Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мо­на­ше­ст­во есть бла­же­н­ство, ка­кое толь­ко воз­мож­но для че­ло­ве­ка на зем­ле, вы­ше это­го бла­же­н­ства нет ни­че­го. И это по­то­му, что мо­на­ше­ст­во да­ет ключ ко внут­рен­ней жиз­ни. Бла­же­н­ство внут­ри нас, на­до толь­ко отк­рыть его. Пол­ное бла­же­н­ство на не­бе, в бу­ду­щей жиз­ни оно толь­ко про­дол­жа­ет­ся.

прп. Варсонофий

Ес­ли мо­нах пре­бы­ва­ет в мирс­ком до­ме, то на не­го смот­рят как на ми­ря­ни­на. Нель­зя мо­на­ху дол­го пре­бы­вать в ми­ру. Как ры­ба без во­ды, так и мо­нах вне мо­нас­ты­ря.

прписп. Никон

Мо­на­шес­кое де­ло на­ше: сми­рить­ся, да пок­ло­нить­ся, да поп­ро­сить про­ще­ние – тем и оп­рав­дан.

прп. Иларион

Страницы: <12345>

← к оглавлению

 

Возрождение

В 1983 году сформировалось и получило официальную регистрацию патриотическое объединение «Память». Основатели движения – ученые, художники, реставраторы – считали, что возрождение России возможно лишь на основе Православия, а успех в проведении любых внешних реформ целиком зависит от духовного состояния общества. Однако вскоре в результате внутренних разногласий его председатель Е.С. Бехтерева была вынуждена покинуть объединение, которое стало приобретать все более скандальную репутацию.

В 1987 году, когда в стране полным ходом шла подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси, в Оптиной пустыни царила мерзость запустения. На территории размещался учебный комбинат сельскохозяйственного оборудования; храмы были осквернены и полуразрушены, все вокруг завалено ржавым оборудованием, сломанной сельхозтехникой и всяческим хламом.

Узнав о том, что группа архитекторов-реставраторов выступила с инициативой о передаче Оптиной в ведение Министерства культуры, Елена Сергеевна Бехтерева решила помешать превращению святыни в музей и бороться за то, чтобы дать монастырю возможность жить полнокровной духовной жизнью. Обратившись за благословением к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову), Елена Сергеевна получила благословение на это богоугодное дело. Она составила письмо к Генсеку ЦК КПСС М.С. Горбачеву с просьбой передать Оптину пустынь Церкви. Это был опасный и рискованный шаг: одно дело – просьба об открытии музея и совсем иное – возрождение монастыря.

Подчеркнув значение монастыря как общенационального памятника культуры, описав разруху, в которой пребывала обитель, Елена Сергеевна писала: «…единственным достойным выходом из положения… была бы передача бывшего монастыря в ведение Русской Православной Церкви, а именно Свято-Данилова монастыря… Работы в Оптиной пустыни могли бы проводиться на базе существующих в Даниловом монастыре ремонтно-строительных организаций, используя их технику и рабочую силу... Передача Оптиной пустыни в ведение Церкви явилось бы гуманным актом исторического значения, который, как мы полагаем, встретил бы поддержку со стороны широких слоев советской и мировой общественности».

Еще необходимо было заручиться поддержкой знаменитостей, имеющих авторитет у власти. За несколько месяцев Елена Сергеевна собрала подписи выдающихся деятелей науки и искусства: академика Льва Понтрягина, академика Дмитрия Лихачева, писателей Валентина Распутина и Валерия Ганичева, летчика-космонавта Виталия Севастьянова, певца Ивана Козловского; композитора Георгия Свиридова.

Чтобы письмо не затерялось, попав в руки партийных бюрократов, его нужно было передать лично Горбачеву, и Елена Сергеевна решила обратиться к главному редактору журнала «Коммунист» академику Ивану Тимофеевичу Фролову. Однако долгое время ей связаться с ним не удавалось. И вот однажды, как вспоминает сама Бехтерева, она увидела в полусне старца Амвросия и расценила это как знак благоволения Божия к предпринятому делу. Вскоре встреча с академиком состоялась. Будучи коммунистом, Иван Тимофеевич все же не отказал в помощи. По воспоминаниям Елены Сергеевны, «он был крещен в детстве и был настоящим русским интеллигентом с чуткой православной душой и открытым сердцем, готовым вместить и воспринять благое»[17].

3 июня 1987 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери и равноапостольной царицы Елены, обращение было передано Михаилу Сергеевичу Горбачеву. По словам академика Фролова, решение было принято сразу же: прочитав письмо, Горбачев распорядился подготовить решение ЦК и немедленно начать по нему работу.

Как и предлагалось в письме, восстановление Оптиной пустыни было поручено Свято-Данилову монастырю. Архимандрит Тихон направил сюда строительную бригаду и необходимые материалы, а главное, трех монахов, которые стали первыми насельниками возрождающейся обители.

В октябре 1987 года, незадолго до дня памяти старца Амвросия (тогда еще не прославленного), в Оптину был направлен иеромонах Иосиф (Братищев), помощник эконома московского Данилова монастыря. Вместе с ним в обитель прибыла бригада строителей. Руководство сельскохозяйственного училища всячески сопротивлялось возрождению монастыря – единственным зданием, которое было передано обители, стала трапезная без крыши.

