Убиенные братия
18 апреля 1993, в день Светлого Христова Воскресения, было совершено злодейское убийство трех братий Оптиной пустыни: иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима.
После ночной литургии и праздничного разговения иноки Ферапонт и Трофим звонили в колокола на звоннице, расположенной возле Введенского собора. Преступник, заранее подготовив орудие убийства с выгравированным на нем числом «666», подошел к инокам и заколол их. В это время отец Василий вышел из своей кельи и оправился в Предтеченский скит исповедовать на средней литургии. Совершив злодеяние, преступник побежал к скитским вратам, чтобы скрыться в лесу. Увидев у врат иеромонаха, он вонзил ему в спину меч. Смертельно раненый отец Василий скончался в машине скорой помощи, не доехав до больницы.
Почитание убиенных братий началось вскоре после случившегося. Молясь об их упокоении, многие стали обращаться к ним с прошением о помощи в своих нуждах. В 2008 году на месте погребения иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима, у восточной стены монастыря, была воздвигнута и освящена часовня. Тысячи паломников специально приезжают сюда, чтобы поклониться гробам убиенных, отслужить в часовне литию, помолиться об их упокоении.
«Поминая наших братьев, убиенных злодейской рукой, мы утешаемся, что они у Господа, что они получили великую награду, – сказал старец схиархимандрит Илий в годовщину кончины братий. – Они – мученики. И, приходя к ним на могилу, собеседуя и прося, люди чувствуют молитвенную помощь».
Вот уже много лет в монастырь стекаются свидетельства чудесной помощи наших мучеников. По их молитвам и вере просящих происходят исцеления, избавление от опасностей, разрешение тяжелых жизненных ситуаций. Имена иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта стали символом новой Оптиной, связующим ее с обителью великих старцев.
Верим, что Господь, даровавший нашим братиям не только во Христа веровать, но и страдать за Него (см. Флп. 1, 29), дарует им и венцы славы в невечернем дни Царствия Своего.
Прославление Собора Оптинских преподобных
Несколько лет братией монастыря велась активная работа по сбору материалов к прославлению Собора Оптинских преподобных. Тщательно готовилось обретение и идентификация их мощей.
В мае 1993 года начались восстановительные работы в Казанском храме. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, священноархимандрита монастыря, было совершено обследование места погребения схиархимандрита Моисея и схиигумена Антония (Путиловых), расположенного у южной стены храма, напротив Крестовоздвиженского придела. 26 декабря 1994 года совершилось обретение мощей схиархимандрита Моисея, а 27 декабря – схиигумена Антония. Мощи были положены в новые дубовые гробы и 22 января 1995 года торжественно захоронены под спудом на том же месте, в новосооруженных склепах. 11 февраля 1995 года были обретены мощи схиархимандрита Исаакия (Антимонова), а 26 мая состоялось их захоронение под спудом в Казанском храме, напротив северного придела в честь великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.
26 июля 1996 года состоялось долгожданное событие – были причислены к лику местночтимых святых тринадцать преподобных, просиявших в Оптиной пустыни: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Исаакий (Антимонов), Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, преподобноисповедник Никон и преподобномученик Исаакий (Бобраков). Совершив последнюю заупокойную литию на их могилах, Святейший Патриарх Алексий торжественно провозгласил во Введенском соборе монастыря Деяние о канонизации. На следующий день, 27 июля, Святейший Патриарх освятил воссозданный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и совершил в нем Божественную литургию.
7 июля 1998 года, в день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, братия приступили к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. 10 июля были обретены мощи преподобных Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова). Обретенные мощи положили в дубовые ковчеги, отслужили пред ними молебен и установили во Введенском соборе для поклонения.
23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия, Святейший Патриарх Алексий II освятил выстроенную по старым чертежам Владимирскую церковь, которая должна была стать храмом-усыпальницей оптинских преподобных. В этот же день мощи семи старцев: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова) были торжественно перенесены во Владимирский храм и положены в гранитные раки. А недавно обретенные мощи преподобного Амвросия перенесли во Введенский собор и положили в раку перед алтарем Амвросиевского придела.
6 февраля 2000 года архиепископом Калужским и Боровским Климентом был освящен новый храм обители в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», возведенный на монастырском подсобном хозяйстве. Эта икона, написанная по благословению старца Амвросия, особо почитается в Оптиной и Шамордино.
