших, получаем. Но многие ли идут из нас в храм Божий, чтобы заказать благодарственный молебен или отслужить литургию, помолиться, поблагодарить Господа Бога. Не так уж много таких. Не уподобляемся ли мы вот этим девяти, забывая о благодеяниях Божиих.

В повседневной жизни мы окружены постоянно заботой Господа нашего Иисуса Христа. Мы не замечаем подчас, что все на этой планете, оно для человека создано Господом Богом Вседержителем. И оно хвалит Господа, каждая букашка, каждая птичка, каждая травинка хвалит Господа. Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 06), сказано в Псалтири. А мы погружены в какие-то свои постоянные заботы. Нам, к сожалению, все мало. Мы просим у Господа, получаем, снова просим. Я знаю множество семейств, которые получая снова просят, и при этом думают: вот получу я жилье, и мне больше ничего не надо. Но получая какое-то благосостояние, человек на этом не останавливается. И у него какое-то понятие юношеского максимализма. Человек молодой еще, ему кажется, что все двери открыты, все он может достичь в этой жизни. Но чего бы он ни достиг, ему все мало. И в этом малом мы забываем благодарить, забываем останавливаться для благодарности Богу для выражения этого чувства. Где-то, конечно, с Божьей помощью на молитве мы помянем, возрадуемся, поблагодарим, но этого подчас недостаточно.

Мы забываем с вами благодарить Господа и в скорбях и в болезнях. Ведь многие из нас пришли в храм Божий благодаря вот каким-то скорбям, как то смерти родственников, несчастьях, каких-то семейных неурядицах, сложностях на работе. Многие пришли к Богу. И мы не понимаем, что через эти испытания Господь нас к Себе вел. И находясь в испытаниях, мы подчас ропщем вместо того чтобы принимать их как лекарство. Вообще-то мы должны даже благодарить за это. Святые угодники Божии благодарили, когда их посещали скорби, считая, что это милость Божия, обращенная к ним, что Господь посетил их Своей любовью. И через чувство благодарения только благодарственного сердца касается Господь Своею благодатью. Только тогда человек где-то сокрушается. Ведь сокрушенное сердце оно одновременно и благодарственное сердце, потому что человек ощущает свою немощь. Он ощущает величие Божие. И вот это величие Божие он прославляет, радуется.

И это чувство смиренное оно одновременно и радостное чувство благодарения. И только такому сердцу доступна благодать Божия. И только такое сердце Господь посещает, милует, умножает Свои дары в этом сердце. Поэтому конечно нам с вами подобает помнить об этом и благодарить Господа нашего Иисуса Христа, святых угодников Божиих, трудами которых и молитвами которых мы укрепляем и свою веру. И одним из таких святых угодников Божиих, память которого мы сегодня и совершаем, был святитель Амвросий Медиоланский. Не буду рассказывать его житие, которое вы можно почитать. Скажу лишь, что он был человеком глубоко верующим, глубоко чувствующим божественную литургию, службу, любил рассуждать о святых таинствах.

И вообще вся божественная служба — это благодарение Бога. Любая из ее частей начинается с благодарственного возгласа: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», — слышим мы на божественной литургии. И свое это чувство святитель выражал в молитвах. У него есть глубочайшие молитвы, которые читает священник перед божественной литургии. У него есть и замечательная хвалебная песнь, через которую он прославляет Господа и показывает, как славят Господа все миры, ангельский мир, хвалят Господа все твари.

Дай Бог и нам с вами поучиться этому у святителя Амвросия Медиоланского, научиться искренне благодарить Господа. И по этой благодарности Господь нас не оставит, а пошлет нам Свои великие дары и сподобит со временем спасения и Царства Небесного. Помоги, Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)