Введенский собор директор училища освободить отказался – в нем стояли токарные станки, – и только при содействии председателя местного исполкома отцу Иосифу удалось подготовить для богослужений северный Никольский придел. Однако разрешения служить в нем получено не было. Храм решили устроить в единственном полностью отремонтированном помещении монастыря – южной надвратной башне. Туда из Введенского собора перенесли фанерный иконостас, наклеили на него в должном порядке большие цветные фотографии икон – и храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был готов.

В канун празднования 1000-летия Крещения Руси, 17 ноября 1987 года, Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Весной 1988 года на семинаре в секции художников-монументалистов Всероссийского общества охраны истории и культуры Елена Сергеевна Бехтерева предложила провести в Оптиной пустыни субботник. Архимандрит Тихон предоставил микроавтобус. Четырнадцать человек художников и сама Е.С. Бехтерева отправились в Оптину заниматься тяжелой работой – очищать территорию, вручную разгребая кучи строительного мусора.

3 июня 1988 года в обители была отслужена первая Божественная литургия в надвратной Владимирской церкви, а затем был открыт и Введенский собор. А 13 августа 1988 года наместником монастыря был назначен архимандрит Троице-Сергиевой лавры Евлогий (Смирнов).

С 9 декабря 1988 года первые монахи поселились и в Иоанно-Предтеченском скиту. А 10 декабря, в день ее празднования, замироточила находившаяся там чтимая икона Божией Матери «Знамение».

Так начиналось возрождение обители, явившей православному миру дивный собор преподобных отцов, пережившей разорение и более шестидесяти лет лежавшей в руинах.

Владыка Евлогий (Смирнов)

6–9 июня 1988 года Поместный Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых великого старца Амвросия, первого из сонма Оптинских святых. 16 октября совершилось обретение святых мощей старца Иосифа, которые были ошибочно приняты за мощи старца Амвросия. Несомненно, это произошло не без промысла Божия, ведь преподобный Иосиф в течение тридцати лет исполнял послушание келейника старца, был «правой рукой» преподобного Амвросия. О нем повторяли слова блаженной старицы: «Что Амвросий, что Иосиф – одно». После кончины старца отец Иосиф перешел на жительство в его келью и стал его преемником. Даже внешне они были очень похожи. Можно сказать, что и здесь ближайший послушник смиренно «заместил» своего старца на время, пока не были обретены его честные мощи.

22 октября был освящен главный престол Введенского собора. А 16 ноября, в канун годовщины возвращения монастыря Церкви, Господь явил возрождающейся обители чудо: замироточили сразу два образа – преподобного Амвросия Оптинского и Казанской иконы Божией Матери.

9 апреля 1989 года, в Неделю 4-ю Великого поста, северный придел Введенского собора был освящен в честь преподобного Амвросия Оптинского. Освящение было совершено митрополитом Ростовским Владимиром (Сабоданом), управляющим делами Московской патриархии. Очевидец вспоминает: «Владыка приехал около 10 часов утра и, возглавив собор служащих, начал совершать освящение храма и придела в честь преподобного Амвросия. После полного освящения храма архиерейским чином началась Божественная литургия, за которой митрополит Владимир совершил две хиротонии: иеродиакон Антоний (келарь обители) был рукоположен в сан иеромонаха, в сан иеродиакона – инок Даниил. После братской трапезы владыка Владимир сказал краткое слово братии».

Патриарх Алексий II и архимандрит Венедикт (Пеньков)

16 июля 1989 года были обретены и перенесены в Оптину святые мощи старца Нектария, скончавшегося в изгнании и похороненного на кладбище села Холми́щи. Кладбище, где был похоронен старец Нектарий, находилось в еловом лесу, в двух километрах от села. Отслужив заупокойную литию, братия приступили к работе по обретению мощей. В земле попадались пули, осколки снарядов. Обретенные мощи были переложены в новый гроб. В Оптиной мощи встречали каждением и праздничным звоном. «Мы встретили честные останки отца Нектария, – записал летописец того времени послушник Игорь (Росляков), – переложили их в гроб и перенесли в храм. Была отслужена великая панихида. Мощи обнесли вокруг храма… Вечер был необыкновенный. Прозрачный, тихий, лучезарный. В душе появилось ощущение Оптиной такой, какой она была раньше, при старцах. Святость наполнила воздух. Было видно, как она хранит силою своею мир и вся, яже в нем. В храме пели “Вечную память”, и у ворот, где я дежурил, было слышно...» Честные мощи были положены во Введенском соборе.

1 февраля 1990 года Оптиной пустыни была возвращена большая часть Иоанно-Предтеченского скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского краеведческого музея до 2005 года), а 18 марта совершилось освящение скитского храма в честь Собора Иоанна Предтечи.

20 января 1991 года наместником Оптиной пустыни был назначен архимандрит Троице-Сергиевой лавры Венедикт (Пеньков). Именно с его деятельностью связано восстановление и благоустройство обители, как внешнее, так и внутреннее. Под его духовным руководством сформировалось нынешнее братство, сложились монастырские уставные и хозяйственные традиции. Отец Венедикт руководил монастырем вплоть до своего отшествия ко Господу 22 января 2018 года.

С 14 июля 2018 по 29 декабря 2021 года должность наместника монастыря исполнял епископ Можайский Леонид (Толмачев).

С 29 декабря 2021 года наместником Оптиной пустыни и викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Можайский» является епископ Иосиф (Королев).

 

← к оглавлению

<12345>