В августе 2000 года юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание Собора Оптинских святых, которые и по сей день незримо пребывают в своей обители и служат к пользе душ всех с молитвой к ним притекающих.
22 июня 2005 года состоялось обретение мощей иеромонаха Рафаила (Шейченко), погребенного на старом кладбище города Козельска. Братия перенесли мощи в Оптину пустынь – сначала на братское кладбище. 11 апреля 2006 года преподобноисповедник Рафаил был причислен к лику святых, его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 30 декабря 2007 года Наместник обители архимандрит Венедикт совершил малое освящение недавно построенного Преображенского храма. В тот же день торжественным крестным ходом мощи преподобноисповедника Рафаила были перенесены в этот храм и положены в раку, установленную в притворе, у западной стены.
В 2005–2007 годы братией обители велась активная работа по сбору материалов для канонизации оптинских новомучеников и исповедников. В архивах ФСБ изучались материалы судебно-следственных дел, а сведения о судьбах и обстоятельствах жизни братий, репрессированных после 1937 года, удалось получить в результате запросов в архивы целого ряда областей России, от Архангельска до Астрахани и Ростова. Были записаны воспоминания некоторых очевидцев той эпохи, тех, кто хорошо помнил последних оптинских монахов, найдена переписка и фотографии. Большую помощь в исследованиях оказал фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». В целом, на основании материалов судебно-следственных дел, писем, синодиков и мемуарных источников стали известны, в той или иной степени, судьбы почти двухсот братий.
На основании собранного материала к лику святых были причислены восемнадцать мучеников и исповедников Оптиной пустыни, а игуменом Дамаскиным (Орловским) написаны их жития. В Собор новомучеников и исповедников Российских XX века были включены имена: преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Пантелеимона (Аржаных), Лаврентия (Левченко), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Пафнутия (Костина), Авенира (Синицына), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Саввы (Суслова), Викентия (Никольского), Гурия (Самойлова), Игнатия (Даланова), Иоанникия (Дмитриева), преподобноисповедников Рафаила (Шейченко), Севастиана (Фомина), Агапита (Таубе) и мученика Бориса Козлова.
В 2016 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было установлено празднование Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. С тех пор оно совершается ежегодно 11/24 октября, в день памяти преподобного Льва, основателя оптинского старчества.
Другие статьи по теме:
Оптина пустынь и русская культура
Преподобный Паисий (Величковский). Начало оптинского старчества
Характерные отличительные черты старчества Оптиной пустыни
Оптина пустынь и выдающиеся деятели русской православной церкви
Список подвижников Оптиной пустыни
Обретение святых мощей и канонизация собора преподобных оптинских Старцев
[1] Кавелин Лев. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, дополненное. М.: 1876. С. 67.
[2] Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Т. 1. М. 2008. С. 35.
[3] Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 т. Т. 11 : Русская религиозность. Ч. II : Средние века. XIII–XV вв. М. : Мартис, 2004. С. 355.
[4] Летопись скита Оптиной пустыни : в 2 т. Т. 1 : 1820–1882. Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2022. С. 412.
[5] Т. е. старцу Льву.
[6] Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 3-е изд., доп. М., 1876. С. 118–119.
[7] Письмо Н.В. Гоголя А.П. Толстому от 10 июля 1850 г. / Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т. 14 : Письма : 1848–1852. Л., 1952. С. 194–195.
[8] Зайцев Б.К. Собр. соч. Т. 7 : Святая Русь. М., 2000. С. 385.
[9] Там же. С. 393.
[10] В это число включены только те, которые находились в монастыре на момент закрытия, т. е. до 1923 года.
[11] Сейчас называется Другуска.
[12] За свою активную деятельность по сохранению монастыря она только в 1920-е годы арестовывалась шестнадцать раз. В 1924 году ее заменили на более лояльную к новой власти сотрудницу, а в 1938 году расстреляли.
[13] Инструкция по изъятию ценностей // ОПИ ГИМ. Ф. 521. Ед. хр. 1. Л. 37.
[14] ГАКО Ф Р-800. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 35.
[15] Пруд в скиту для разведения рыбы.
[16] Солоухин В.А. Время собирать камни // Солоухин В.А. Собр. соч. : в 4-х т. Т. 3. М., 1984. С. 474.
[17] Бехтерева Е. Возвращение // Оптинский альманах. Вып. 4 : Крестный путь. [Козельск], 2013. С. 57.